Справочно-правовые информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:20, реферат

Описание работы

Основными причинами активного развития компьютерных СПС в России являются стремительное совершенствование и удешевление персональных компьютеров в последнее десятилетие, с одной стороны, и большое количество нормативных и других правовых документов, порожденных реформами политической и экономической жизни в стране, с другой стороны. В настоящее время существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решить которые можно лишь при использовании компьютерных СПС.

Файлы: 1 файл

справочно-правовые информационные системы.docx

— 37.11 Кб (Скачать файл)

Справочно-правовые информационные системы

Основными причинами активного  развития компьютерных СПС в России являются стремительное совершенствование  и удешевление персональных компьютеров  в последнее десятилетие, с одной  стороны, и большое количество нормативных  и других правовых документов, порожденных  реформами политической и экономической  жизни в стране, с другой стороны. В настоящее время существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решить которые  можно лишь при использовании  компьютерных СПС.

Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.

Использование компьютерных технологий для работы с законодательной  информацией началось еще во второй половине 1960-х гг. Сначала справочные системы создавались в основном в виде электронных картотек («электронных каталогов»). Так, бельгийская система  CREDOC, появившаяся на свет в 1967г., стала первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации.

Некоторые юридические электронные  картотеки в процессе развития начали работать в диалоговом режиме благодаря  сети терминалов в библиотеках и  стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.

При всех достоинствах электронные  картотеки не позволяют знакомиться  с полным текстом документов, поэтому  более удобны полнотекстовые системы, дающие возможность не только практически моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с текстом найденного документа. В 1967 г. в результате соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. началась разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем (СПС) США — LEXIS. С 1980 г. система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно она отвечает на более чем 20 тыс. запросов, в ее информационной базе собраны нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США.

Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г. — английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе через сеть Интернет.

В настоящее время все  экономически развитые страны имеют  СПС, и по некоторым оценкам сейчас в мире насчитывается более сотни  подобных систем.

В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в  июле 1975 г., когда руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был  создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала  разработка справочных систем и государственный  учет нормативных актов. В то время  пользоваться информационной базой  НЦПИ могли лишь отдельные министерства, ведомства и государственные  научные организации, широкий же доступ к информации был исключен.

Быстрое развитие и распространение  СПС в России началось в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда  и появились первые негосударственные  СПС: в 1989 г. — «ЮСИС», в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. — «Консультант Плюс»1.

Основу правовых систем составляют электронные базы и банки правовой информации — это как бы «мозг  и сердце» всей системы. Базы данных информационного обеспечения включают в себя самые разнообразные документы: от координационных планов разработки нормативных актов до актов зарубежного  законодательства. В настоящее время  в России уже создан ряд компьютерных центров и сетей правовой информации. Вступившие в строй сети охватывают большую часть территории России и предоставляют свои услуги сотням тысяч пользователей. В задачи этих центров входят сбор, аккумулирование, систематизация, хранение и предоставление потребителям различных сведений правового  характера. Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие  их компании:

• «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»);

• «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»);

• «Кодекс» (Центр компьютерных разработок);

• «Референт» (фирма «Референт-Сервис»).

К системам, созданным государственными предприятиями для обеспечения  потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует  отнести системы:

• «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

• «Система» (НТЦ «Система»  при ФАПСИ).

Кроме того, на российском рынке  представлены следующие системы:

• «ЮСИС» (фирма «Интралекс»);

• «Юридический Мир» (издательство «дело и право»);

• «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы  и технологии»);

• «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»);

• «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции  РФ все законы и нормативные акты должны быть опубликованы для всеобщего  сведения, поэтому ни одна компьютерная правовая база, кроме НТЦ «Система», не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов. Таким образом, справочные правовые системы дают возможность получать и использовать полную, достоверную  информацию по правовым проблемам, но имеют статус именно справочных. Поэтому  при обращении, скажем, в суд (или  иную инстанцию) необходимо ссылаться  не на правовую базу, а на официальный  источник публикации2.

Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» создана АО «Консультант Плюс» и распространяется с 1992г. Система хорошо известна и по состоянию  на начало 2005г. занимает одну из лидирующих позиций на территории России. Сеть компании «Консультант Плюс» объединяет более 300 региональных информационных центров, производящих поставку СПС, сервисное  обслуживание и передачу информации пользователям. Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» содержит самые  разные типы правовой информации: от нормативных  актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов, документы  содержатся в едином информационном массиве «Консультант Плюс». Поскольку  документы каждого типа имеют  свои специфические особенности, они  включаются в соответствующие разделы  информационного массива: законодательство, судебная практика, финансовые консультации, комментарии законодательства, формы документов, законопроекты, международные правовые акты, правовые акты по здравоохранению.

Названия разделов позволяют  быстро сориентироваться и понять, какие документы в каком разделе находятся. Каждый раздел, в свою очередь, состоит из информационных банков, различающихся полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Например, раздел «Финансовые консультации» содержит близкие по тематике, но разные по содержанию информационные банки: «Финансист», включая «Вопросы Ответы» (консультации по налогообложению, бухучету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам валютного регулирования, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг);

«Корреспонденция Счетов» (схемы отражения финансово-хозяйственных  операций в бухучете, обоснованные федеральными нормативными документами);

приложение «Бухгалтерские Издания» (материалы публикаций в  бухгалтерской прессе).

СИС позволяет осуществлять сквозной и локальный поиск документов, составление подборки документов и  работу со списком найденных документов, работу с текстом документа и  удобное сохранение результатов  работы.

Для поиска документов в  СПС «Консультант Плюс» можно  использовать несколько инструментов, главный из них — карточка поиска.

Карточка поиска представляет собой таблицу с некоторым количеством поисковых полей. Для каждого поискового поля в системе предусмотрен словарь, автоматически заполняемый и корректируемый по мере поступления документов в информационную базу (ИБ). При вводе в систему каждого документа его реквизиты заносятся в соответствующий словарь.

Для того чтобы найти документы, необходимо указать известную информацию (например, номер документа, название, вид, тематику и т.д.) в полях Карточки поиска. В большинстве случаев для поиска документа достаточно заполнить только несколько полей. Поиск становится намного проще, если известны точные реквизиты документа, например его номер. В этом случае достаточно указать лишь номер документа. Поиск в «Консультант Плюс» проходит одновременно по всем разделам информационного массива, т. е. является сквозным.

Сквозной поиск возможен только из раздела «Законодательство», поскольку анализ любой правовой проблемы начинается с изучения нормативных  документов. На них основываются другие документы, такие как судебные решения, консультационные материалы, поэтому  раздел «Законодательство» в «Консультант Плюс» считается главным разделом информационного массива.

Список документов представляется наглядно в структурированном виде, его называют «Дерево-список». Структурированный дерево-список полностью исключает путаницу при изучении найденных документов, поскольку вы легко сориентируетесь, с чего начать, даже если будет найдено несколько десятков документов. При этом можно эффективно работать одновременно с документами из разных разделов и информационных банков. Часто возникают ситуации, когда требуется найти документы, относящиеся только к определенному типу правовой информации. Тогда достаточно использовать локальный поиск в одном из разделов. Например, речь может идти о бланке документа или финансовых консультациях. В таких случаях разумно проводить поиск соответственно в разделах «Формы документов» или «Финансовые консультации».

При поиске в разделе «Финансовые  консультации» с помощью специальных  полей можно указать номер  счета (общего плана счетов) в специальном  поле План счетов или более точно провести поиск с помощью хорошо знакомой терминологии в специальных полях - Налоги, Взносы, Платежи, Выплаты физическим лицам, Расходы организации и Ключевые слова3.

В СПС «Консультант Плюс»  имеется возможность перенести  найденный документ или его часть  в текстовый редактор Word, чтобы вставить цитаты в собственный материал.

В программе «Консультант Плюс» имеется Правовой навигатор. Он представляет собой алфавитно-предметный указатель, состоящий из ключевых понятий. Близкие ключевые понятия объединены в Группы. Такая двухуровневая структура облегчает выбор ключевых понятий, когда вы указываете их для поиска документов.

Список ключевых понятий  велик, поэтому предусмотрена возможность  использования фильтра для быстрого поиска необходимых понятий. В тексте документа можно поставить электронную  закладку по аналогии с обычными бумажными  закладками. Электронные закладки позволяют как мгновенно найти отмеченное в документе место, так и вызвать на экран документ с поставленной закладкой. Находясь в тексте документа, можно отпечатать его фрагмент или текст целиком. Из текста документа, так же как и из списка, возможно сохранение в файл.

Все базы СПС «Консультант Плюс» связаны между собой  через гипертекстовые ссылки, позволяющие  нажатием клавиши моментально перейти, например, из текста консультации в  текст нормативного документа, на который  ссылается автор ответа. Самое  главное, что дает гипертекст пользователям, — это возможность без дополнительных усилий проследить логику рассуждений автора, быстро просматривая по ходу чтения консультации нормативные акты, используемые им для аргументации своей позиции по тому или иному вопросу.

Весной 1997 г. в сети Интернет был открыт для широкого доступа  специальный правовой сервер фирмы, а с 2000г. компания «Консультант Плюс» открыла на своем сервере бесплатный свободный доступ к банку данных «Копии правовых актов: Российская Федерация».

Справочно-правовая система «Гарант»

Справочная правовая система  «Гарант» распространяется с 1990 г. и  вполне заслуженно пользуется широкой  популярностью у большого числа  пользователей на рынке СПС. Ее разработала  и распространяет компьютерная фирма-разработчик  справочных правовых систем — Научно-производственное предприятие (НПП) «Гарант-Сервис».

Фирма активно сотрудничает с Правовым управлением Государственной  думы и рядом других государственных  учреждений и организаций. Она обладает высокотехнологичным и наукоемким производством с большим штатом сотрудников в Москве и широкой  сетью представительств в России и за рубежом.

Система «Гарант» представляет собой справочную систему, которая  обеспечивает поиск и работу с  различными документами правового  характера. В систему входят нормативные  документы, комментарии и разъяснения, судебная и арбитражная практика, а также толковые словари.

Информация о работе Справочно-правовые информационные системы