Некоторые отдельные аспекты восприятия подростками литературных произведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:05, реферат

Описание работы

Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет,
что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере
они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и
особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к
наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения. Большинство детей
в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или больны, увеличивается
число подростков, употребляющих наркотики и алкоголь, растет подростковая
преступность. Одна из причин последней - падение духовности, исчезновение
четких нравственных ориентиров.

Содержание работы

Введение стр.
2
Глава I. Книга и чтение в жизни старшеклассника стр.
5
Глава II. Общее значение восприятия и анализа художественных
произведений в процессе становления личности подростка
стр.18
Глава III. Некоторые отдельные аспекты восприятия
подростками литературных произведений
стр.42
3.1 Отношение подростков к литературным героям
стр.42
3.2 Восприятие описания переживаний литературных героев стр.48
3.3 Восприятие описания мыслей литературных персонажей стр.50
3.4 Осознание и переживание отношений
между литературными персонажами стр.52
Заключение
стр.57
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Значение художественной литературы в становлении личности школьников.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                               стр.

2

Глава I. Книга и чтение в жизни старшеклассника                        стр.

5

Глава II. Общее значение восприятия и анализа художественных

          произведений в процессе становления личности подростка

 стр.18

Глава III. Некоторые отдельные  аспекты восприятия

          подростками литературных произведений

стр.42

      3.1 Отношение  подростков к литературным героям

стр.42

      3.2 Восприятие  описания переживаний литературных героев        стр.48

      3.3 Восприятие  описания мыслей литературных  персонажей         стр.50

                    3.4 Осознание и переживание отношений

         между литературными персонажами                            стр.52

                                 Заключение

                                   стр.57

                          Библиографический список

стр.59

                                  Введение

 

      Сегодня  в России живет около 40 миллионов  детей в возрасте до 18  лет,

что составляет почти 27% от общей численности  населения.  В  какой-то  мере

они  являются  заложниками  проводимых  социально-экономических   реформ   и

особенно страдают в  ситуации  переходного  периода,  поскольку  относятся  к

наиболее уязвимым в  социальном отношении слоям населения. Большинство  детей

в наши дни имеют отклонения в состоянии здоровья или  больны,  увеличивается

число подростков, употребляющих  наркотики и  алкоголь,  растет  подростковая

преступность. Одна из причин последней -  падение  духовности,  исчезновение

четких нравственных ориентиров.

      Дети  лишены  права  голоса,  они   нуждаются  в  защите  своих   прав  и

интересов. Именно потому международное сообщество  выработало  новый  взгляд

на положение детей  в мире, согласно  которому  интересы  детства  признаются

приоритетными. В Конвенции  ООН о правах ребенка (1989 г.) говорится  о  праве

детей на культурное развитие, получение образования и информации.

      Нравственное,  интеллектуальное,   эстетическое   развитие   детей   и

подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей.  Огромную  роль

в  социализации  личности  играют  средства  массовой  информации  и  книга.

Вхождение ребенка в  книжную вселенную происходит в  первую очередь с  помощью

литературы,  специально  созданной  для детей.  Именно  детская литература

питает ум и воображение  ребенка, открывая ему новые миры,  образы  и  модели

поведения, являясь мощным средством духовного развития  личности.  В  Хартии

читателя  (1992  г.),  -  документе,  с  которым  Международная   ассоциация

издателей  обращается  к  правительствам  всех  стран,  подчеркивается,  что

чтение - это всеобщее право. Особое внимание здесь уделяется  ранней  встрече

с книгой, доступу к  книгам в школе и вне ее, поддержке  и  поощрению  чтения.

С  точки  зрения  осуществления  прав   читателя-ребенка   рассмотрим,   как

реализуются  основные  положения  Конвенции   и   Хартии   применительно   к

современной социокультурной  ситуации.

      Одним  из самых важных факторов, влияющих  на детское  чтение,  является

доступ к книге, или "литературные ресурсы" среды. Чтобы  интерес к чтению  не

угас, процесс чтения необходимо поддерживать.  Книги  должны  быть  доступны

ребенку, а репертуар  чтения широк и разнообразен.

      В советском  обществе чтение детей  происходило  в  условиях  всеобщего

дефицита, в том числе - на детскую литературу  (спрос  на  нее  в  80-е  гг.

удовлетворялся в среднем  на 30-35%).  Это  говорит  о  процессе  "социальной

депривации" детей  в 60-80-е годы при освоении ими литературной  культуры.  К

периоду  "застоя"  (70-80-е  гг.)  в  сфере   издания   детской   литературы

накопилось множество  проблем. Общей была  тенденция  к  снижению  количества

названий  при  сохранении  ежегодного  увеличения  среднего  объема  книг  и

относительном постоянстве тиражей. Так, в  середине  80-х  годов  показатель

разнообразия детских  книг в СССР был в 3 раза ниже,  чем  в  ФРГ,  в  6  раз

ниже, чем  во  Франции,  и  примерно  в  10  раз  ниже,  чем  в  Испании.  В

хроническом дефиците оказались  целые  виды  и  жанры:  научно-познавательная

литература, остросюжетная (особенно фантастика и приключения),  энциклопедии

и справочники, пособия  и руководства для досуговых  занятий.  Отсутствие  же

научно-познавательной, справочной  и  энциклопедической  литературы  чревато

тем, что с детства  у ребенка не формируется потребность  в  работе  с  книгой

как одним из основных источников информации в различных  областях  знания.  К

перечню проблем можно  добавить  недостаточное  издание  лучшей  современной

детской иностранной литературы, дефицит детской периодики и др.

      Между  тем ребенок как читатель  имеет   ярко  выраженную  специфику:  в

отличие от взрослого  он не  может  "отложить"  чтение,  так  как  в  детстве

интересы быстро  переключаются  с  одного  на  другое. Поэтому,  если  дети

вовремя не получают необходимые  книги, то либо читают  другие,  либо  вообще

перестают читать.

      Коммерциализация  книжного  рынка  по-разному   сказалась  на   выпуске

детской литературы и  картине  детского  чтения.  Начало  развития  рыночных

отношений привело к  ряду кризисных процессов, в частности  к  резному  спаду

показателей издания  детской литературы. В последние  годы ее  выпуск  заметно

увеличивается, качество детских книг улучшается.  Расширяется  их  тематика,

привлекательным  становится  оформление.  Идет   насыщение   рынка   детской

литературой, спрос на  которую  постепенно  удовлетворяется.  Вместе  с  тем

издание детской книги  требует больших по сравнению  с многими другими  видами

литературы  затрат,  и  детские  книги  дорожают,  оказываются  недоступными

населению. Экономические  трудности и резкое снижение  уровня  жизни  большей

части населения вызвали  сокращение возможностей  реализовать  покупательские

потребности   в   книгах.   Согласно   данным   опросов,   часть   населения

воздерживается от покупки  книг, в том числе и детских.

      Сегодня  единственным пока бесплатным  источником  приобщения  детей   к

чтению остается библиотека. С удорожанием книг и периодики, с изменениями  в

школьных программах, обусловленными реформой образования, а также  с  ростом

потребностей детей  в разнообразной детской литературе и школьных  учебниках,

ежегодно растет число  юных читателей в библиотеках. В  условиях  постоянного

снижения  финансирования  и  разрушения  старой  системы  книгоснабжения  (и

отсутствия  ряда  звеньев  в  выстраивающейся  новой   системе)   ухудшилось

комплектование библиотек  детской  литературой.  Таким  образом,  по-прежнему

сохраняется  ситуация  "книжного  голода"   для   многих   детей,   лишенных

возможности реализовать свое право на чтение.

               Глава I. Книга и чтение в  жизни старшеклассника

 

      В  1996  году  Республиканской  библиотекой   для  детей  и   юношества

(Удмуртия)  было  проведено   исследование   "Книга   и   чтение   в   жизни

старшеклассника". Основной его задачей была оценка  свободного  (досугового)

чтения старшеклассников с  разных  точек  зрения  по  различным  параметрам.

Предполагалось, что помимо возрастных психологических особенностей  (интерес

к своему "Я"; ориентация на  общение;  наработка  нравственного  потенциала;

формирование жизненной  перспективы), большое влияние  на  объем  и  качество

досугового чтения  учащихся  оказывает  не  школа,  как  некий  коллективный

руководитель чтения, а перенасыщенность  школьной  программы  дополнительным

чтением даже по предметам  негуманитарного блока.

      Вот  некоторые итоги исследования, представляющие  интерес не только для

библиотечных работников, но и для педагогов, психологов, родителей, и  самих

школьников.

      ОТНОШЕНИЕ К ЧТЕНИЮ

      На  вопрос  "Любите  ли  вы   читать?"   положительно   ответили   75%

респондентов. Читают только в силу необходимости 22% опрошенных,  3%  --  не

читают вообще, предпочитая  другие занятия.

      СИСТЕМАТИЧНОСТЬ  ЧТЕНИЯ

      Систематическое чтение  предполагает  ежедневное  обращение  к  книге,

относительно систематическое -  чтение  1-2  раза  в  неделю.  Для  удобства

сравнения результаты исследований по данному пункту представлены в  таблице,

для наглядности они  же графически  отражены  в  приводимой  ниже  столбчатой

диаграмме.

      Следует   отметить,  что  результаты  исследования  опровергли  надежды

специалистов, что "нечтение"  досуговой  литературы  может  компенсироваться

чтением в помощь школе. По  полученным  данным,  67% респондентов  обладают

навыком  систематического  или  относительно  систематического  чтения  и  в

отношении свободного чтения, и в отношении чтения в помощь школе; только  2%

опрошенных, активно читая  для досуга, не читают для школы. В  то  же  время,

из 31% школьников, не читающих для досуга,  только  14%  (меньше  половины!)

обращаются к книге  в помощь школьной программе, а 17% не читают даже в  силу

необходимости.

      ТЕМАТИКА  ЧТЕНИЯ

      По прежнему  первое место на  шкале  читательских  интересов  (опережая

следующие 2 позиции - историческую книгу и сентиментальный роман  более  чем

на  30%)  стоит  приключенческая  книга,  к  которой  можно  отнести   также

фантастику и детектив, опираясь на ряд общих характеристик:  динамичность  и

напряженность   действия;   загадочность   и   непредсказуемость    сюжетных

поворотов; зачастую - отсутствие любовной интриги и  морализирующего  начала

и т.д.

      Вверх  по шкале значимости переместились  такие темы, как история  (с  7

места на 2), о сверстниках (с 10 - на 5), о жизни замечательных людей (с 13

- на 6). Стабильно высоким  остался  интерес  к  приключенческой   литературе,

детективам,   фантастике,   книгам   о   любви;   стабильно   низким   -   к

профориентационной тематике. Снизился читательский интерес  к  литературе  о

войне,  об  искусстве.  Все  эти  изменения,  очевидно,  тесно   связаны   с

современной социокультурной  ситуацией.

      Старшеклассники  крайне редко обращаются к  литературе о  профессиях.  И

хотя эта тема занимает то же место, что и  15-20  лет назад,  место это -

последнее, ситуация же в  обществе  резко  изменилась.  Причины:  во-первых,

школьник стал намного  раньше определять собственную жизненную  перспективу  и

более   целенаправленно   ее   реализовывать    (дополнительное    обучение,

профилированные  классы,   курсы   и   т.д.);   во-вторых,   та   литература

профориентационной  тематики,  которая  имеется  в  библиотеках,  безнадежно

устарела; в-третьих, сегодня  появилось  множество  источников  информации  о

новых  профессиях,  с  которыми,  при  крайне   недостаточных   подписке   и

комплектовании, средняя  библиотека конкурировать не в силах.

      ЧТЕНИЕ  НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      Научно-популярная  литература  в  досуговом   чтении   старшеклассника

составляет заметно меньшую долю,  чем  художественная.  Необходимо  обратить

внимание на то, что  научно-популярную книгу в свободном  чтении  НИКОГДА  не

читает 39% опрошенных.

      ПРИЧИНЫ  ПАДЕНИЯ ОБЪЕМОВ ДОСУГОВОГО ЧТЕНИЯ

      Только  у 20%  опрошенных  достаточно  времени  на  чтение  "для  души"

(интересно, что из  них три четверти - 15% от  общего  числа  респондентов,--

ответили на вопрос об отношении к чтению, что не любят  читать).

      Сегодня   старшеклассник   вынужден   осваивать   определенный   объем

литературы, напрямую не предусмотренный школьной  программой.  Речь  идет  о

таких  формах  самостоятельной  работы  учеников,  как  рефераты,   доклады,

семинары. Количество объемных самостоятельных работ,  выполняемых  учениками

в течении четверти, оценивается респондентами следующим образом. Учащиеся 8-

х классов выполняют  каждый 5-6 таких работ,  учащиеся  9-х  классов  -  7-8,

учащиеся 10-х - 9-10.

      Школа  влияет на расширение репертуара  чтения старшего подростка   самым

активным образом. Однако любви и тяги к книге  такое  чтение  не  прививает,

скорее наоборот - из-за больших нагрузок  происходит  неприятие,  отторжение

чтения как такового, и, как следствие этого, исчезновение его  из  досуговой

сферы (недаром 25% опрошенных школьников практически не читают для  досуга).

 

      Падение  интереса подростков и юношества  к свободному  чтению  вызывает

беспокойство  по  ряду  причин.  Во-первых,   обедняются   эмоциональная   и

интеллектуальная сферы  развития школьника, что впоследствии может  сказаться

на формировании  шкалы  оценок  во  всех  аспектах  взаимосвязи  Личности  с

окружающим  миром.  Во-вторых,  при  падении  объемов  свободного  чтения  и

сокращении  времени,  уделяемого   ему,   усиливается   дисбаланс   тематики

Информация о работе Некоторые отдельные аспекты восприятия подростками литературных произведений