Национальные особенности деловой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть национальные аспекты деловой коммуникации.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучение теоретических материалов по данному вопросу.
2. Рассмотреть деловые культуры России, Запада и Востока с точки зрения различных подходов к измерению.
Объектом исследования моей работы является деловая культура и ее национальные особенности. Предметом исследования – тактика ведения переговоров с иностранцами (межнациональные особенности).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения деловой коммуникации…………..5
1.1 Содержание делового общения………………………………………………5
1.2 Человеческая речь как источник информации……………………………...7
1.3 Деловой разговор…………………………………………………………….11
Глава 2. Межкультурные аспекты деловой коммуникации…………………..15
2.1 Культурные особенности и сферы их возникновения. Этикет общения...15
2.2. Особенности деловой коммуникации в различных культурах………......19
Заключение……………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Нац. особ. дел. коммун..docx

— 66.60 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  политехнический университет»

Институт международных  образовательных программ

Кафедра «Международные отношения»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Дисциплина: Основы теории коммуникации

Тема: Национальные особенности  деловой коммуникации

 

По специальности: 031600 –  «Реклама и связи с общественностью»

 

 

 

Работу выполнила

студентка гр. 2143/5                                                                            А.Г. Тушева

 

Руководитель

к.ф.н., доцент                                                                                     Е.В. Кучумова

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения деловой коммуникации…………..5

1.1 Содержание делового  общения………………………………………………5

1.2 Человеческая речь как  источник информации……………………………...7

1.3 Деловой разговор…………………………………………………………….11

Глава 2. Межкультурные аспекты  деловой коммуникации…………………..15

2.1 Культурные особенности  и сферы их возникновения. Этикет  общения...15

2.2. Особенности деловой коммуникации в различных культурах………......19

Заключение……………………………………………………………………… 26

Список использованной литературы…………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена  национальным особенностям деловой коммуникации.   Коммуникация – это важная составляющая успешной деятельности любого предприятия, независимо от того, малая это фирма или крупная компания. Однако, в то же время, - это одно из сложнейших явлений, как в менеджменте, так и управлении. Поэтому участники делового общения выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, решение конкретных задач. Специфической особенностью данного вида общения является его регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются как национальными, так и культурными традициями, а также профессиональными этическими принципами.

Общение с людьми другой нации, то есть иностранцами, как в  деловых, так и в межличностных  отношениях обязательно предполагает осведомленность о традициях  и порядках народа вашего собеседника, которые вам не удастся понять, не имея хотя бы малейшего представления  об истории данной страны. Это подготовит вас морально и умственно к  возможным «непредвиденным» действиям, поступкам, решениям со стороны зарубежных партнеров. Из-за усиливающегося значения международного бизнеса все важнее становится умение общаться с людьми из других стран, независимо от места  работы. Наилучшим способом развить  в себе навыки общения с иностранцами заключается в изучении и анализе  различий, которыми обладают люди, принадлежащие  к другим культурам и этносам.           Многие компании стремятся развивать международные связи, контактировать с иностранными партнерами. Несомненно, для плодотворного сотрудничества необходимо знание истории, культуры, традиций той страны, с представителями которой намерены сотрудничать. Важнейшее значение имеют особенности национального характера, которые следует учитывать при проведении переговоров и деловых встреч.

 

Цель курсовой работы – рассмотреть национальные аспекты деловой коммуникации.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучение теоретических  материалов по данному вопросу.

2. Рассмотреть деловые  культуры России, Запада и Востока  с точки зрения различных подходов  к измерению.

Объектом исследования моей работы является деловая культура и ее национальные особенности. Предметом исследования – тактика ведения переговоров с иностранцами (межнациональные особенности).

Сформулированные выше задачи предопределяли структуру настоящей  работы, которая состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе теоретически рассмотрена сама деловая коммуникация. Во второй главе рассмотрены культурные особенности коммуникации в разных странах.

По завершению исследования сделаны выводы, освещены проблемы и даны рекомендации практического  характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения деловой коммуникации

1.1 Содержание делового  общения

Деловое общение - это предметно-целевая деятельность, а, следовательно, содержание каждой коммуникативной формы (например лекции, доклада, дискуссии и т.п.), а также каждой речевой конструкции (вывод, мнение, реплика, критическое замечание и др.) зависит от коммуникативного намерения и ожидаемого результата. Каждая конкретная профессиональная цель требует того содержания коммуникации, которое позволяет ее осуществить и добиться необходимых результатов. Если цель коммуникации – разъяснить что-либо, то содержание информации будет инструктивным (инструктаж), повествующим (консультация) или рассуждающим (комментарий). При необходимости опровержения чьих-то аргументов будут использованы тезисы, доказательства, контраргументы, критические высказывания.

Деловая коммуникация полноценна только тогда, когда в ней гармонично соединены взаимосвязанные, но различающиеся  стороны:

- внешняя, поведенческая,  операционально-техническая;

- внутренняя, затрагивающая  ценностные особенности личности1.

Внешнюю сторону общения  можно наблюдать, она выражается в коммуникативных действиях  и фиксируется участниками общения  с помощью таких показателей, как: речевая активность при взаимодействии, интенсивность действий, ведение  своей линии, напористость или уступчивость, технико-коммуникативное мастерство, особенности слушания и адекватность поведения.

Внутренняя сторона общения  отражает субъективное восприятие ситуации делового взаимодействия. Оно выражается с помощью вербальных и невербальных сигналов и достаточно легко «считывается»  даже тогда, когда партнер пытается скрыть реакцию, истинные мотивы и цели.

Манеры общения и стиль  зависят от индивидуально-типологических особенностей партнера и их коммуникативных  намерений. Кроме того, на культуру делового взаимодействия влияют и такие  личностные факторы, как:

- особенности коммуникативных  возможностей партнеров (особенности  интеллектуальной деятельности, эрудиция  и профессиональная компетентность, лексикон и тезаурус, речевая  культура и умение слушать);

- сложившийся характер  отношений с деловыми партнерами (уважение, зависимость, пренебрежение,  сотрудничество);

- психологический тип и деловой статус партнеров – коммуникативные намерения в конкретной ситуации2.

В деловой коммуникации различают  следующие стили взаимодействия партнеров:

1. творчески-продуктивный;

2. подавляющий;

3. дистанционный;

4. прагматически-деловой;

5. популистский и заигрывающий, превентивный, а также дружеский.

Выбор стиля зависит от нескольких факторов:

- статус человека;

- целей, задач и коммуникативных  намерений;

- особенности складывающейся  во время общения ситуации;

- индивидуальных особенностей  участников взаимодействия;

- нравственно-этических  и ценностных установок3.

Индивидуальный стиль  общения проявляется, прежде всего, в речевом этикете, а также демонстрируется через невербальные сигналы тела: рукопожатие, взгляд и постановка головы; тон голоса; дистанция и занимаемые позиции за столом переговоров; специфика используемых поз, жестов, телодвижений.

Таким образом, эффективное  общение требует знания всех его  компонентов, владение которым обеспечивает коммуникативную компетентность делового человека.

Коммуникативная компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, включающих: функции общения  и особенности коммуникативного процесса; виды общения и основные характеристики; средства общения; вербальные и невербальные; репрезентативные системы и ключи доступа к ним; виды слушания и техники его использования; «обратную связь» - вопросы и ответы; психологические и коммуникативные типы партнеров, специфику взаимодействия с ними; формы и методы делового взаимодействия; технологии и приемы влияния на людей; методы генерирования идей и интеграции персонала для конструктивной коммуникации; самопрезентацию и стратегии успеха4.

Развитие коммуникативной  компетентности – необходимое условие  эффективной профессиональной деятельности.

Такие образом, общение является основной составляющей труда таких  специалистов, как менеджеры, юристы, психологи,  социальные педагоги, лингвисты  и т.п. Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. От этого умения зависит  не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера  специалиста, его резюме и профессиональный имидж.

 

1.2 Человеческая речь как  источник информации

К вербальным средствам общения  относится человеческая речь. Именно с ее помощью люди передают и получают информацию. Не случайно нашу эру называют эрой «человека говорящего». В реальной практике взаимодействия миллионы людей ежедневно занимаются созданием текстов и их передачей, а миллиарды – их восприятием.

Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час. Речевое (словесное) сообщение, как правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст. Как уже отмечалось, несловесные средства коммуникации называются невербальными, или языком телодвижений.

Различают четыре вида речевой  деятельности. Два из них участвуют  в производстве текста (передача информации) – это говорение и написание, а другие два – в восприятии текста, заложенной в ней информации – это слушание и чтение.

В речевом общении участвуют  двое и более людей. Общение в  одиночестве, с самим собой называется аутокоммуникацией и считается неадекватным, так как общение всегда предполагает партнера, это процесс взаимодействия, взаимопонимания, обмен информацией5.

В зависимости от намерений  коммуникантов (выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, сделать что-то приятное, оказать услугу, договориться по какому-то опросу и пр.) возникают разнообразные речевые тексты, речевые конструкты.

В любом тексте, как письменном, так и устном, реализуется система языки. Любой национальный язык, то есть язык всей нации, представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как:

- литературный язык (образцовый, его нормы обязательны для носителей языка);

- просторечные слова и  выражения (характеризуются, как отклонение от литературной нормы);

- территориальные и социальные  диалекты (местные говоры; диалекты отдельных групп, порождаемые социальной, сословной, профессионально-производственной, возрастной неоднородностью общества);

- жаргоны (сленг и язык арго).

Язык – это система  фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения  людей и выражения ими своих  мыслей, чувств, желаний и намерений. В деловом взаимодействии используется официально-деловой стиль языка6.

К основным функциям языка  в общении относится:

а) конструктивная (формулирование мыслей);

б) коммуникативная (функция  обмена информацией);

в) эмотивная (выражение отношения  говорящего к предмету речи и непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);

Язык реализуется в  речи и только через нее выполняет  свое коммуникативное предназначение. Речь – это внешнее проявление языка, это последовательность единиц языка, организованная и структурная  по его законом и в соответствии с потребностями выражаемой информации. В отличие от языка речь можно  оценивать как хорошую или  плохую, ясную или непонятную, экспрессивную  или невыразительную и т.п.

Речевое мастерство проявляется  не только в культуре речи специалиста, но и в умении найти наиболее точное, а, следовательно, и наиболее подходящее для конкретного случая и стилистически  оправданное средство языка. Речевое  мастерство предполагает также искусное владение всеми речевыми жанрами: от реплики или комментария до лекции, доклада, информационного сообщения, публичной речи7.

Репрезентативная система (сенсорный канал) – это система, посредством которой субъектом  воспринимается и утилизируется  информация, поступающая из внешнего мира. Этот наиболее предпочитаемый канал  называется основным.

Для успешной деловой коммуникации необходимо уметь диагностировать  ведущий сенсорный канал партнера и владеть вербальными и невербальными  ключами доступа к нему, что  поможет не только определить тип  собеседника, но и соответствующим  образом адаптировать свое коммуникативное  поведение.

Информация о работе Национальные особенности деловой коммуникации