Инновации в области информационных и коммуникационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 01:28, реферат

Описание работы

Определение инноваций. Важнейшие инструменты для внедрения тотальных инноваций. Проблемы формирования инновационной концепции коммуникации в мире и России. Концептуальные варианты развития коммуникации в сфере инновации.

Файлы: 1 файл

инновации.docx

— 66.68 Кб (Скачать файл)

Проблемой является отсутствие общей коммуникационной стратегии. В настоящее время  данная деятельность ведется различными федеральными органами власти, институтами  развития, в рамках отраслевых программ, однако не является согласованной, базируется на устаревших технологиях обеспечения  коммуникационной деятельности. Компании, участвующие в информационной поддержке  активности госорганов и институтов развития, не имеют стратегического  видения и достаточного опыта, механически  переносят опыт других отраслей в  эту сложную сферу. Очевидно, что  решение обозначенных выше проблем  возможно исключительно за счет создания системной практики коммуникации на всех этапах и направлениях развития инновационной системы.

Основным условием развития инновационных инфраструктур  является переход от использования  уже имеющихся технологий и знаний к созданию системы их воспроизводства. Именно информационные инфраструктуры могут и должны создавать основу для интенсификации самого процесса производства адекватных инноваций, которые  могут быть воплощены в жизнь  институтами развития в рамках инновационных систем.

Какие инфраструктуры требуются для этого? Обозначим основные.

Инновационные и научные общества, объединяющие ученых и инноваторов по сетевому принципу, базирующиеся на современных информационных технологиях распределенного взаимодействия. Действуя рассредоточено, лишенные обмена опытом, российские ученые и инноваторы зачастую тратят критически долгое время на преодоление препятствий и решение проблем на пути воплощения своих проектов. Процедуры же поддержки со стороны государства и институтов развития в целом направлены на реализацию уже подготовленных проектов. Современные технологии создания социальных сетей позволяют реализовать сложнейшие инструменты кооперации не только в плане общения и обмена опытом, но и проведения экспертиз, формирования распределенных групп, интеграции и кооперации проектов и направлений. Пример − создание сети сообщества лидеров мировой экономики WELCOM (англ. World Economic Leaders Community)7, представленной на форуме в Давосе в 2009 г. и объединяющей до десяти тысяч человек: президентов стран, правительственных чиновников высшего ранга, глав крупнейших мировых компаний, лидеров социальных, религиозных и медийных сообществ, ведущих ученых, а также экспертов в различных сферах. Именно организация сетевых научно-инновационных структур позволяет решить часть описанных выше коммуникационных задач.

Система расширенного доступа российских ученых и инноваторов к мировой научной информации.Доступность значительной части ведущих мировых научных изданий для отечественных ученых остается на недостаточном уровне. Полный доступ к ведущим мировым базам имеет ограниченное число библиотек и научных центров. Доступ, предоставляемый в рамках кооперации с зарубежными партнерами, часто используется не вполне легально. Интеграция российской научной периодики в международную систему обмена научной информацией крайне слаба. Отсутствуют специальные программы, способствующие росту числа публикаций российских ученых за рубежом, что, в частности, ограничивает возможности экспертизы перспективности предлагаемых ими идей и предложений. Пример аналогичных инфраструктурных проектов других стран (прежде всего Китая) показывает, насколько резко возрастает продуктивность производства знаний и инноваций при деблокировании национальных информационных научных пространств

Независимые системы  экспертизы перспективности научных  и инновационных направлений. Эффективность  вложения средств (направляемых как  через институты развития, так  и в рамках господдержки и финансирования науки) остается на весьма низком уровне в силу ослабления в государстве  функции целеполагания и определения  приоритетов такой деятельности. Ведомственные и иные приоритеты не защищены от частных интересов, а  зачастую напрямую подвержены влиянию  существующих авторитетных чиновников. В России по-прежнему недостаточно развита система независимых  центров, осуществляющих экспертизу приоритетов  и направлений развития инноваций (отраслевых, специализированных по направлениям или приоритетам), ощущается нехватка аналитических и экспертных материалов и процедур в этом направлении.  

Наиболее эффективным может стать применение описанных выше сетевых инструментов, ориентированных на интеграцию российского экспертного сообщества в мировое (в том числе с учеными российского происхождения, работающими на Западе). Создание экспертных сообществ позволит более оперативно и гибко получать информацию о перспективах и направлениях развития, причем пользоваться этой инфраструктурой смогут и инвестиционные аналитики, и менеджмент корпораций, что существенно сблизит сферы инноваций и инвестиций.

Система маркетинга научной и инновационной продукции. Как отмечалось выше, необходимо создание системы (методологии, инфраструктуры, инструментария) маркетинга инновационных  проектов, продуктов, научных центров  и направлений. Для этого необходимо и дальше развивать механизм анализа  развития мировых рынков в стратегическом масштабе (20–30 лет), способный определять зоны и потенциальные ниши для развития, приоритеты разработки инновационных товаров и продуктов. В отсутствие такой информации возможность маркетинга конкретных разработок и соответственно эффективного расходования государственных средств является проблематичной. (В мировой практике анализ перспективности как с рыночной, так и с иной точки зрения является основной функцией институтов развития и корпоративных структур стратегического управления). Должна быть создана система взаимодействия с мировыми центрами экспертизы и маркетинга инноваций как система постоянного производства знаний и информации о процессах (системы индикаторов, приоритетов). Кроме того, необходима централизованная поддержка и координация маркетинговой и коммуникационной политики инновационных проектов, прежде всего использующих государственные средства для своей реализации.

Система информационной и репутационной поддержки научной и инновационной деятельности. Творческая и научная деятельности представляют собой особую сферу производства. В частности, продуктивность не может быть мотивирована только ростом материального вознаграждения, тем более что в инновационной сфере значительную финансовую отдачу дает лишь незначительная часть проектов и разработок. Однако в России продолжается отток творческих и интеллектуальных кадров в иные, не связанные с наукой, сферы деятельности. Ряд усилий, предпринимаемых в настоящее время в России для повышения престижа научной и инновационной деятельности, пока недостаточны, совершаются разрозненно, не служат консолидации потенциала государственных структур и институтов развития в этой сфере.

Необходимо создание системы PR-сопровождения этой деятельности, в частности управления репутацией и статусами актуальных исследователей и инноваторов, развитие системы рейтингов, премий, званий, поддержка и продвижение лидеров научно-инновационного сообщества в России и в мире.

В настоящее  время представляется необходимым  оперативное преодоление слабой координации и конкуренции различных  структур в области инфраструктурных проектов и переход к этапу  «открытых коллаборативных инноваций»5.

Для этого требуются  принципиально новые решения. Для  формирования эффективной системы  коммуникаций в сфере инноваций  необходимо реализовать следующие  меры:

Разработать Программу  развития коммуникационной инфраструктуры национальной информационной системы, аккумулирующую возможности, позитивный опыт и имеющиеся целевые финансовые ресурсы в области создания и  развития инновационных инфраструктур, и интегрировать ее в существующие и разрабатываемые федеральные  целевые программы и программы  институтов развития.

Сформировать  организационный центр, которым  может стать IABC/Russia (так называемый InCo Think Tank).

Создать специализированные коммуникационные площадки для выработки  технологических платформ; выполнения постановлений правительства РФ6, направленных на развитие «треугольника знаний»; национальных проектов; «инновационного лифта» институтов развития; регионов; инновационного молодежного сообщества; «Форум InCo»; «Сколково как коммуникационный порт инновационной России»; дискуссионный VIP-клуб для участников треугольника знаний «Триалог»; центры инновационного сотрудничества в Российских центрах науки и культуры за рубежом; метасеть из уже существующих и вновь создаваемых экспертных клубов и др.

Организовать  блочно-модульную образовательную программу для специалистов InCo и их сертификацию по всем направлениям InCo с привлечением специалистов Стэнфордского центра и российских коммуникаторов и инноваторов, используя дистанционное и распределенное обучение.

Интегрировать Россию в глобальные коммуникации, используя новейшие форматы информационно-коммуникационных технологий(с помощью сети WELCOM, а также используя реализацию исследовательских и корпоративных возможностей иннограда Сколково, через инструментарий профильных площадок интернет-ресурсов Second Life; основание страниц InCo-Russia на FaceBook и Twitter; сетевое объединение участников, к примеру через LinkedIn, и др.)7.

Сформировать  рынок услуг InCo,в частности благодаря заключению специализированных контрактов как с государственными, так и частными организациями.

Инициировать  создание системы информационно-коммуникационного  сопровождения инновационных процессов, в частности выпуск иллюстрированного  национального отчета по инновациям для широкого использования в обществе8.

Обозначенные  проблемы в сфере коммуникационного  сопровождения инноваций требуют  формирования системного концептуального  подхода на всех этапах и направлениях развития инновационной системы.

Опыт фактически всех стран показал, что в сфере  инноваций, как и в любой другой деятельности, именно налаженные коммуникации выполняют системообразующую функцию.

Более того, в  отличие от других фундаментальных  условий развития инноваций –  конкуренции, создания инновационной  инфраструктуры, финансирования крупных  проектов и др. – практика InCo позволяет добиться результата в значительно более короткие сроки и с меньшими затратами прежде всего за счет эффекта синергии


Информация о работе Инновации в области информационных и коммуникационных технологий