Инновации в области информационных и коммуникационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 01:28, реферат

Описание работы

Определение инноваций. Важнейшие инструменты для внедрения тотальных инноваций. Проблемы формирования инновационной концепции коммуникации в мире и России. Концептуальные варианты развития коммуникации в сфере инновации.

Файлы: 1 файл

инновации.docx

— 66.68 Кб (Скачать файл)

Яков Миневич, партнер, генеральный директор коммуникационного агентства «Р.И.М. Porter Novelli», сосредоточил внимание на профессиональном конкурсе «Серебряный Лучник». С недавних пор в рамках конкурса появилась номинация за заслуги в области коммуникаций в инновационной сфере. И хотя в прошлый раз на получение премии претендовало всего 17 заявок, в этом году организаторы рассчитывают на более широкий круг участников.

С заключительным докладом выступил Леонид Колодкин, заместитель управляющего директора коммуникационного агентства SPN Ogilvy. Говоря об инновационном маркетинге и коммуникациях в сфере инноваций, Леонид резюмировал основные темы круглого стола. По мнению эксперта, инноватор должен понимать, чего на самом деле хочет клиент, и уметь объяснить, в чем ценность предлагаемого изобретения. Кроме того, важно предвосхитить или сформировать ожидания у клиентов и, главное, говорить с ними на одном языке.

В завершение круглого стола Станислав Наумов, на правах модератора, устроил интерактивное  голосование с аудиторией. Оказалось, что большинство присутствующих готово поменять старый холодильник  на новый, «инновационный». А вот телевизор с функцией Wi-Fi пока интересует единицы. Значит, специалистам по коммуникациям в сфере инноваций предстоит еще много работы по популяризации последних научных достижений. 
 
 
 
 
 
 

Аннотация

Сформировавшиеся  в мире во второй половине ХХ в. инфраструктуры инновационной экономики формируют  новые коммуникационные практики. Авторы описывают проблемы формирования инновационной  концепции коммуникации в мире и  России, систематизируют имеющиеся  зарубежные и отечественные практики, предлагают концептуальные варианты развития коммуникации в сфере инновации. 

Ключевые слова: инновации, коммуникации в сфере  инноваций, «треугольник знаний», PR и  журналистика в сфере инноваций.

      

Abstracts

The structures of innovative economy formed in the world in the second part of the 20th century are promoting the formation of new communication practices. The authors describe certain issues and peculiarities of the appearance of a new innovative communication practice in the world and in Russia, systemize existing practices and suggest several conceptual options for developing innovation communication. 

Key words: innovation, innovation communication, knowledge triangle, innovation PR and journalism. 

  

Коммуникационная  компонента имеет все большее  значение в современном социоэкономическом дискурсе. Коммуникационные технологии (связи с общественностью – англ. Public Relations, связи с органами государственной власти – англ. Government Relations, связи с инвесторами – англ. Investment Relations и др.), формируя сложную систему взаимодействия, становятся определяющими в современных механизмах управления социумом. В частности, актуальные бизнес-практики демонстрируют кардинальное повышение эффективности во многом за счет интенсивного развития технологий коммуникации с различными аудиториями. 

Расширение ареала практик профессиональной общественной коммуникации сопровождается формированием  новых специализированных направлений. В частности, взаимодействие компаний с инвесторами (англ. Investment Relations) стало самостоятельным направлением, играющим ключевую роль в обеспечении движения капитала. Развитие специализации коммуникации означает появление новой предметной сферы, новых технологий, методов коммуникации, закономерно обуславливает рост их эффективности и, как следствие, повышение эффективности методов управления и развития общества.  

Сформировавшиеся  в мире во второй половине ХХ в. инфраструктуры экономики, которую принято определять как инновационную1, также породили уникальное направление коммуникации: между научным сообществом, бизнесом и государством. Их основная задача – создать эффективную коммуникацию: снять противоречия, создать основу взаимопонимания и согласования действий между общественными группами, имеющими не только различные цели, но и отличающиеся мировоззрения. Возникшая система коммуникации в этой области выполняет задачи взаимодействия на всех этапах производства знаний, разработки инноваций, привлечения инвестиций и развития рынков высокотехнологичных товаров.  

Отметим, что  инновационный вектор развития общества становится определяющим. Так, принятая в Европейском Союзе 6 октября 2010 г. концепция Europe 2020 Flagship Initiative Innovation Union, в частности, зафиксировала необходимость направления до 2020 г. не менее 3% от ВВП на исследования и инновации с целью трансформации объединенной Европы в крупнейшую в мире экономику, основанную на знаниях. 

В рамках задачи создания в России эффективной национальной инновационной системы2 было проанализировано и локализовано много управленческих решений и технологий, таких, как создание технопарков, институтов развития и т.д. Однако следует заметить, что общая институциональная незрелость как российского общества, так и бизнес-среды не позволяет этим инструментам заработать в полную силу. Во многом причиной торможения инноваций становится именно коммуникационный фактор: незрелость практики, отсутствие каналов и языка коммуникации между разнородными сообществами, непонимание целей и задач деятельности партнеров, неумение сориентироваться в ситуации и в потребностях друг друга и т.д. 

В последнее  время прилагаются значительные усилия к преодолению информационного  вакуума в освещении деятельности в сфере науки и инноваций. Однако все более заметно, что  применение традиционных постулатов коммуникации и создание практик, не адаптированных к задаче, созданных без понимания  специфики и накопленного мирового опыта специализированных коммуникаций, не эффективно, поскольку сводится к простому информированию о наиболее общих вопросах и процессах. В  частности, традиционное общение со СМИ как инструмент развития инновационной  информационной среды не работает. Необходимы принципиально иные концепции, специализированные и адаптированные технологии, методы, инструментарий, воспроизводящие  лучшие практики, присущие развитым инновационным  системам. 

Мировая система  взаимодействия институтов, участвующих  в процессе создания инноваций, основана на особой системе управляемых коммуникаций, благодаря которым появляется возможность  эффективно планировать инвестиции, концентрировать средства на наиболее успешных направлениях и создавать  эффективные программы, ориентированные  на практический результат. Данный вид  практики получил название Innovation Communication (англ., сокращенно InCo), или «коммуникации в сфере инноваций». Таким образом, определим коммуникации в сфере инноваций как направление коммуникационной деятельности, специализированный подход и инструментарий, реализуемый с целью объединения участников инновационной деятельности, стимулирования их открытого диалога и сотрудничества для совместного производства инноваций.

В настоящее  время выделилось три направления  развития InCo, включающие четырнадцать основных практик:

Коммуникации  между наукой, бизнесом и образованием, объединенными в «треугольнике знаний»3: InCoUniv (англ. Innovation Communication for Universities – коммуникации в сфере инноваций для университетов) – практика, нацеленная на то, чтобы вузы стали центрами инновационных коммуникаций и чтобы возросло понимание важности инноваций и коммуникаций на университетском уровне; InCoSci (англ. Innovation Communication for the Scientific society – коммуникации в сфере инноваций для научного сообщества) – практика, нацеленная на содействие коммуникациям в сфере инноваций в научно-исследовательских учреждениях; InCoCorp (англ. Corporate Innovation Communication – корпоративные коммуникации в сфере инноваций) – поощрение и реализация стратегии коммуникаций в сфере инноваций в частных компаниях, в том числе через институты развития; InCoEd (англ. Innovation Communication in Education – инновационные коммуникации в сфере образования) – практика, нацеленная на рост понимания важности творческого потенциала и инноваций в системе просвещения и общего и профессионального образования.

Связи в обществе и государстве: InCoGov (англ. Innovation Communication in governmental structures – коммуникации в сфере инноваций в государственных структурах) – поощрение инноваций и коммуникаций в сфере инноваций во взаимоотношениях с государственными учреждениями всех уровней власти; InCoNGO (Innovation Communication for Nov-governmental Organizations – коммуникации в сфере инноваций в неправительственных организациях) – практика, нацеленная на поощрение инноваций и коммуникаций в сфере инноваций через неправительственные организации для формирования общественного мнения, развития творческого потенциала людей и их интеграции; InLoCom (англ. Innovation Communication for the local community – коммуникации в сфере инноваций для местного сообщества) – развитие инновационного местного сообщества, создание открытых, прогрессивных регионов, основанных на инновациях и устойчивом развитии; InGloCom (англ. Innovation Communication for the global community – коммуникации в сфере инноваций для глобального сообщества) – практика, нацеленная на интеграцию в глобальное InCo сообщество.

Инструменты коммуникаций: InJo (англ. Innovation Journalism – инновационная журналистика) – поощрение инновационной журналистики и рост понимания инноваций среди журналистов, редакторов и специалистов СМИ; InCoArt (англ. Innovation Communication through Art – коммуникации в сфере инноваций посредством искусства) – практика, нацеленная на поощрение коммуникаций в сфере инноваций среди и через представителей творческого мира; InCoWeb (англ. Innovation Communication on the Web – коммуникации в сфере инноваций в интернете) – использование ресурсов Web 2.0/интернета для стимулирования инноваций; InCoVisual (англ. Visual Innovation Communication – визуальные коммуникации в сфере инноваций) – развитие комплексной визуальной коммуникации в сфере инноваций.

Актуальные темы повестки дня: HumInCo (англ. Human Innovation Communication – психологический аспект коммуникаций в сфере инноваций) – практика, нацеленная на отражение инновационной деятельности в психологии человека, на развитие творческого потенциала; InCoEco (англ. Innovation Communication for Ecological Issues – коммуникации в сфере инновации в вопросах экологии) – развитие инноваций в сфере экологии.

Коммуникации  в сфере инноваций как самостоятельное  направление профессиональной деятельности сформировалось в 2009 г. на основе инновационной  журналистики (англ. Innovation Journalism, InJo), а также коммуникаций в сфере науки (англ. Scientific Relations, SR). Разработки ведутся сегодня Стэнфордским университетом4.

Центр в Стэнфорде  впервые разработал Программу инновационной  журналистики (2004 г.) и сегодня исследует  технологии в тех областях, которые  позитивно влияют на роль коммуникации в инновационных процессах и  экосистемах. Особое внимание уделяется  коммуникациям, адресованным общественности, так называемому коллективному  вниманию. Упор делается на связях с  общественностью, журналистике, коммуникациях между участниками инновационных систем. Центр формирует сеть исследователей в сфере инноваций и коммуникаций, принимая у себя ученых и сотрудничая с исследователями в других странах.

Российские научные  исследования коммуникации в сфере  инноваций ведутся кафедрой рекламы  и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова с 2007 г.: разработаны курсы «Инновационная медиакоммуникация», «Коммуникация инноваций», совместно с IABC (Россия) проведен курс «Коммуникация в сфере инноваций», апробированы докторские, кандидатские, магистерские диссертации, дипломные работы.

В России инициатором  и организатором развития практики InCo является Коммуникационная группа Insiders, которая в 2008 г. приступила к реализации соответствующих ключевых направлений национальных и глобальных коммуникаций, прежде всего InCoSci.

Практика КГ Insiders в сфере Scientific Relations в России интегрирует в себя: организацию специфических коммуникаций между учеными и научными институтами (процедуры верификации и оценки значимости научной продукции, в том числе реферируемые журналы, индексы цитирования и т.п.); коммуникации между научным сообществом, экспертами в области технологического развития, менеджерами R&D (англ. research and development – исследования и разработки) подразделений корпораций, занимающихся внедрением научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (анализ тенденций развития, прогнозирование, индикаторы, инвестиционный анализ, анализ финансирования разработок и т.п.); коммуникации между разработчиками, экспертами и инвесторами (проведение презентаций, конференций, выставок, экспертных панелей, «круглых столов» и иных мероприятий, формирующих системные коммуникации в данной сфере); коммуникации между инновационными инфраструктурами и компаниями, заинтересованными в инновациях и внедряющими инновации (инвестиционные туры, выставки, информационные кампании продвижения и т.п.).

Однако в целом  система коммуникации в сфере  инновации пока не эффективна. Причины заключаются в следующем: основная масса инноваций остается невостребованной со стороны экономики, научное сообщество слабо ориентируется в приоритетах и методах инвестирования, государственные структуры не получают полной информации о реальном состоянии технологического развития и потенциала проектов, крупный мировой бизнес не видит адекватных инновационных предложений от российской инновационной системы и слабо с ней взаимодействует (формируя лишь системы «утечки» наиболее перспективных ученых и групп в свои системы корпоративной науки). Знания ученых и инноваторов относительно методов и механизмов включения своих проектов в инновационные процессы остаются на критически низком уровне. Значительный разрыв между академической научно-исследовательской деятельностью и прикладными инновационными процессами не сокращается. Сохраняется, а в некоторых областях знаний растет, разрыв между российскими и западными информационными пространствами науки. Престиж и привлекательность научной и инновационной деятельности среди молодежи невысок.

Выделим основные коммуникационные проблемы, которые  фактически блокируют процессы развития инноваций: разорванность информационных пространств научной коммуникации между Россией и остальным  миром; слабая коммуникация между корпоративными инвесторами и инновационными инфраструктурами (включая научные центры), практически  полное отсутствие инновационных навыков  и понимания задач инвесторов у научных работников; критическое  отставание в навыках и масштабе маркетинга науки и инноваций от мировых лидеров.

Информация о работе Инновации в области информационных и коммуникационных технологий