Информационный консалтинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

В условиях быстро изменяемой внешней среды бизнесу приходиться динамично развивать и видоизменять себя, чтобы занять лидирующие позиции на рынке. Естественно эти изменения не могут пройти мимо ИТ-инфраструктуры. При таком темпе менеджмент в области ИТ просто не успевает за бизнес-требованиями и испытывает «информационный голод». Плюс к этому могут возникать застойные явления в развитии ИТ-инфраструктуры и трудности в определении стратегических альтернатив. Для того что бы разрешить эту ситуацию бизнесу необходим консалтинг, то есть новый источник знаний. Получение накопленного опыта и качественного менеджмента позволяет компании открыть новую страницу в своем развитии и шагнуть вперед.

Файлы: 1 файл

ИТ консалтинг.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Основными средствами информационного обслуживания всех категорий потребителей в рамках ИКС в настоящее время являются:

  • издания и услуги научно-исследовательских институтов информации АПК (каталоги, справочники, учебники и учебные пособия, обзорная информация, переводы, тематические подборки, распечатки документов зарубежных и отечественных источников научно-технической информации (НТИ), снабженные рефератом и библиографией, адресные базы данных);
  • издания научно-исследовательских институтов и вузов АПК (труды, рекомендации научно-исследовательских институтов и вузов, отдельные брошюры и монографии, информационные листки и пр.);
  • информационная продукция коммерческих организаций и фирм, работающих на АПК (рекламные брошюры, листки, бюллетени и др.).

При этом самой  многочисленной и адаптированной к условиям производства, науки и управления является информация институтов научно-технической информации.

Проводимая  в России радикальная экономическая  реформа привела к развитию процессов, характерных для рыночной экономики, и формированию принципиально нового механизма управления на всех уровнях: от государственного до хозяйствующих субъектов.

При переходе к рыночной экономике новые черты  приобретают и организационные структуры. Более размытыми стали границы между отраслями народного хозяйства, жесткие вертикальные связи вытесняются горизонтальными, развивается интеграция различных стадий и функций воспроизводства.

В связи с  появлением различных по форме собственности секторов и типов хозяйств возникли иные, чем прежде, трудности организации их взаимодействия. Это продиктовало и новые потребности в решении задач организации управления на всех уровнях экономики при посредстве информационно-консультационных фирм.

Главным условием успешного преодоления проблем  переходной экономики в нашей стране, критерием цивилизованного подхода к управлению всеми отраслями народного хозяйства являются, без всякого сомнения, компетентность, информированность лиц, которые вырабатывают и принимают управленческие решения, а также тех, кто эти решения непосредственно реализует.

Экономически  развитые страны достигли высоких результатов в области производства материальных благ за счет резкого повышения производительности труда. Во многом этому способствовало создание и функционирование хорошо отлаженной системы информационно-консультационных служб Extension service.

В обязанности  специалистов Extension service входит передача информации служащим различных учреждений, организаций, органам исполнительной и законодательной власти, товаропроизводителям для оказания им помощи в формировании собственных мнений и принятии обоснованных решений. Клиенты (пользователи) Extension service получают информационные услуги путем реализации специальных образовательных программ, консультационных проектов, внедрения в практику научных разработок. Это предполагает наличие тесных связей между научными исследованиями, образованием и внедрением знаний в практическую деятельность. Отсюда принципиально важный подход к организации этой службы: прежде всего она создается на базе высших учебных заведений, а также институтов, курсов повышения квалификации или переподготовки специалистов.

Такой подход к созданию и функционированию службы обусловлен тем, что у этих учреждений имеются научные разработки определенного  уровня для внедрения, высококвалифицированные кадры специалистов, которые владеют педагогическим опытом, методами и средствами информационно-консультационной службы, т.е. специалисты, сочетающие в себе функции исследователя, консультанта и преподавателя. Мировой опыт свидетельствует, что информационно-консультационные службы создаются в самых различных отраслях и сферах экономики. Так, подобная служба США функционирует при университетах. Финансирование исследований и консультаций производится на кооперативной основе: федеральным бюджетом, правительствами штатов и товаропроизводителями.

В Великобритании информационно-консалтинговая служба в связи с сокращением государственного финансирования постепенно переходит на платное консультационное обслуживание по контракту.

Консультационная служба Китая имеет многолетнюю историю и традиции. НИИ и учебные заведения, отдельные ученые и преподаватели Китая могут заключать договоры на предоставление консультационных услуг в течение определенного срока или на постоянной основе. Информационно-консультационные службы функционируют также во Франции, в Германии, Дании, Голландии, Испании. Опыт развитых стран показывает, что половина фермерских хозяйств разоряется из-за нехватки знаний, необходимой информации. Поэтому начиная с 50-х годов за рубежом стала создаваться и бурно развиваться сеть информационно-консалтинговых фирм, действующих как за счет государственного финансирования, так и на коммерческих началах.

Таким образом, существующая в мире сеть по информационно-консалтинговому обслуживанию — это деятельность специализированных фирм, которые предлагают своим заказчикам, испытывающим различные затруднения, в том числе из-за недостатка информации, разнообразные по своей направленности информационно-консалтинговые услуги. Разнообразными являются также в данном случае и сами организации, и испытываемые ими проблемы.

Информационно-консалтинговое обслуживание включает:

•  установление цели (миссии) предприятия или организации;

•  текущий  сбор и обработку информации для  принятия управленческих решений;

• осуществление  функций контроля отклонений фактических показателей деятельности предприятия от показателей плановых;

•  подготовку рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений.

Направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, информационно-консалтинговое обслуживание является синтезом планирования, учета, контроля, экономического анализа, организации информационных потоков и многого другого. Информационно-консалтинговое обслуживание способствует достижению двоякой цели: с одной стороны, получению максимальной прибыли, завоеванию доли рынка, успешной борьбе с конкурентами, с другой стороны, развитию самого информационного консалтинга как нового сегмента на рынке деловых услуг.

 

 

3. Функции информационного консалтинга

 

Дальнейшему раскрытию и углублению содержания научной дисциплины может способствовать уточнение его функций. Каковы функции  информационного консалтинга? В работах отечественных исследователей выделены и уточнены функции управленческого консультирования, имеющие непосредственное отношение и к информационному консалтингу.

1. Функция информирования заключается в том, что информационный консалтинг, предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет информационному консалтингу стать важным фактором информационного пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.

Помимо того, эта функция способствует оказанию помощи организациям — субъектам хозяйствования в решении конкретных экономико-управленческих проблем во всех сферах их деятельности и функциональных областях (область управления производством, финансами, кадрами и т.д.). Механизм оказания помощи сводится здесь к четырем основным этапам консалтингового процесса:

а) выявление  и анализ экономико-управленческих проблем путем сбора информации о деятельности субъекта хозяйствования (диагностика);

б) разработка  предложений  по  решению   выявленных проблем (планирование действий);

в) осуществление  мер по внедрению конкретных действий и отобранных предложений в практику управления;

г) осуществление  контроля эффективности внедренных предложений.

2. Научная, или познавательная, функция выражается в том, что информационный консалтинг опосредованно помогает глубже понять сущность тех или иных социальных явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития, влияние на социально-экономические и общественные процессы в стране.

Эта функция  связана с распространением современных  научных достижений и передового опыта в сфере производства различных информационных продуктов и услуг, в сфере организации управления различными (в том числе коммуникационными) процессами; с предоставлением своевременной информации о продукции и конкурентоспособности компаний-изготовителей; с проектированием и внедрением корпоративных информационных систем; осуществлением технической поддержки компьютерных сетей, включая вычислительные системы, локальные сети, системы телекоммуникаций; интеграцией программных продуктов, запуском и обслуживанием подобных систем.

3. Исследовательская, или диагностическая, функция позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.

Кроме того, эта  функция связана с проведением  комплексных аналитических исследований в области производства высокотехнологичной продукции и средств телекоммуникации, а также с выявлением тех факторов, тенденций и закономерностей, которые оказывают решающее воздействие на результаты работы субъектов хозяйствования в условиях информатизации общества.

4. Посредническая функция заключается в оказании помощи клиентам в выборе правильной стратегии в области информационных технологий, подборе деловых партнеров как внутри страны, так и за ее пределами, а также в выявлении наиболее перспективных объектов сотрудничества для осуществления прямых инвестиций, совместных действий в области производства, сбыта продукции и т.д.

5. Обучающая функция связана с организацией и проведением семинаров для служащих заказчика как по информационным технологиям вообще, так и по эффективности их использования в  соответствующей отрасли,  повышением управленческой квалификации руководителей; развитием новых, передовых навыков управления путем обучения руководителей без отрыва от трудовой деятельности в рамках конкретного информационного консалтингового проекта.

Органичное взаимодействие и взаимодополнение этих функций превращает информационный консалтинг в эффективно действующий рычаг совершенствования управления различными социальными процессами и явлениями, в мощное средство оптимизации развития и функционирования социальных объектов и систем.

 

 

4. Особенности взаимодействия информационных технологий и консалтинга

 

Современный консалтинг отличается рядом специфических  черт, обусловленных объективным  социально-экономическим развитием общества. С одной стороны, это развитие науки и техники, широкое применение новейших технологий, процессы интеграции и глобализации, с другой стороны, развитие рыночных отношений в ряде стран, в том числе и в России, и ужесточение конкуренции, возрастание интенсивности нововведений, динамичности внешней среды.

Новый этап в  развитии консалтинга начался в 90-е годы. Это связано с тем, что значительно возросли интенсивность  нововведений, динамичность рыночной среды. Стали стираться границы национальных экономик вследствие глобализации рынков. Осуществляется тотальная компьютеризация производственных и управленческих процессов: компьютеризовано все, что поддается алгоритмизации. Началось интенсивное тиражирование управленческих информационных технологий со специальными знаниями, «вшитыми» в программные продукты. Все это не только существенно повысило общий уровень качества управления, но и изменило роли и задачи консультантов по управлению, они стали существенно сложнее и многообразнее. Во-первых, консультант стал экспертом и аналитиком, от него потребовалось умение и искусство точно сформулировать проблему, поставить диагноз «болезней», определить и убедительно показать управляющим, что плохо в их организации и почему, и «прописать» средства «лечения», разработать стратегию и тактику реорганизации. Во-вторых, консультант оказался очень нужным предприятиям как разработчик процессов ведения бизнеса и технологий управления.

Информационные технологии — это совокупность методов и средств целенаправленного изменения каких-либо свойств информации.

Информационные  технологии, иначе говоря, — это технологические средства хранения, обработки и передачи информации (аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникации, системы управления базами данных и др.).

Информационные  технологии, как их понимают ИТ-специалисты, — это интеграция компьютеров, электроники и средств связи.

Эти технологические  средства позволяют управлять внутренними  процессами предприятия (производство, складской учет, бухгалтерия и  т.п.), а также контролировать взаимодействие предприятия с внешней средой (с поставщиками, потребителями, партнерами, конкурентами).

Специфика ИТ такова, что, с одной стороны, они  в огромной степени способствуют росту объемов и скорости накопления, хранения и передачи данных, что становится значитальной проблемой, а с другой стороны, именно ИТ дают средства качественного структурирования знаний.

Развитие  ИТ привело к тому, что любое  управленческое решение невозможно без решения технологических  задач, так как информационные технологии все больше интегрируются с бизнес-процессами предприятий. Управление вступает в качественно иную фазу. Появление новых моделей управления диктует необходимость привлечения внешней помощи консультантов.

Кроме ранее  названных, существуют методы, которые  постепенно получают у нас в стране распространение:

  • исследование рынка и формирование плана развития предприятия;
  • матричные методы маркетинговых исследований;
  • создание бизнес-планов на основе кэш-фло и динамические методы исследования эффективности инвестиций;
  • обеспечение качества производства;
  • всеобщее     управление     качеством     (Total     Quality Management);
  • стандарт качества ISO 9000;
  • преобразование предприятий;
  • реинжиниринг     бизнес-процессов     (Business     Process Reengineering);
  • IDEF-моделирование бизнес-процессов.

При этом не следует  забывать, что с появлением компьютеров ответственность за принятие решения продолжает лежать на менеджере, а соответствующие информационные системы являются лишь системами поддержки принятия решений.

В его составе  выделяют:

Информация о работе Информационный консалтинг