Информационный консалтинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

В условиях быстро изменяемой внешней среды бизнесу приходиться динамично развивать и видоизменять себя, чтобы занять лидирующие позиции на рынке. Естественно эти изменения не могут пройти мимо ИТ-инфраструктуры. При таком темпе менеджмент в области ИТ просто не успевает за бизнес-требованиями и испытывает «информационный голод». Плюс к этому могут возникать застойные явления в развитии ИТ-инфраструктуры и трудности в определении стратегических альтернатив. Для того что бы разрешить эту ситуацию бизнесу необходим консалтинг, то есть новый источник знаний. Получение накопленного опыта и качественного менеджмента позволяет компании открыть новую страницу в своем развитии и шагнуть вперед.

Файлы: 1 файл

ИТ консалтинг.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Сформировавшееся  мощное направление информационно-технологического консалтинга играет роль своеобразного мотора, раскручивающего спираль ускоряющегося роста мирового рынка консалтинговой индустрии в целом.

Помимо того, вторжение сначала аудиторских фирм, а затем поставщиков компьютерного оборудования в элиту мирового консалтинга привело к распространению расширительных трактовок самой индустрии управленческого консультирования, к попыткам включить в ее рамки всю деятельность новых участников независимо от ее характера .

Объектом информационного  консалтинга является состояние информационной среды консультируемой организации, предметом - поиск возможностей удовлетворения разнообразных информационных потребностей организации.

Кто именно в России и за рубежом оказывает  консалтинговые услуги? Следует иметь в виду, что консалтинговые услуги и в России, и за рубежом оказывают внешние и внутренние консультанты (рис. 1).

Отличие одних  от других состоит в том, что внешних консультантов приглашают заинтересованные организации лишь для выполнения конкретного заказа, тогда как внутренние консультанты — штатные работники организаций. Они делятся в свою очередь на дженералистов, т.е. экспертов, занимающихся общими проблемами и принципами управления, и специалистов, решающих конкретные, постоянно возникающие проблемы как в самой организации, так и в регионе или отрасли народного хозяйства.

Внутренние  консультанты могут решать специфические  проблемы, обусловленные потребностями организации. Поэтому в некоторых случаях их трудно отнести к консультантам в традиционном понимании этого термина. Так, в Mitsubishi, о которой уже упоминалось, компании, специализирующейся на производстве автомобилей, бытовой техники, банковской деятельности, задача подразделения внутренних консультантов дочерней консалтинговой фирмы.

Tokyo Research International состоит в информационном сопровождении сделок материнской компании. Консультанты собирают информацию о состоянии рынка страны, куда осуществляется экспорт, такую, как курс валют, ценовые колебания и др. Кроме того, фирма занимается переводами на иностранные языки технической литературы, осуществляет обучение дилеров, организует стажировки, непосредственно не связанные с функционированием материнской компании, но приносящие доход фирме.

Таким образом, информационно-консалтинговая фирма Tokyo Research International является интеллектуальным центром Mitsubishi. Своеобразием данной организационной структуры является то, что в службу внутренних консультантов включаются даже переводчики.

Внутренние  консультанты — это специальные  работники, входящие в состав консультируемой организации.

Внешние консультанты — высококвалифицированные специалисты-профессионалы в области информационной сферы. Они действуют как от своего имени (индивидуальные консультанты), так и от имени консалтинговой фирмы.

Примером  внешнего консультирования является работа консультантов на многих российских предприятиях, стремящихся как можно быстрее перейти на рельсы рыночного хозяйствования. Кроме того, построение стратегического плана сферы обработки информации на предприятии — дело весьма трудоемкое, сложное и ответственное. Если оно предпринимается впервые, его лучше осуществить, как рекомендуют отечественные исследователи, при помощи привлеченного со стороны консультанта — специалиста в данной области. Множество аргументов говорит в пользу такого решения. Это и опыт выполнения проектов сторонними специалистами, и накопленный ими потенциал методов и

инструментов, убедительность (разъяснение противоречивых представлений в организации), а также свобода от так называемой «производственной слепоты».

На границе  внешнего и внутреннего консультирования существуют и другие виды, например консультирование рекомендующее, при котором специалист дает информацию клиенту по приобретению того или иного вида товара, услуги. Задачи, которые выполняет при этом консультант, приближают данный вид консультирования к маркетинговому консалтингу. Примером здесь может служить работа специалиста-консультанта, создающего домашние страницы для пользователей сети Интернет. Информация, помещенная на этих страницах, помогает различным компаниям и отдельным магазинам представить свою продукцию или услуги любому потенциальному покупателю и пользователю.

Взаимоотношения вновь образующихся консалтинговых фирм с производителями различных  товаров, продуктов и услуг и  в нашей стране, и за рубежом  постоянно развиваются, совершенствуются, обретают новые формы.

Сегодня их диапазон достаточно широк — от частных консультаций и экспертиз до сотрудничества в реализации крупных долговременных проектов.

Конечным результатом  деятельности консультанта в организации, его целью являются, по мнению российских и зарубежных исследователей, решение проблем, возникающих перед заказчиком в управлении различными процессами, и поиск наиболее эффективных для ведения бизнеса путей, способных изменить существующее положение организации и вывести ее на более высокий уровень развития в дальнейшем.

 

 

2. Предпосылки и закономерности появления информационно-консалтинговой деятельности

 

В самом широком  смысле слова консультирование (консалтинг) как форма дачи советов в обыденной практике существует достаточно давно. Исторически первые задачи, которые решались посредством консультирования, касались области государственного управления.

•  Первые письменные свидетельства об использовании внешних советов в области государственного управления относятся к 2000 г. до н.э., а упоминания о проведении так называемых «терапевтических» интервью — к 2700 г. до н.э. На протяжении длительного времени (фактически до конца XIX в.) именно сфера государственного управления являлась приоритетной областью для консультирования.

•  Как вид профессиональной деятельности консалтинг зародился сравнительно недавно, в начале XX в., в англоязычных странах, прежде всего в США. Тогда же появился термин «менеджмент-консалтинг».

•  Первые частные фирмы  по оказанию консультационных услуг в области НИОКР, технологической и инженерной областях появились на рубеже XIX-XX вв., в области менеджмент-консалтинга — в начале XX в. Первая фирма по менеджмент-консалтингу «Служба исследований бизнеса» образована в 1914 г. в Чикаго.

•  Первыми консультантами в основном были создатели научных  теорий. Одним из таких профессиональных консультантов был основатель теории научного управления предприятием Фредерик Тейлор.

•  В 1920-1930 гг. консалтинговые фирмы распространились в Европе, а в 1940-1950 гг. — «золотой век» консалтинга — повысилось значение консалтинга как инфраструктуры. В 1970- 1980 гг. рост сферы консалтинговых услуг относительно стабилизировался и сохранял устойчивые темпы развития.

Деятельность  консультантов была нацелена в эти  годы на повышение эффективности  производства, затрагивала вопросы, связанные с управлением персоналом.

•  В конце 40-х годов консультанты в своей  деятельности использовали методы моделирования  количественных изменений, методы решения  оптимизационных задач, появилось  консультирование по процессу.

•  Реальное становление  отрасли в качестве самостоятельной сферы бизнеса произошло в 50-е годы, и с тех пор она развивается быстрыми темпами.

По своему происхождению большинство крупнейших консалтинговых фирм мира американские, но каждая из них обычно имеет филиалы  в нескольких десятках стран, от 50 до 100% персонала которых составляют местные консультанты. Деятельность филиалов регулируется законами страны их местонахождения.

•  В России организационное оформление и институциональное становление консультационной деятельности приходится на конец 20-х — начало 30-х годов XX в., когда в стране развернулась в широких масштабах активная рационализаторская работа в области научной организации труда и управления во всех отраслях народного хозяйства и государственного аппарата. При Наркомате РКИ был создан специальный научный центр — Институт техники управления, который вел широкую консультационную деятельность. Специалисты этого института проявили большую активность при внедрении новых достижений науки и практики на предприятиях и в учреждениях. Впоследствии в связи с ликвидацией института масштабы консультационной деятельности в СССР заметно сузились.

В 50-60-е годы XX в. западными консультантами внедряются системы управления по целям, осуществляется перестройка организационных структур корпораций.

• В нашей  стране в ходе экономической реформы  середины 60-х годов, когда в центр внимания были поставлены организационные и управленческие проблемы народного хозяйства, начинается новый этап в развитии консалтинговой деятельности.

В этот период предпринимаются попытки разработать теоретические и методологические основы консультирования, практические реконструкции промышленных предприятий, а также внедрить систему хозрасчета, подготовку кадров на самих предприятиях. Появились научные и исследовательские группы, ориентированные на оказание консультационной помощи. К ним относятся Центр проблем управления общественным производством экономического факультета МГУ, научные группы в Институте США и Канады АН СССР, Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, в Московском инженерно-экономическом институте (ныне — ГУУ), в Ленинградском финансово-экономическом институте им. Н.А. Вознесенского, во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте, в Таллиннском политехническом институте и ряде других.

В странах  Запада характерной особенностью следующего этапа развития отрасли (со второй половины 60-х годов) было активное внедрение  в нее крупнейших аудиторских  фирм, элита которых по мере гигантских слияний в их рядах последовательно  сужалась до «большой восьмерки» в начале 80-х годов, '«шестерки» в начале 90-х, «пятерки» в конце 90-х годов и, наконец, «четверки». К нынешним участникам «большой четверки» относятся:

1.  PwC,

2.  Ernst & Young,

3.  KPMG,

4.  Deloitte & Touche.

• В 70-е годы XX в. характер задач, решаемых западными консультантами, меняется — усиливается исследовательская направленность решений. В центре внимания консультантов на этом этапе развития находятся вопросы разработки стратегии организаций, формирования центров прибыли, развития маркетинговой деятельности, анализ и оценка деятельности организаций, вопросы организационных структур управления и др.

В начале 70-х  — конце 80-х годов консультант  становится наемным менеджером для  предприятий, поскольку особую важность в условиях усиления конкуренции приобретает не столько прежний опыт управления, сколько специальные знания и умения их применять. Таким образом, появляется реальная возможность воздействовать на экономические процессы посредством консультирования.

Однако если на Западе управленческим консультированием, как правило, занимались люди с экономическим образованием, то в России в этот период управленческое консультирование своим развитием обязано в силу политико-экономических причин психологам и социологам, акцент в деятельности консультантов делался на человеческие отношения. А консультационные услуги предоставлялись проектными и внедренческими центрами при министерствах и ведомствах, территориальными консультационными центрами.

Основными задачами российских консультантов в этот период были консультирование по проблемам  управления персоналом, организационных  структур управления, технологий и процедур управления, организация и проведение тренингов и обучающих программ для руководителей, разработка и внедрение АСУ, АСУП, АСУТП.

• В начале 80-х годов XX в. направления консультационных услуг расширяются за счет анализа и диагностики деятельности предприятий, развития стратегического консультирования, подбора и подготовки управленческих кадров, а также консультирования в области систем электронной обработки информации. Особое внимание на этом этапе уделяется практической реализации разработанных рекомендаций.

В 80-х —  начале 90-х годов в стране появляется сеть консультационных предприятий, что было санкционировано постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам «О преобразовании центров научной организации труда (центров НОТ) в научно-исследовательские, проектные и внедренческие организации и создании хозрасчетных бюро (фирм) по труду и социальным вопросам» от 17 марта 1988 г.

Законы централизованно  планируемой экономики в бывшем СССР не допускали существование  независимых экспертов, однако в  некоторой степени независимость  предоставления информационно-консалтинговых услуг все же была. Она обеспечивалась в рамках так называемых хоздоговорных работ, когда консультант и клиент выступали в качестве равноправных и относительно независимых от государства сторон. Объем работ в этой области, по некоторым данным, составлял всего 3%, остальные 97% работ осуществлялись в рамках госбюджетного финансирования .

В 70-е годы XX в. в СССР получила распространение разработанная передовыми предприятиями Львовской области на основе обобщения опыта других регионов комплексная система управления качеством (КС УКП). Она включала технические, экономические, социальные и организационные мероприятия, влияющие на качество от момента проектирования изделия до его эксплуатации. Оценка производилась по двум направлениям:

–  качество выпускаемых изделий;

–  качество труда всех работников предприятия. Созданные на предприятии в 70-е годы КС УКП сейчас развиваются и совершенствуются с помощью консультантов.

Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) в СССР была создана в 1967 г. По размаху и всеохватности своей деятельности эта система не имела аналогов в мировой практике.

В переходный период после распада Советского Союза в 1991 г., всесоюзные органы научно-технической информации (НТИ), территориально расположенные в столице, трансформировались во всероссийские. Основную работу по продвижению и распространению научно-технических достижений и передового производственного опыта в сферу народного хозяйства стали выполнять отраслевые органы научно-технической информации. В таком усеченном виде система НТИ вошла, к примеру, в информационно-консультационную службу агропромышленного комплекса (ИКС АПК).

Информация о работе Информационный консалтинг