Диалектика взаимосвязи пиара и пропаганды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:55, реферат

Описание работы

Влияние средств массовой информации на общественное мнение интересует ученых уже не первый год.
Люди издавна ищут наиболее эффективные способы донесения информации до миллионных аудиторий. Первыми теориями, которые задавали вопрос о том, как убедить аудиторию принять серьезные решения оказались теории пропаганды. Со временем эти теории влияния перешли на новый уровень развития, открывая все более совершенные площадки для распространения информации. Актуальность темы реферата состоит в проведении тонкой грани между двумя сферами воздействия на массы, выявлении плюсов и минусов каждой из них, ведь грамотно выстроенная стратегия той или иной компании, будь то деятельность пиарщика или пропагандиста, ведет к непременному успеху организации, на которую он работает

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................стр 3
1. Коммуникация……………………………………………………………………………………………………стр 4
2. Public Relations……………………………………………………………………………………………………стр 5
2.1 Study Case: Обзор успешных пиар кампаний………………………………………………стр 7
3. Пропаганда……………………………………………………………………………………………………….стр 14
3.1 Техника пропаганды в мировой войне (по книге Лассвела)…………………….стр 19
3.2 Методы и главные принципы пропаганды Второй Мировой Войны……….стр 21
4. Заключение……………………………………………………………………………………………………….стр 25
5. Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат_Пытковой Ирины_гр 8-6-3.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Существует и косвенная пропаганда, одна из самых искусных и действенных  форм которой – поощрение действий, способствующих к привлечению нейтральных  государств к сотрудничеству с воюющей стороной. Обработка нейтральных государств должна сводиться к тому, чтобы заставить их отождествить свои интересы с интересами воюющей стороны.

Пропаганда может быть мощным оружием  в воздействии на нравственное состояние  неприятеля. Она проводится на территории противника, где антипатриотические настроения могут иметь успех у групп населения, которые в ходе военных действий начинают возвращаться к своей идеологии мирного времени. Попытка заронить недоверие против пропаганды правительства – еще один эффективный способ в ведении психологической войны, создавая прочное орудие расслоения. Сама успешность пропаганды зависит от искусного применения средств при благоприятных условиях. «Средства – то, чем пропагандист располагает, условия – то, к чем он должен приспособляться14

Для полного успеха пропаганда должна быть «всеобъемлющей в своих лозунгах». Она не должна оставлять без внимания ничего, каждый субъект и объект страны, обращаться ко всем группам населения. Используемый материал должен проникнуть во все умы, всякая идея, которую нужно внушить, должна представлять интерес для населения. Публику необходимо готовить как к хорошим, так и к плохим явлениям, и, конечно, пропаганда должна избегать противоречий самой себе в одном и том же контексте. Пропаганда – это «уступка способности рассуждать современного мира» Сегодня все люди, «владеющие» словом, притянуты к работе пропаганды. Пропаганда – это «уступка своеволию века, это отражение необъятности, рациональности и своеволия мира»15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.    Методы и главные принципы пропаганды Второй Мировой Войны
  1. Геббельс и Гитлер.

Я не могу позволить себе пройти мимо личности Геббельса, ставшей легендарной в кругах пропагандистов. Он – новатор того времени, сумевший подчинить себе весь государственный аппарат. Тандем Гитлер-Геббельс – образец военной пропаганды. 
Ее важность Гитлер осознал еще до Второй Мировой Войны. Многое он почерпнул из опыта стран Антанты. Например, американские комитеты Криля, развернувшие активную деятельность во время Первой Мировой Войны, стали прототипом Министерства пропаганды Германии. Вышеназванные комитеты поощряли создание кинофильмов о войне, распространяли различные слухи о злодеяниях противника, обучали добровольцев для участия в митингах, следили за регулярным появлением заметок о войне в прессе. 
В 1925 году выходит книга Гитлера «Моя Борьба», ставшая манифестом и основной идеологией Третьего Рейха. В ней Гитлер приходит к выводу, что для эффективного воздействия на общество совершенно необходимо создать специальный орган, который внедрит идеи национал социализма в массы. Было сформировано министерство пропаганды. Его руководитель, Геббельс, обозначил главные принципы пропаганды: простая живая речь, регулярные повторы. 
«Пропаганда должна доходить до каждого». Для этого были задействованы все технические средства. Под руководством Геббельса находился театр, кинематограф, пресса, радиовещание. Геббельс утверждал, что пропаганда - это искусство, которое тем эффективнее, чем меньше люди догадываются, что их обрабатывают.  
Непрестанное повторение лозунгов, настойчивость и постоянство – вот основные принципы тандема Гитлер-Геббельс. Министр пропаганды третьего рейха Геббельс учил своих подчиненных: "Чем наглее ложь, тем быстрее она распространяется".  
Одной из первых акций Третьего Рейха стал акт сожжения студентами неугодных этому политическому строю книг. Таковых оказались тысячи. Манифест «моя борьба» регулярно цитировался, сборники с выдержками из книги раздавались перед просмотром военных фильмов в кинотеатрах, а каждая пара молодоженов получала издание биографии Гитлера в подарок. С помощью радио был создан так называемый «эффект присутствия», таким образом даже домохозяйки, не разбирающиеся в делах политики, слышали голос своего фюрера на своих кухнях. 
Геббельс подчинил себе все СМИ. Каждое утро он принимал у себя редакторов самых тиражируемых газет и проверял заголовки, выпускаемые в печать, фильтруя всю информацию, отдавая приказы насчет информации, которая займет передовицу текущего дня.

  1. Советская военная пропаганда

Одной из общих  черт советсткой и нацистской пропаганды стало повышенное внимание к техническим средствам. Оба режима видели в них эффективное средство влияния на умы людей. Стоит заметить, что СМИ в обоих государствах были монопольными и полностью контролировались руководящей верхушкой.

Влияние на молодежь, повторение лозунгов, обличительные  выступления против буржуазии, цензура  информации, в особенности поступавшей из-за границы – вот общие черты этих режимов.

Однако во время мировой войны, в отличие  нацистского правительства, выдававшего  себя за воителей, постоянно демонстрирующего силу военными парадами, сборищами  и воинственными речами с целью  запугать и подчинить другие страны, Советский Союз выступал как сторонник мира. Стоит обратить внимание на одежду руководства Германии и СССР: Гитлер всегда был облачен в военную форму, руководство СССР вне стен Кремля облачалось в темные деловые костюмы и фетровые шляпы, олицетворяя тем самым гражданское население. Слово «мир» в целом ассоциировалось с Советским Союзом.

Задолго до Геббельса коммунисты признавали значимость пропаганды. Еще в 1903 году Ленин в своей работе "Что делать?" разглагольствовал о ее значимости для революции. К 1910 году его сторонник из Баку Иосиф Сталин контролировал работу настоящего бюро пропаганды, финансировавшегося поступлениями от грабежей банков. С победой Октябрьской революции в 1917 году они организовали в Москве Управление агитации и пропаганды, которое полностью руководило всеми средствами массовой информации. Ленин делал акцент на различии агитации и пропаганды, говоря, что пропагандист имеет дело с идеями, которые понятны не многим. Поэтому агитатор, по Ленину, более склонен к устному слову, а пропагандист - к печатному. В условиях повсеместной безграмотности пропаганда являлась эффективным инструментом продвижения идей в массы. В сельских районах радиоприемники устанавливались в избах-читальнях, клубах, общежитиях, домах культуры, музеях и других общественных местах. В избах-читальнях крестьянам предлагались плакаты, а также различные радиопередачи. Избы-читальни были примитивно построены и в большинстве своем имели земляной пол. Крестьянам приходилось заходить в них, чтобы узнать о положении с продовольствием и нормированием продуктов питания, местных новостях и т.п. Пока человек находился там, он из радиопередач также узнавал о несправедливости царского режима и преимуществах нового большевистского строя

Особым  видом пропаганды, пришедшим на помощь руководству в его попытках донести  идеи до безграмотного населения, стали  настенные плакаты.

Коммунисты  прекрасно понимали и использовали возможности кинематографа. Фильмы несли в себе сильный посыл  убеждения. В 1930 году, когда пришло понимание неизбежности войны с Германией, вышел в свет целый ряд фильмов (Сергею Эйзенштейну было поручено сделать фильм об Александре Невском, русском герое XIII века, который разгромил тевтонских рыцарей, вторгшихся в Россию в 1242 году – скрытый посыл заключался в демонстрации силы духа русских, в мысли, что народ может повторить подвиг, совершенный при Александре Невском, при Сталине). Эйзенштейн был награжден высшей наградой орденом Ленина. Его поздравил Сталин, который лично интересовался тем, как идут съемки. Когда Советский Союз подписал в 1939 году Пакт о ненападении с Германией, то фильм убрали из проката до тех пор, пока нацисты не вторглись в 1941 году в Советский Союз. 
В 1939 году Советский Союз начал готовить свой народ к войне. 
Почтовые марки изображали солдат Красной Армии, советские самолеты, пикирующими вражеские танки, были отпечатаны экземпляры с изображениями руководителей трех ведущих держав-союзников, участвующих в братских переговорах, национальные флаги этих стран. Стоит обратить внимание на тот факт, что международная роль коммунизма не акцентировалась в этот период. Народ призывали к патриотизму. Война была названа Великой Отечественной Войной, выходили фильмы под названиями «Во имя Отечества» и другие.. В истории цари, отличившиеся в прошлом на поле боя, были в большом почете. В своих речах Сталин часто ссылался на подвиги Суворова и Александра Невского, заставляя тем самым каждого осознавать связь между прошлым и настоящим. В целом борьба была не национальной, а социальной.  
Военные плакаты того времени – один из самых эффективных способов внедрения мысли о всенародном единстве в массы. На них были изображены огромные русские и стальные шипы, охватившие горло врага, они выражали уверенность в победе. Они принимали форму карикатур на нацистских руководителей, в частности на Геббельса, изображаемого художником Ефимовым в «Крокодиле» как Микки Маус с хвостом в виде свастики, была выпущена книга с рисунками художника Шармидова, показывавшая злодеяния немцев на войне: грабежи, вешание людей, массовые захоронения. Широкая популярность плакатов объяснялась талантом художников, рисовавших их в простой и доступной форме. 
(Наиболее яркие примеры военных пропагандистских плакатов приведены на стр 28-29)

Характерной советской чертой военного времени  были пропагандистские поезда. Их купе были превращены в печатные цеха и  передвижные кинозалы, были скомплектованы бригады лекторов, артистов и художников. Они разъезжали по всей стране, проводили  беседы и снабжали информацией о  ходе войны. Эти поезда даже приезжали  в прифронтовые районы, где стояли замаскированными недалеко от линии  фронта.

Кино также  играло важную роль в военное время. Операторы-документалисты оперативно освещали события на фронте, на станциях метрополитена были установлены  кинопроекторы. 
Для привлечения капиталистических стран, занимающих нейтральную позицию в военное время был распущен Коминтерн, а слова «Интернационала» были убраны из песен 
Советская пропаганда среди немецких военнопленных, которых после Сталинграда насчитывались десятки тысяч, была направлена главным образом на поворот их убеждений против тех, кто вел их по неправильному пути.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе своих  исследований я привела коммуникативные  функции пиара и пропаганды и пришла к следующим выводам:

Пиар предполагает наличие альтернативы, то есть коммуникация подразумевает собой возможность  существования конкурентного товара. 
В пропаганде конкурент трансформируется во врага и выбор стоит лишь между принятием и отрицанием позиции субъекта. Следовательно в центре контекста послания пропаганды  будет последователь или противник, для PR – партнер. Тип обращения к реципиенту тоже различен. В пропаганде его можно озвучить вопросом «ты с нами или нет?»,  в PR – высказывание – «ты партнер!» Также имеются различия в таких параметрах как длительность и интенсивность коммуникации. Пропаганда требует максимально возможного охвата, интенсивность зависит от состояния масс, действий конкурента, стратегий и целей субъекта. Пропаганда может быть завуалирована при помощи создания видимости свободного потребления сообщений. Стоит заметить, что существует опасность возникновения непонимания между отправителем и получателем.16

Пиар продает  образ, отношение или товар, для  него в меньшей степени существенно насколько идеологически чисты связи между субъектом и коммуникатором. В этом случае все сводится к качеству прохождения данных и адекватному пониманию сообщений

Таким образом, объектом коммуникативного действия пропаганды является сетка  социального восприятия, буквально, система жизненных координат  реципиента, а ПР - оценка/отношение реципиента к субъекту 
Пропаганда действует на более глубоком уровне функционирования общества - на уровне производства социального. Она действует через институты образования, культуры и искусства, и такие особые структуры как армия, религиозные сообщества, политические организации. Пропаганда влияет на подсознание, пытается управлять подсознательными процессами человека и использовать его в своих целях.

Однако у пиара и пропаганды есть и общие черты. В современном  обществе власть состоит также в  том, чтобы называть вещи «словами», и любое сообщение, несущее в  себе номинацию, будет иметь пропагандистский потенциал. Пока противостояние осуществляется на уровне мнений, основную роль будут играть ПР и рекламные техники. Если противостояние переходит на уровень политических субъектов, в дело вступает пропаганда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Блэк Сэм. Паблик рилейшенз. Что это такое? – М.: Новости, 1990. (дата обращения 20.04.2013)

2. Музыкант  В.Л. Реклама и PR-технологии  в бизнесе, коммерции, политике (дата обращения 20.5.2013)

3. Хапенков В.Н. Организация рекламной деятельности: Учеб. Пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005 (дата обращения 10.03.2013)

4. Мексиканское  заявление представителей национальных  и региональных ассоциаций ПР 11 августа 1978 года http://www.labex.ru/page/organizacpr_1.html (дата обращения 20.04.2013)

5. Самые  успешные PR кампании в мировой  практике. Перевод с английского  Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»ИНФРА-М, 2002. (Серия «Современные консалтинговые технологии») (дата обращения 9.03.2013)

6. Политология.  Энциклопедический словарь // под  общ. ред. и сост. Аверьянов Ю.И. - М.: Изд-во Московского Коммерческого Университета,1993 (дата обращения 15.05.2013)

7. Философский  энциклопедический словарь // под  ред. Прохорова А.М. – М.: Советская  Энциклопедия,1983 (дата обращения 20.04.2013)

8. Эпоха  пропаганды: Механизмы убеждения,  повседневное использование и  злоупотребление./ Энтони Р. Пратканис   Эллиот Аронсон/ (дата обращения 10.03.2013)

9. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М. (дата обращения 1.04.2013)

10. Эдвард  Бернейз «Пропаганда» Переводчик: Ирина Ющенко, Hippo Publishing LTD (дата обращения 20.04.2013)

11. Советские  плакаты разных эпох http://sovposters.ru/ (дата обращения 15.05.2013)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1 
Пропагандистские плакаты Третьего Рейха

Приложение2 
Пропагандистские плакаты СССР

1 Институт общественных отношений (IPR)

2 Блэк Сэм. Паблик рилейшенз. Что это такое? – М.: Новости, 1990. С. 14.

3 Музыкант В.Л. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике

4 Хапенков В.Н. Организация рекламной деятельности: Учеб. Пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 19.

5 Из Мексиканского заявления представителей национальных и региональных ассоциаций ПР 11 августа 1978 года

6 Самые успешные PR кампании в мировой практике. Перевод с английского Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»ИНФРА-М, 2002. (Серия «Современные консалтинговые технологии»)

Информация о работе Диалектика взаимосвязи пиара и пропаганды