Деловая коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Спор - это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины. Выделяют семь вариантов протекания дискуссии-спора:

Содержание работы

Спор как метод коммуникативно-управленческого влияния, его цели и подходы. Принципы ведения спора. Критика и агрессия во время спора. Советы Дейла Карнеги по эффективному разрешению споров. ………………….………………………………………………………………………………………….………3
Механизмы психологической защиты в деловом общении. Модель психической структуры личности в аналитической психологии К. Юнга. Интровертированные и экстровертированные установки личности. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности. …………………………………………………………………………………………………………….……...12
Критерии эффективности управленческой деятельности. ……………………..26
Управление коммуникациями в период избирательных кампаний. …………………………………………………………………………………………………………..……..…31
Используемая литература. …………………………………………….………………….…36

Файлы: 1 файл

деловая_коммуникация.docx

— 64.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Механизмы психологической  защиты в деловом общении. Модель психической структуры личности в аналитической психологии К. Юнга. Интровертированные и экстровертированные  установки личности. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности.

Механизмы  психологической  защиты  в  деловом  общении

1. Вытеснение. Это процесс  непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения; б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

2. Регрессия. Посредством  этого механизма осуществляется  неосознанное нисхождение на  более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания.  Регрессия может быть частичной,  полной или символической. Большинство  эмоциональных проблем имеют  регрессивные черты В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

3. Проекция. Это механизм  отнесения к другому лицу или  объекту мыслей, чувств, мотивов  и желаний, которые на сознательном  уровне индивид у себя отвергает.  Нечеткие формы проекции проявляются  в повседневной жизни. Многие  из нас совершенно некритичны  к своим недостаткам и с  легкостью замечают их только  у других. Мы склонны винить  окружающих в собственных бедах.  Проекция бывает и вредоносной,  потому что приводит к ошибочной  интерпретации реальности. Этот  механизм часто срабатывает у  незрелых и ранимых личностей.  В случаях патологии проекция  приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

5. Рационализация. Это защитный  механизм, оправдывающий мысли, чувства,  поведение, которые на самом  деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм  психологической защиты, потому  что наше поведение определяется  множеством факторов, и когда  мы объясняем его наиболее  приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный  механизм рационализации не следует  смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот  защитный механизм предполагает  преувеличенное использование интеллектуальных  ресурсов в целях устранения  эмоциональных переживаний и  чувств. Интеллектуализация тесно  связана с рационализацией и  подменяет переживание чувств  размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры  о любви).

7. Компенсация. Это бессознательная  попытка преодоления реальных  и воображаемых недостатков. Компенсаторное  поведение универсально, поскольку  достижение статуса является  важной потребностью почти всех  людей. Компенсация может быть  социально приемлемой (слепой становится  знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением  к власти и агрессивностью; компенсация  инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет  неприемлемые для осознания побуждения  гипертрофированными, противоположными  тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство от-вержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

9. Отрицание. Это механизм  отвержения мыслей, чувств, желаний,  потребностей или реальности, которые  неприемлемы на сознательном  уровне. Поведение таково, словно  проблемы не существует. Примитивный  механизм отрицания в большей  мере характерен для детей  (если спрятать голову под одеялом,  то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание  в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение  смерти, потеря близкого человека  и т.п.).

10. Смещение. Это механизм  направления эмоций от одного  объекта к более приемлемой  замене. Например, смещение агрессивных  чувств от работодателя на  членов семьи или другие объекты.  Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Модель психической  структуры личности в аналитической  психологии  Юнга

Разделяя общий фрейдовский  подход к психике личности как  многоуровневой, Карл Юнг в отличие  от Фрейда отвергает пан-сексуалистскую трактовку либидо как основу поведения  личности. Основным проявлением психической  структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а психическая  энергия как таковая. Под этим понятием Юнг подразумевает все  более или менее определенно  выраженные и оформленные душевные побуждения или силы, энергия которых  рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений. Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее несводимость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной природе, которая, однако, не творится человеческим индивидуумом по его усмотрению, а, напротив, сама преобразует его в процессе пробуждения феномена сознания. При этом в качестве фундамента психики индивида, придающего определенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного. Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном, ставшая качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности, обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида. Наиболее обстоятельное обоснование этому феномену психики было дано Юнгом в статье «Понятие коллективного бессознательного». В ней он кратко определил содержание и психологическое значение коллективного бессознательного. Характеризуя его как такую психическую систему, которая имеет коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов, Юнг выделяет следующие его особенности: во-первых, своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности; во-вторых, оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально; в-третьих, его содержание в основном представлено архетипами -- буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми. Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или образцами инстинктивного поведения. Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно. Юнг отмечает, что архетипов ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции -- не в форме заполненных содержанием образов, но, прежде всего, как форм без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия. По мнению Юнга, активизация архетипа происходит, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида. Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях (непроизвольных, спонтанных продуктах бессознательной психики), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики. Следует отметить, что Юнг связывает архетипические образы со спонтанным, непроизвольным проявлением нравственных эмоций, к примеру, такого эмоционально-ценностного феномена, как совесть. В своей статье «Совесть с психологической точки зрения» Юнг отмечает, что моральная оценка какого-либо действия индивида не всегда может быть им осознана. Она может функционировать без всякого участия сознания на уровне символического образа, вызванного определенным архетипом. При этом могут отсутствовать так называемые «муки совести», но сам возникающий символический образ может указывать на возможную нечистоту или аморальность какого-либо действия или поступка. Юнг приводит в связи с этим пример с бизнесменом, которому была предложена очень выгодная и внешне серьезная и честная сделка, казавшаяся ему вполне приемлемой. Увидев следующей ночью во сне свои руки, по плечи, покрытые грязью, бизнесмен почувствовал неуверенность и обратился к Юнгу за советом. Очень неохотно вняв совету Юнга прекратить сделку, бизнесмен вскоре убедился, что в противном случае он бы понес колоссальные убытки. В данной ситуации, проявившейся в бессознательном, символический образ (руки, по плечи, покрытые грязью) обратил внимание на возможную нечистоту сделки. На этом примере Юнг показывает автономность проявления акта совести в бессознательном и делает вывод, что моральная реакция как архетипический образ изначально присуща психике индивида. Моральный же закон есть более позднее, закрепленное в традициях следствие морального поведения. Различие между совестью (моральной реакцией) и нравственным кодексом (моральным законом) становится еще очевиднее, когда происходит столкновение долга и совести. Здесь Юнг ставит под сомнение истинность кантовского категорического императива, согласно которому следование долгу придает поступку нравственный характер. Истинная и подлинная совесть, по мнению Юнга, может возвышаться над моральным кодексом и не подчиняться его решениям. В большинстве же индивидуальных случаев совесть проявляется как моральная реакция на действительное или замышляемое отклонение от нравственного закона. А поскольку эта моральная реакция в лучшем случае лишь частично осознана, то при всей своей моральности она не может претендовать на этическое значение. Это значение совесть приобретает тогда, когда она рефлексивна, то есть включена в сознательное обсуждение. Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности.

Интегрирующий центр этой структуры, архетип единства и целостности, Юнг обозначил как das Selbst -- самость. Выступая как интегрирующее начало психики, Самость призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта. Становление самости происходит в процессе индивидуации -- такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид освобождается от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным. По мнению Юнга, самость можно представить в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным. Поэтому, согласно Юнгу, самость объединяет четыре системы психики: Jch (Я), Persona (Маска), Schatten (Тень) , Anima и Animus (Образы женщины и мужчины). Система «Я» составляет самую малую часть психики как целого. Она выступает центром сознания и именно к ней стекает весь поток осознаваемых психических переживаний. Для нее, по мнению Юнга, характерны узость, дискретность, степень ясности и малое информационное содержание. Представляя в значительной своей части процессы отображения органами чувств внешнего и внутреннего мира, система «Я» способна нести в себе автономные комплексы психических данных. Эти комплексы включают определенные группы последовательно связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра. Образуя единство из множества сознаний органов чувств, система «Я» также представляет собой целостный автономный комплекс, который осознает лишь меньшую часть из того, что слышит и видит. В содержание системы «Я» входят психические процессы апперцепции, чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли и влечений. Система «Я» включает в себя и психические процессы личностного самопознания. Однако каждый индивид располагает лишь весьма ограниченным самопознанием, так как сознанию «Я» ведомы только его осознанные психические содержания, но никак не бессознательные. Действительное психическое состояние «Я» остается большей своей частью сокрытой как от самой личности, так и от ее социального окружения. К тому же личность может спутать познание самой себя с тем, что известно о ней в ее социальном общении. Психические процессы, связанные с социальным лицом личности, принятым ею по отношению к другим индивидам, Юнг включил во вторую систему психики, обозначив ее как «Персона» (Маска).

Если основными принципами первой системы «Я» являются отражение  и рефлексия, то в системе «Персона»  главным принципом выступает  адаптация к внешнему социальному  миру. В отличие от системы «Я», представляющей собой монистическую  фазу развития сознания, «Персоне»  присуща двойственность, дуалистическое состояние. По своему содержанию «Персона»  слагается из противоречивых элементов  психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, другие же образованы на основе социальных ожиданий от этой личности. Поэтому Персона  всегда выступает как некий компромисс между этими двумя психическими процессами. Результатом этого компромисса  становятся социальные роли, которые  играет личность в обществе. В качестве психических элементов Персоны  выступают персонифицированные  аффекты, установки, идеалы, сентенции, которые в свою очередь «овладевают» личностью и могут привести ее к сильнейшим потрясениям. К таким потрясениям можно отнести «личностную инфляцию» (отчуждение личности путем ее «разбухания» -- отождествления с группой), «синдром ригидности» (проявление избыточной защищенности личности), «диссоциацию» (нарушение связи осознанных психических процессов с бессознательными, которое может привести к фрагментированию личности на отдельные комплексы.

Существенное значение приобретают  и неосознанные, спонтанные психические  воздействия, исходящие из внутреннего  субъективного мира партнеров. Их проявление связано с наличием в психической  структуре еще одной системы, которую Юнг назвал «Тень». Она  является первичным уровнем бессознательных  психических процессов, представляя  собой личностное бессознательное. По своему содержанию она включает такие представления и восприятия, которые либо потеряли свою силу и оказались забытыми, либо из-за слишком малой интенсивности никогда не достигали сознания.... При этом они несут в себе не только негативное содержание, но и такие дремлющие психические силы, которые обладают большой динамикой и могут привести личность либо к росту, либо к катастрофе. Все зависит от подготовленности и установок сознания. Юнг считает, что личность никогда не может «перепрыгнуть» через собственную Тень или «обмануть» ее. Напротив, признание собственной Тени необходимо личности для осознания собственного несовершенства. А такое осознание требуется для установления человеческих отношений, для общения с себе подобными, понимания взаимной зависимости людей, нужды в их помощи и поддержке. Если же личность имеет «завышенные идеалы», считая себя более совершенной, то тем самым она непроизвольно унижает других или ставит их в подчиненное положение. По мнению Юнга, «показать» человеку его Тень очень полезно. Тогда он лучше осознает и светлую сторону своей личности. Находясь между этими двумя противоположностями, воспринимая одновременно свою Тень и свой Свет, личность неизбежно ощущает и собственную самость. Тень, входящая в личностное бессознательное, неразрывно связана с коллективным бессознательным -- самой глубинной системой психики личности.

Эта система включает многочисленные архетипические образы, в том числе  и такие, как Анима и Анимус (образы женщины и мужчины). Выступая как архаичные формы психических феноменов, образы Анимы и Анимуса каждый раз воспроизводятся в индивидуальной структуре личности. Анима представляет собой автономный архетипический образ в мужской личности, воспроизводя в его психической структуре женское начало. Анимус -- это первообраз мужчины в психике женской личности. Распознать эти образы можно тогда, когда они спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли выражаются в нем. Так, Анима, накопленная в бессознательном в мужской личности, прорывается наружу в виде иррациональных чувств: сентиментальности, необузданной эмоциональности. Тогда можно говорить о психическом синдроме «одержимости Анимой». Напротив, в женской личности, если прорывается наружу Анимус, это приводит к иррациональным суждениям, часто необдуманным и нелогичным, или к излишней сдержанности. В деловом общении Анима может проявиться в порыве излишней эмоциональности у партнера-мужчины или в жесткой аргументации и ригидности партнера-женщины. В отличие от Фрейда, Юнг выводит сознание из бессознательных психических процессов, которые и придают определенную форму содержаниям психики. Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации самости, она может проявиться в утрате Персоны, в «личностной инфляции» (при идентификации личности с коллективом или группой как субъектами деятельности), в недооценке своей Тени, в одержимости Анимой или Анимусом и других возможных потрясениях личности.

Информация о работе Деловая коммуникация