Языковые особенности Интернет-коммуникации(на материале блогов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:00, дипломная работа

Описание работы

Целью работы – является комплексное изучение языковых особенностей блогов как разновидности интернет – коммуникации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) дать определение блога;
2) рассмотреть историю блогов и этимологию слова «блог», выявить жанровую специфику блога;
3) проследить историю научного лингвистического изучения блогов;
4) выявить языковую специфику виртуальной коммуникации на материале содержания текстов электронных журналов пользователей интернет (10 блогов).

Содержание работы

Введение ........……………………………………………………………………. 3
Глава I. Языковая специфика интернет – коммуникации ……………………..6
1.1.Язык интернета: характеристика, особенности и влияние на пользователей ……………………………………………………………………. 6
1.2. Особенности интернета как канала коммуникации …………………….... 9
1.3. Подходы к определению блога …………………………………………... 13
1.4. История возникновения блогов ……………………………………………14
1.5. Исследование блогов ……………………………………………………….16
1.6. Функции блогов …………………………………………………………… 19
Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22
Глава II. Особенности текстов англоязычных блогов……………………...... 24
2.1.Структура блога ………………..…………………………………………... 24
2.2. Язык блоггеров как функциональная разновидность английского языка ………………………………………………………………………………….…25
2.3.Анализ блогов согласно классификации С.Херринг……………………...30
2.4. Языковые особенности блогов …………………….……………………...38
Выводы по II главе………………………………………………………………43
Заключение ………………………………………………………………………46
Литература ………………………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

ВКР!!!!!.docx

— 141.33 Кб (Скачать файл)

Использование традиционных механизмов коммуникаций, таких факс или проводной телефон сегодня  быстро замещаются новыми технологиями - обмен мгновенными сообщениями, электронная почта, передача голоса и видео через интернет. В настоящее  время уже существует ряд продуктов, каждый из которых обеспечивает работу того или иного механизма коммуникаций, с минимальным вторжением в соседнюю область(13).

Общение с использованием интернет - технологий получило название интернет – коммуникации(10).

Интернет - коммуникации - это  такие методы общения, при которых  передача информации происходит по каналам  интернет с использованием стандартных  протоколов обмена и представления  информации. Информация может передаваться в различной форме - голос, видео, документы, мгновенные сообщения, файлы(10).

Самойленко Л. В. выделяет следующие основные виды общения  в Сети:

1. Общение в режиме  реального времени (так называемый  чат):

- с одним собеседником (выбирается определенный канал  для такой коммуникации);

- с большим количеством  людей одновременно;

2. Общение, при котором  сообщения к адресату приходят  с отсрочкой:

-  с одним собеседником (электронная почта);

- со многими людьми - участниками  телеконференции (ньюсгруппы).

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что электронные  цифровые технологии в сочетании  с интернетом (и технологиями следующего поколения информационных сетей) определяют будущее коммуникаций.

При самом первом знакомстве с интернетом хорошо видно, что в  отличие от традиционных СМИ, он предоставляет  значительно большую степень  контроля и свободы выбора со стороны  потребителя (под понятием «традиционные  средства информации» подразумеваются  телевидение, радио, газеты, журналы, прямая почтовая реклама. Под новыми средствами понимается, прежде всего, интернет).

Интернет, благодаря свойствам  интерактивности, эффекту присутствия  и информационной насыщенности (текст, изображение и даже звук), а также  за счет использования сетевой навигации  превосходит другие средства информации по возможностям общения с существующими  и потенциальными клиентами(10).

С другой стороны, интернет, как и любая коммуникативная  среда, всегда трансформирует и как  бы «размывает» личность автора, что  приводит к относительной анонимности  пользователей, общающихся через эту  среду(13).

Коммуникация посредством  интернет устроена таким образом, что  на одном полюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект - заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей. К анонимности зачастую тяготеет даже полюс производства информации, такова сила ее природы в этой медийной среде. Недаром в интернет так много сведений, происхождение которых не установлено.

Интернет - технология делает коммуникацию трансграничной. Общение перестает быть привязанным к местоположению общающихся. На этой основе интернет может выполнять социально - креативную функцию, то есть формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно - нормативным фундаментом. Общая направленность развития средств распространения информации состоит в утверждении гетерархического (горизонтального, равноправного) порядка на месте иерархического (вертикального, с доминированием одного из субъектов общения). Происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации(11).

В условиях интернета аудитория  может участвовать в производстве и обмене информацией, в том числе  и между собой. Аудитория перестает (если захочет) быть только получателем  сообщений. Однако здесь использование  интерактивных возможностей никогда  не преодолеет естественного разделения ролей(13).

В сетевой интерактивности  выделяют три аспекта:

1. «люди и документы» - возможность для пользователя  формировать и реализовывать  запрос на информацию;

2. «люди и технология»  - приспособленность, удобство информационной  технологии для пользователей;

3. «люди и люди» - речь  идет о приспособленности данной  коммуникации к двустороннему  общению, о социальных технологиях  общения, которые помогают достижению  позитивных социальных целей;  о том, как реализуется возможность  коммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом - основными субъектами, выделяемыми в анализе функционирования современного общества(12).

Анализируя коммуникативную функцию интернет, следует различать понятия «интерактивность» и «обратная связь». Первое шире второго. Обратная связь - это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие. Именно в этом качестве в интернет пока чаще всего используется функция «форум». Да и показатели посещаемости тоже выступают в роли обратной связи: свидетельствуют о том, заинтересовались ли сайтом и его контентом пользователи. Интерактивность же предполагает и другие возможности: контроля пользователя над содержанием (запрос, оценка), участия в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т.п. Некоторые возможности такого рода могут использоваться и в традиционных СМИ. Но чего уж там никогда не было - так это возможности общения по горизонтали, между пользователями. Однако потенциал новой технологии реализуется только через активность людей(12).

Коммуникации, в которых  у субъектов, представляющих два  полюса коммуникации, есть возможность  и отправлять и получать сообщения, а значит, есть взаимообратимость  их ролей. В СМИ взаимообратимость  никогда не может быть полной.

Интернет является многосторонним СМИ, который создает множество  различных форм коммуникации. М. Моррис предложил делить их на 4 категории:

1. асинхронная коммуникация «один на один» (электронные письма);

2. асинхронная коммуникация «многих с многими» (например, сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в которой сообщения касаются определенных тем);

3. синхронная коммуникация  «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строятся  вокруг какой-либо конкретной  темы, например, ролевые игры, чаты;

4. асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается  разыскать сайт для получения  определенной информации и здесь  можно встретить коммуникацию  «многие и один», «один на  один», «один и многие» (веб-сайты,  блоги, гороскопы)(12).

1.3. Подходы к  определению блога

Коммуникативная компетенция  становится одной из ключевых целей обучения иностранному языку. Формирование коммуникативной компетентности - это готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение как устно, так и письменно. Грамотное использование дидактических свойств и функций различных современных сервисов интернет позволяют создать естественную языковую среду, формирующую внутреннюю мотивацию к использованию иностранного языка как средства общения. Одним из таких сервисов являются блоги.

 Исследование блогов логично начать с определения самого понятия.

Словарь Уэбстера дает следующее  определение блога: «Сетевой дневник; персональный хронологический журнал мыслей, публикуемый на веб-странице; также называется веблогом» (30).

Словарь «Мерриам-Уэбстер» определяет блог как «веб-сайт, содержащий сетевой частный дневник с  размышлениями, комментариями и  часто гиперссылками, предоставляемыми автором» (31).

Вики-словарь: «Частный или  корпоративный веб-сайт в форме  сетевого дневника, в котором новые  записи появляются в том порядке, в котором они написаны; как  правило посвящен размышлениям или  выражению мнения и обычно включает ссылки на другие статьи» (32).

Английская Википедия: «Веб-сайт, обычно поддерживаемый индивидуумом, содержащий регулярные записи с комментариями, описаниями событий или другими  материалами, такими как графика  или видео. Записи обычно отображаются в обратном хронологическом порядке» (33).

С. Херринг определяет блоги  как «часто обновляемые веб-страницы, в которых датированные записи располагаются  в обратном хронологическом порядке» (20).

Как видим, в имеющихся  словарных определениях на первый план выходит понятие дневника. Оно также используется в ряде российских исследований (14, 15), что представляется не вполне правомерным, поскольку блог – это не дневник, хотя у них и есть общие черты (регулярно добавляемые датированные записи, в которых могут выражаться мысли и мнения автора). Анализ материала показывает, что более всего соответствуют действительности два последних приведенных определения, поскольку в них дается наиболее полное, широкое и универсальное толкование. В данной работе за основу берется следующее определение блога: «Веб-сайт (или раздел веб-сайта), содержащий датированные записи мультимедийного характера, расположенные в обратном хронологическом порядке, с возможностью оставления комментариев к записям и просмотра любой записи на отдельной веб-странице».

1.4. История блогов

Термин «блог» был создан путем сокращения слова «веблог» (англ. weblog — «сетевой бортовой журнал»). Это было сделано Питером Мерхольдзом, который в апреле 1999 разместил  в боковой врезке своего блога Peterme.com фразу «we blog» (что можно перевести  как «мы ведем блог»). Термин «веблог» был создан Йорном Баргером 17 декабря 1997 года для описания списка ссылок на его сайте RobotWisdom.com. Эти ссылки были своего рода записями в бортовом журнале (англ. log) виртуального путешественника  — по аналогии с бортовыми журналами  на кораблях. Считается, что первым сайтом такого рода был раздел новостей на созданном Дэйвом Уинером сайте 24 Hours of Democracy. При этом сам Уинер считает первым веблогом самый первый сайт вообще — веб-страницу, созданную пионером Интернета Тимом Бернерс-Ли для ЦЕРН (Европейской организации по ядерным исследованиям) в 1991 году (Winer 2002). Однако эта точка зрения не получила распространения.

После Мерхольдза в 1999 году слово «блог» стала использовать компания Pyra Labs как обозначение определенного  типа сайта и как глагол, выражающий значение «вести блог». Кроме того, они образовали производный термин «блогер» — «человек, ведущий блог». Назвав так свой проект Blogger.com, предоставлявший пользователям место для размещения блогов и программное обеспечение, существенное облегчавшее ведение блога, — они тем самым значительно способствовали популяризации этих терминов. В том же 1999 году появился также целый ряд аналогичных веб-сайтов: LiveJournal.com, OpenDiary.com, DiaryLand.com. Предоставление пользователям технической возможности вести блоги — в виде простого в использовании программного обеспечения, не требующего специальных знаний — стало основой для роста популярности блогов, который с 1999 года происходил лавинообразным образом (28).

Вторым предшественником блогов, наряду с веблогами, был жанр сетевого дневника (online diary или online journal). Первым сетевым дневником считается Open Diary Клаудио Пинханеса, который  публиковался на сайте MIT Media Lab с 14 ноября 1994 года. Также в 1994 году начал вести  свой сетевой дневник Джастин  Холл.

10 сентября 1999 году Брэд  Грээм в качестве шутки придумал  слово «блогосфера» (Graham 1999). Затем в конце 2001 года термин был заново придуман и введен в оборот Уильямом Квиком (Quick 2001) и быстро распространился сначала в сообществе военных блогов, освещавших войну в Ираке, а затем и за его пределы. Понятие блогосферы быстро вошло в обиход СМИ, ему стали посвящать статьи и исследования.

Сегодня под блогосферой  понимают совокупность всех блогов как  социальную сеть и динамичную информационную оболочку (32). Существует ряд поисковых систем, отслеживающих изменения в блогосфере, выявляющих связи между блогами, определяющих наиболее популярные темы обсуждений, составляющих списки самых популярных блогеров и т. д. К таким системам относятся Technorati, BlogPulse, Tailrank, BlogScope .

Начиная с 1999 года блогосфера росла крайне быстрыми темпами, что  сопровождалось все большим признанием со стороны науки и СМИ, выражавшимся в многочисленных статьях и исследованиях (Shifry 2006; Technorati 2008), в которых блоги рассматривались как новая коммуникативная среда, новый жанр, новая информационная среда, новый источник новостей, как средство выражения общественного мнения.

1.5. Исследование  блогов

Что касается исследований конкретных жанров, то в отечественной  лингвистике основное число работ  посвящено чатам и ICQ (см. например (Литневская, Бакланова 2005; Самойленко 2005). Блоги остаются практически неисследованной областью. 

Гендерные аспекты  «блоггики» (ведения блогов) рассматривала украинский исследователь Е. И. Горошко (Горошко 2007). В своем исследовании она провела среди украинских пользователей интернета ряд психолингвистических экспериментов (с использованием метода свободных и цепных ассоциаций, неоконченных предложений, специальных вопросников и семантического дифференциала) с целью выявления гендерных особенностей в восприятии блогосферы как социальной коммуникативной практики. По результатам исследования исследователь пришла к выводу, что «блог на настоящий момент не мыслится в обыденном сознании украинских пользователей интернета как средство коммуникации или же социальная практика. Наиболее популярна электронная почта, чат, затем форум. Блог и неизвестен, и непопулярен» (6).

Как видим, единичные исследования блогов касаются, как правило, каких-то конкретных их аспектов, посвящены  рассмотрению отдельных явлений  внутри блогов и не рассматривают  напрямую собственно жанровые проблемы.

Информация о работе Языковые особенности Интернет-коммуникации(на материале блогов)