Языковые особенности Интернет-коммуникации(на материале блогов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:00, дипломная работа

Описание работы

Целью работы – является комплексное изучение языковых особенностей блогов как разновидности интернет – коммуникации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) дать определение блога;
2) рассмотреть историю блогов и этимологию слова «блог», выявить жанровую специфику блога;
3) проследить историю научного лингвистического изучения блогов;
4) выявить языковую специфику виртуальной коммуникации на материале содержания текстов электронных журналов пользователей интернет (10 блогов).

Содержание работы

Введение ........……………………………………………………………………. 3
Глава I. Языковая специфика интернет – коммуникации ……………………..6
1.1.Язык интернета: характеристика, особенности и влияние на пользователей ……………………………………………………………………. 6
1.2. Особенности интернета как канала коммуникации …………………….... 9
1.3. Подходы к определению блога …………………………………………... 13
1.4. История возникновения блогов ……………………………………………14
1.5. Исследование блогов ……………………………………………………….16
1.6. Функции блогов …………………………………………………………… 19
Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22
Глава II. Особенности текстов англоязычных блогов……………………...... 24
2.1.Структура блога ………………..…………………………………………... 24
2.2. Язык блоггеров как функциональная разновидность английского языка ………………………………………………………………………………….…25
2.3.Анализ блогов согласно классификации С.Херринг……………………...30
2.4. Языковые особенности блогов …………………….……………………...38
Выводы по II главе………………………………………………………………43
Заключение ………………………………………………………………………46
Литература ………………………………………………………………………49

Файлы: 1 файл

ВКР!!!!!.docx

— 141.33 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Арзамасский государственный  педагогический институт им. Гайдара»

 

 

 

Кафедра теории, практики и  методики преподавания английского  языка

 

 

Павлова М.П.,

студентка VI курса

очно – заочного отделения

филологического факультета

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Языковые особенности  интернет – коммуникации

( на материале блогов )

 

Руководитель: кандидат

филологических наук

Волгина О.В.

 

 

 

 

 

Арзамас, 2011

 

Оглавление

Введение ........……………………………………………………………………. 3

Глава I. Языковая специфика интернет – коммуникации ……………………..6

1.1.Язык интернета: характеристика, особенности и влияние на пользователей ……………………………………………………………………. 6

1.2. Особенности интернета как канала коммуникации …………………….... 9

1.3. Подходы к определению блога …………………………………………... 13 
1.4. История возникновения блогов ……………………………………………14 
1.5. Исследование блогов ……………………………………………………….16

1.6. Функции блогов …………………………………………………………… 19

Выводы по I главе ……………………………………………………………… 22

Глава II. Особенности текстов англоязычных блогов……………………...... 24

2.1.Структура блога ………………..…………………………………………... 24

2.2. Язык блоггеров как функциональная разновидность английского языка ………………………………………………………………………………….…25

2.3.Анализ блогов согласно  классификации С.Херринг……………………...30

2.4. Языковые особенности  блогов …………………….……………………...38

Выводы по II главе………………………………………………………………43

Заключение ………………………………………………………………………46

Литература ………………………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В настоящее время глобальная сеть  интернет является неотъемлемой частью жизни современного человека.  Интернет становится для нас не только наиболее полным и оперативным источником информации о мире, но и важным средством коммуникации, предоставляющим пользователям широкие возможности для того, чтобы «говорить» и «быть услышанными». 
Прежде всего, стоит отметить, что общение в Сети осуществляется в условиях массовой коммуникации и, следовательно, имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни.

Интернет становится средством  не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые  информационные ресурсы в единую систему.

В последние годы виртуальная  коммуникация всё чаще заменяет коммуникацию реальную.

Процесс развития интернета  сопровождается формированием некоторых  норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной  и социальной структурой интернет - пространства, посредством которых  контролируется и регулируется деятельность людей в процессе интеракции(10).

Популярность и доступность  интернет - технологий способствует появлению  новых возможностей и способов коммуникации, формирует новую сферу информационного  взаимодействия, приводит к возникновению  новых видов общественных отношений.

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению языковых особенностей интернет – коммуникации на материале электронных журналов (блогов).

Актуальность данной работы обусловлена слабой изученностью интернет - коммуникации, низким уровнем разработанности  данной темы, хотя интернет всё прочнее  входит в нашу жизнь не только как  средство работы или учебы, но, в  основном, и как средство общения. Особенности влияния интернет - реальности на его пользователей практически не изучаются, но уже можно выделить несколько аспектов, которые интересуют ученых в системе взаимодействия «человек - интернет». К ним относятся проблемы, связанные с соотношением «реальной» и «виртуальной» личности, интернет - зависимости, особенности интернет - коммуникации  

и др.

Объектом нашей работы являются – тексты блогов, предметом – их лексические и грамматические особенности.

Целью работы – является комплексное изучение языковых особенностей блогов как разновидности интернет – коммуникации.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1)  дать определение  блога; 

2) рассмотреть историю  блогов и этимологию слова  «блог», выявить жанровую специфику  блога; 

3)  проследить историю  научного лингвистического изучения  блогов;

4) выявить языковую специфику  виртуальной коммуникации на  материале содержания текстов  электронных журналов пользователей интернет (10 блогов).

     Структура работы обоснована поставленными задачами и представляет собой последовательное рассмотрение обозначенных проблем в двух главах. Во введении к работе обосновываются цели и задачи исследования. В четырех параграфах первой главы рассматриваются основные теоретические вопросы, связанные с понятиями «язык интернета», «блог», обозначена роль интернет - коммуникаций в современном мире. В двух параграфах второй главы на языковом материале рассматриваются особенности текстов англоязычных блогов. В заключении приведены общие выводы, сделанные в ходе работы.

Среди методов исследования, использованных при написании работы, можно выделить общенаучные методы. Говоря об общенаучных методах, можно назвать анализ, синтез, сравнение, использованных для обработки информации, содержащейся в различных источниках.

В целях достижения основных поставленных задач было изучено  значительное количество литературы по теме. Среди источников можно выделить литературу печатного типа и на электронных  носителях. Литература печатного типа – это в основном современные  журнальные публикации и книги отечественных  и зарубежных авторов. Значительная часть источников по блогам содержится на различных интернет – ресурсах.

Материалами нашего исследования послужили англоязычные тексты блогов различной тематики и направленности.

Практическая ценность исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания английского  языка, на курсах лексикологии и фразеологии, а так же могут служить базой  для дальнейшего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Языковая специфика интернет – коммуникации

1.1. Язык  интернета: характеристика, особенности  и на пользователей

«Сегодня уже неоспоримым фактом является то, что интернет - самый  колоссальный источник информации, который  знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между  пользователями на дальних и близких  расстояниях, позволяют использовать интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для коммуникации» (10,с.23).

В виртуальном мире личность надевает маску, которая облегчает процесс  коммуникации, снимает психологические  барьеры, высвобождает творческое "я". Уникальные возможности для самовыражения  дают такие интерактивные формы  общения в интернете, как всевозможные чаты, форумы, разновидности электронной  почты, блоги, телеконференции и  т.д. Их сиюминутность также облегчает  коммуникацию, снимая груз ответственности за долгосрочность последствий(13).

Новый мир и новый стиль жизни  в мире интернет потребовал новых  языковых средств коммуникации либо трансформации старых:

- сленг, выработанный пользователями  интернета, переходит в общеупотребительную  лексику,

- возрождение эпистолярного жанра  в виде электронной переписки  также имеет свою языковую  специфику,

- игровые условия виртуального  пространства способствуют приближению  коммуникации к игре, что на  уровне языка проявляется в  тяготении к манере устной  разговорной речи на самом  серьезном сайте(6).

С появлением интернета существенно  меняется судьба текста в обществе, так как в интернет - сообществе человек - образ равен тексту, что  особенно ярко проявляется в чатах, где реализуется базовое стремление человека к творческому самовыражению(6).

Кроме того, обитатели чатов практически  полностью лишены вспомогательных средств: акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики.

Отсюда надежность речевого общения  становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычной коммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55% результата.

Столь глобальная нехватка не могла  не быть определенным образом компенсирована, поэтому общение в интернете  все-таки не обходится без телесности. В первую очередь был определенным образом компенсирован "эмоциональный  дефицит" путем введения в виртуальный  дискурс частично типизированных эмоциональных  реакций - "смайликов" (от англ. smile - улыбка), которые получили чрезвычайно  широкое распространение(7).

Однако это все-таки суррогат эмоциональных  реакций. Многократно предпринимались  попытки присвоить и закрепить  обозначение определенных эмоциональных  состояний за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными. Фактически на сегодняшний день только смайлики информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, передавая направленность и степень  его эмоций(8).

Помимо "смайликов" для компенсации  тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс" (от анг "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; т.е. написание ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в  Сети трактуется как повышение голоса(7).

Недостаточность или невозможность передачи в интернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами - большим количеством восклицательных знаков, средствами из других речевых жанров.

Благодаря интернету интенсивно стала  развиваться интертекстуальность  текста. Изменение сознания личности в интернете, формирование нового, сетевого образа жизни и мышления существенно влияет на языковую ситуацию(6).

Основным новшеством виртуальной  реальности является изменение условий  для взаимодействия людей, в том  числе, и на языковом уровне.

Порожденное внешней реальностью, интернет - пространство может существовать только при условии активной человеческой деятельности по его созданию и развитию. Оно само по себе является ничем иным, как реальным, живым, человеческим мышлением, воплощенным в виде текста в его новом обличье, совмещающем в себе не только словесное высказывание, но и цвет, звук, графику и анимацию.

В лингвистическом аспекте речь идет о новом явлении в текстологии - гипертексте, по принципу которого организовано все языковое пространство интернета. Гипертекст, по сути, - это новый способ мышления в языковом отражении(7).

Гиперте́кст — термин, введённый Тедом Нельсоном в 1965 году для обозначения «текста ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Обычно гипертекст представляется набором текстов, содержащих узлы перехода между ними, которые позволяют избирать читаемые сведения или последовательность чтения. Общеизвестным и ярко выраженным примером гипертекста служат веб-страницы — документы HTML (язык разметки гипертекста), размещённые в Сети. В более широком понимании термина, гипертекстом является любая повесть, словарь или энциклопедия, где встречаются отсылки к другим частям данного текста, имеющие отношения к данному термину. В компьютерной терминологии, гипертекст — текст, сформированный с помощью языка разметки, потенциально содержащий в себе гиперссылки(32).

Гипертекст способен к многочисленной трансформации, передвижке, к интерпретации  его содержания многими способами. Гиперссылки обеспечивают возможность  структурировать информацию "ломтями", связанными и в то же время относительно независимыми друг от друга.

Вариантность развития сюжета позволяет  привлекать к активному созданию и развитию текста всех участников коммуникации.

Интернет активизирует внимание пользователей  к тем языковым средствам, которыми он пользуется. Кроме того, виртуальные  личности становятся творцами новых  вербальных и невербальных средств  высказывания и общения, творят не только само виртуальное пространство, но и язык, на котором этот социум общается(6).

1.2. Особенности интернета как канала коммуникации

Коммуникация - это социально  обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в  межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при  помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств(10).

Информация о работе Языковые особенности Интернет-коммуникации(на материале блогов)