Учебные и внеучебные формы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Вся отечественная и общеобразовательная, и профессиональная школа длительное время, особенно в застойный период, была ориентирована на обучение молодежи, которая в массе своей учиться не хотела – образование в обществе того времени было фактически не востребованным, мотивация к учению у школьников и студентов была низкой. Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог «тянет» учащегося, студента к знаниям. И вот из стремления заставить обучаемых осваивать учебный материал их аудиторная учебная нагрузка доводилась и в общеобразовательной школе, и в профессиональных учебных заведениях всех уровней до 40-50 часов в неделю. А оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса в такой ситуации как раз и являлась классно-урочная система, которая давно уже во всем мире зовется «обучение в коробке для яиц». Она была чрезвычайно удобна тем, что материал подается малыми дозами. Учащиеся, студенты все время находятся под контролем преподавателя (а преподаватель, добавим, под контролем руководителя учебного заведения и инспектора).

Файлы: 1 файл

курсовая работа Маммаева.docx

— 65.06 Кб (Скачать файл)

- другой, сравнительно новый  и перспективный вариант –  опосредованного общение с педагогом и средствами обучения согласно современному принципу «доставки образовательных услуг на дом», что чрезвычайно важно сегодня в России ввиду ее огромной территории, слабой дорожно-транспортной сети и низкой территориальной мобильности населения. К этим формам опосредованного общения относится, в первую очередь, дистантное обучение – форма обучения, отличающаяся преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным учебными текстами общением обучающих и обучающихся. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством инструктивных материалов, рассылаемых по почте или/и через современные средства коммуникации, а также в ходе периодических очных контактов обучающих и обучающихся. Сюда же можно отнести Интернет-обучение, в том числе самоучение, телевизионные образовательные программы и т.д.

5. Классификация форм обучения по числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие :

- обычный, традиционный вариант: одно занятие – один педагог (учитель, преподаватель, тьютор и т.д.);

- два и более педагогов: бинарные уроки, когда два учителя  проводят одно занятие, например, учителя физики и химии одновременно  ведут занятие по теме «Электролиз»; лекция-панель (США), когда в дискуссии  участвуют несколько высококвалифицированных  преподавателей-экспертов, высказывающих  перед студентами каждый свое  мнение. Обсуждение той или иной  проблемы известными специалистами  позволяет показать обучающимся разнообразие мнений, подходов к ее решению и др.

6. Классификация форм обучения по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся :

- обычный, традиционный вариант  – один педагог ведет учебную  дисциплину постоянно и целиком;

- другой вариант –  для проведения отдельных разовых  занятий приглашаются другие педагоги, в том числе так называемые «гостевые профессора» – крупные ученые-специалисты, в том числе из-за рубежа, чтобы рассказать о подходах к решению тех или иных проблем в различных странах; или приглашаются знаменитые писатели, художники и т.п.

7. Классификация форм учения-обучения по основанию «монолог-диалог»:

- традиционный вариант  – монологическое обучение: учитель, лектор говорит, показывает –  все обучающиеся слушают и  записывают, или ученик отвечает  урок – учитель и все остальные  учащиеся слушают;

- диалогические формы  занятий, в том числе интерактивные  формы учения-обучения, которое происходит  в процессе обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами  учебного процесса. Диалог в этом  случае может быть как непосредственным  вербальным диалогом, так и опосредованным  диалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работу в режиме реального времени в сети Интернета. Кстати, во многих странах Европы в классах, аудиториях столы преподавателя, учителя и обучающихся расставлены не традиционно, как у нас – напротив друг друга, а подковой или кругом – так, чтобы каждый участник занятий мог видеть и разговаривать с любым другим. Это уже стало настолько обычным явлением, нормой, что, когда один из авторов в одном английском колледже, проходя вместе с сопровождающими по коридору, заглянул в классную комнату, которую сопровождающие показывать не хотели: там стояли столы в обычном «фронтальном» порядке, сопровождающие явно смутились и сказали: «извините, это у нас класс для группы умственно отсталых студентов». Не пора ли нашей педагогической общественности задуматься над этой фразой?!

К диалоговым формам относятся также клубные формы учебной работы, мастерские, гостиные и т.п.

8. Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий:

- стационарные занятия  в одном и том же месте  – в школе, университете и т.д.;

- выездные занятия –  экскурсии, выездные занятия на  предприятиях, в других образовательных  учреждениях, производственная практика  обучающихся, летние учебные лагеря, воскресные школы, выездные школы (например, школы молодых ученых) и т.п.

Наконец, в заключение, еще две классификации форм учения-обучения, всем традиционно известных по учебникам педагогики и дидактики:

9. Классификация форм занятий по их целевой направленности: вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы, тестирование, собеседования, коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимися), зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, а так же самооценивание обучающимися.

10. Классификация форм учения-обучения по видам учебных занятий: урок, лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, Тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) и т.д. В свою очередь, каждая из этих форм может быть расклассифицирована и по другим основаниям. Так, игровые формы могут быть классифицированы по одному из оснований (по организации): предметные, сюжетные, ролевые, эвристические, имитационные, деловые, организационно-деятельностные и т.д.; по другому основанию (по коммуникативному взаимодействию): индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

Итак, мы привели десять  независимых классификаций форм учения-обучения. Как видим, в педагогике, в практике образования – отечественной и зарубежной – накоплен огромный арсенал форм учения-обучения.

Таким образом, подводя итог этому подразделу о формах учения-обучения, можно констатировать, что дальнейшее применение форм учебной работы будет смещаться в сторону: развития многообразия форм получения образования (открытое образование, экстернат и т.д.); смещения акцентов на самоучение и самостоятельную работу обучающихся; рациональное сочетание дисциплинарного (предметного) и объектного (модульного) обучения; развития дистантного обучения; развития нетрадиционных форм учебных занятий, в первую очередь диалоговых, интерактивных; смещение акцентов в контроле достижений обучающихся наихсамооценивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учебные и внеучебные формы обучения

 

Домашняя учебная работа. Она дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью, проводится без руководства учителя. Некоторые педагоги отвергают необходимость домашних заданий, но большинство подчеркивает велико значение домашней работы для формирования навыка самостоятельного умственного труда, чувство ответственности за порученное дело. Существуют различные виды домашних заданий: а) работа с текстом подручных ка б) выполнение разнообразных упражнений и решения задач в) выполнение письменных и графических работ В практике опытных учителей встречаются и такие виды домашних заданий: а) прочитать статью в науко-популярной книге или журнале б) посмотреть кинофильм в) проконсультироваться у того или иного лица о каком-то событии, факт г) наблюдать естественное или бытовое явление г) провести несложный дослед. Домашняя работа выполняется учениками успешно, если сформирован познавательный интерес, соблюдены принципов доступности, посильности, оптимальности, а также если своевременно сообщено объем домашнего за задания, учитель систематически его проверяет, дома есть условия для его выполнения. В нормативных документах о школе указано нормы времени для выполнения домашнего задания: 1 класс - до 1 часа; 2-3 классы - до 1,5; 4-5 классы - до 2; 6-7 классы - до 2,5, 8 класс - до 3; 9-11 классы - до— до 4.

 Учащихся нужно научить  выполнять домашнее задание: быть  внимательными и наблюдательными; уметь запоминать, пользоваться мыслительными операциями; ценить и распределять время; фиксировать прочитанное, побьет виденное, прослушанном; писать тезисы, конспекты, рефераты, аннотации, рецензии. Готовить учащихся к выполнению домашних заданий нужно на уроке при полной их виду, координируя их с домашними заданиями, которые дали ученикам другие учителя, давать полную информацию, что и как делать.

 С целью развития  у учащихся учебных возможностей, предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе проводятся индивидуальные и групповые консультации и дополнительные занятия.

 Семинарские занятия  для учащихся IX - XI классов - одна  из распространенных форм организации повторения и контроля за изученным материалом. Они проводятся при изучении физики, химии, истории, биологии, математики и других предметов. Учитель выбирает тему, составляет план и программу семинара, подбирает литературу, рекомендует, у кого можно ироконсультуватся по проблеме, привлекает всех учащихся, распределяет задания, проводит консультации. Темы сообщений, рефератов и докладов формулируются в проблемной форме. Начинается семинар вступительным словом учителя, в котором говорится о выдвинутых проблемы для обсуждения, их актуальность. Это Минар будет эффективным только при условии активности, хорошей подготовки учащихся. Иногда на семинарах выступают оппоненты. Нужно побуждать учащихся к дискуссии, не обходить острых, злободневных вопросов. В конце подводят итоги, осуществляется связь с задачами обучения.

 Практикумы - это лабораторные и практические занятия в лабораториях, мастерских, учебных кабинетах, на опытных участках, в учебно-производственных комбинатах, бригадах При практикумов учащиеся проявляют больше самостийности, творчества, задания дается всем одинаково или для групп учащихся Каждый ученик выполняет все работы Учитель добивается самостоятельности учащихся при выполнении заданий, для этого он составляет планы, другие указания Структура практикума: сообщение темы, цели и задачи; актуализация опорных знаний, навыков, умений учащихся; мотивирования учебной деятельности учащихся; ознакомление учащихся с инструкцией; подбор необходимого оборудования и материалов для выполнения работы под руководством учителя, составление отчета; обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов.

 Факультативные занятия  проводятся на добровольных началах, по выбору учащихся, это мостик между учебным предметом и наукой Они проводятся для учащихся VII - XI классов. Существуют факультативы: по углубленному изучению учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин с получением специальности; межпредметные факультативы.

Факультативы делятся на теоретические, практические и комбинированные зависимости от дидактической цели.

Учебные экскурсии. Слово экскурсия латинского происхождения, оно означает, посещение какого-то места или объекта с целью его изучения. Экскурсия - это такая форма обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода в места размещения объектов, которые изучаются (природы, заводов, исторических памятников), и непосредственного ознакомления с ними. Экскурсии выполняют ряд важных функций: реализующих принцип наглядности, преподносят научность обучения, связь с жизнью, способствуют политехническом обучению, способствуют профориентации учащихся на рабочие и другие профессии.

Типы экскурсий: программные и внепрограммных; тематические и комбинированные; вступительные, текущие, заключительные; ботанические, зоологические, химические, физические, производственные.

 Методика проведения  экскурсии включает в себя  подготовку экскурсии, выход (выезд) учащихся на объекты, обработку (описание) материалов экскурсии, подведение итогов.

 Требования к проведению  экскурсии: наличие в школе системы  экскурсионной работы и подготовка учителя к ней; четкое определение образовательной и цели, содержания экскурсии правильный выбор экскурсионных объектов; рациональное сочетание слова и наглядности; мотивация познавательной деятельности учащихся организационная четкость проведения экскурсии соблюдение правил техники безопасности и правил поведения во время экскурсии.

Предметные кружки и научные общества организуются в школе для учеников, которые стремятся к расширению и углублению своих знаний, к техническому творчеству, к исследовательской работе. Кружки создаются на добровольных началах из учеников V-VI, VII-VII II классов. Руководство кружками осуществляют учителя, родители учащихся, специально приглашенные люди. Содержание кружковой работы включает в себя: углубленное изучение вопросов программы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся ученых, писателей, деятелей культуры, с новейшими достижениями науки и техники, подготовку вечеров, организацию технического моделирования и исследовательской работы, ит.д.

 В последние годы  получили распространение научные общества школьников, малые академии. Они объединяют, координируют работу кружков, организуют встречи с деятелями науки и техники. С физической культуры и спорта организовываться разнообразные спортивные секции. В ходе работы различных кружков педагог должен предусмотреть и воспитательные вопрос: нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание высокую организованность и  привлечение как можно больше учащихся к работе в кружках; активность и самостоятельность учащихся на занятии.

 Олимпиады, конкурсы, выставки  ученических работ стимулируют  учебно-познавательную деятельность  учащихся, развивают творческие  способности и желание посоревноваться  в изучении школьных предметов, в техническом моделировании.

 Консультации, зачеты, экзамены - это тоже внеурочные формы обучения, кроме того, они еще выполняют контролирующие функции.

 

 

 

 

 

3.Методика организации учебной и внеучебной работы на уроках информатики

 

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие возрасту.

Информация о работе Учебные и внеучебные формы обучения