Электронные справочники по математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение электронных справочников по математике, которые способствуют улучшению качества знаний учащихся и скорости их получения.
Для достижения поставленной цели в процессе выполнения курсовой работы необходимо было решить следующие задачи:
1. Дать определение справочной литературы;
2. Охарактеризовать основные виды справочной литературы;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
§1. Что такое справочная литература.…………………….……………....
§2. Виды справочной литературы…………………………………………
§3. Понятие электронного справочного пособия………………….……..
§4. Виды электронных справочных изданий……………………………..
§5. Рекомендации по созданию электронных справочных пособий........
§6. Основные преимущества электронных справочных изданию....……
§7. Справочная и научно-популярная литература по математике……...
§8. Электронные учебники-справочники по алгебре и геометрии.……..
§9. Справочник-репетитор «Математика абитуриенту Версия 2.0»……
§10. Примеры практических заданий с использованием электронного справочника по математике……………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Электронное справочное пособие – это виртуальная система, предназначенная для автоматизированного обучения, охватывающая полный или частичный объем учебной дисциплины.

Под электронным  изданием понимается совокупность текстовой, графической, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, исполненной на любом электронном носителе – магнитном, оптическом, опубликованной в электронной компьютерной сети, а также печатная документация пользователя.

 

 

§4. Виды электронных справочных изданий

 

 

По стандарту  ГОСТ 7.83-2001 «ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ» определение:

Справочное  электронное издание – электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения, предназначенное для чтения с помощью технических средств.

Электронные издания  включают в себя:

• электронные  словари;

• электронные  справочники;

• электронные  энциклопедии.

Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Позволяет быстро найти нужное слово, часто с учётом морфологии и возможностью поиска словосочетаний (примеров употребления), а также с возможностью изменения направления перевода (например, англо-русский или русско-английский). Примером электронных словарей являются Яндекс словари (http://slovari.yandex.ru/).

Существующие  электронные справочники можно  разделить на следующие категории: 

• электронные версии (копии) бумажных пособий;

• оцифрованные видеозаписи лекций; 

• электронные версии (копии) справочников, словарей и энциклопедий; 

• мультимедийные электронные учебники.

• и т.п.

Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:

· обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

· имеют удобную  систему навигации на основе гиперссылок;

· могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.

 

 

§ 5. Рекомендации по созданию электронных справочных пособий

 

 

Сегодня наряду с традиционными печатными изданиями  широко применяются электронные  справочные пособия (ЭСП). Это обусловлено  в первую очередь тем, что в государственных стандартах высшего образования в каждом цикле предусматриваются дисциплины национально-регионального компонента и предметы по выбору студентов, устанавливаемые советом вуза, а централизованное обеспечение учебной литературой по этим курсам, как правило, затруднено. В результате возрастает роль ЭСП, издаваемых ведущими преподавателями вуза. Мультимедиа-технологии позволяют в полном объеме реализовать дидактические возможности ЭСП, оказывая опосредованное информационное, управленческое, эмоциональное воздействие на обучаемого.

При разработке сценария мультимедийного ЭСП, конструировании  и представлении учебного материала  в электронном виде, включая проектирование интерфейса, приходится решать целый  ряд методических и технологических задач с учетом особенностей, присущим электронным изданиям. Для оптимизации процесса выполнения этих задач рассмотрим систему конструктивных критериев создания ЭСП, выделяя группы ценностных, дидактических, методических и технологических критериев и их взаимосвязи.

Исходным в  процедуре отбора учебного материала  является ценностный критерий. Бурное развитие науки и информатизация всех областей деятельности сопровождаются лавинообразным увеличением информации, в результате чего возникает непростая  задача по изложению системы знаний изучаемой предметной области, при этом необходимо отсекать второстепенную информацию и не перегружать учебный материал частными подробностями.

В процессе отбора учебного материала следует учитывать  дидактические критерии его сложности и трудности. Сложность может рассматриваться как соотношение опыта учащегося и материала учебника в терминах ступеней абстракции учебника и коэффициента научности. Поэтому переход к более высоким уровням абстракции следует соизмерять с подготовленностью учащихся, чтобы избежать непреодолимых препятствий при самостоятельном изучении дисциплины.

Важно соблюдать  и другие дидактические критерии: применимости (частоты использования  понятий), новизны информации, доступности  и пригодности выбираемых форм представления учебного материала. Следует учитывать, что в технологическом аспекте введение большого количества анимированных сцен и сложных объектов приводит к перегрузке учебного материала второстепенной информацией и отвлекают учащихся.

При проектировании ЭСП также следует обратить внимание на соблюдение такого методического критерия, как объемный критерий, учебного материала. В вузовской среде сложилась многолетняя практика планирования объемов учебников, но использование технологии гипертекста в электронных учебниках и справочных пособиях позволяет существенно расширять количество материала за счет введения дополнительных и пояснительных текстов. У авторов возникает желание включить как можно больше информации в учебное издание и при этом не учитывается, что время, отводимое на подготовку специалистов, ограничено учебными планами специальности.

Опыт создания электронных  справочных пособий показывает, что  наиболее эффективным является модульный  метод построения курса. Поэтому  в группе методических критериев, в качестве основного следует выделить критерий модульности ЭСП, который определяет структуру всего учебного издания и учитывает особенности обучения с применением компьютеров.

Критерий модульности  обеспечивает методическую основу для  оперативного обновления учебной информации и поэтапного внедрения ЭСП в учебный процесс, но его реализация в полной мере возможна только при соблюдении критерия модифицируемости учебного материала, относящегося к группе технологических. Следование этому критерию обеспечивает возможность внесения изменений в учебный материал, позволяет совершенствовать ЭСП без значительных затрат времени и ресурсов.

Хочется остановиться на более  конкретных аспектах создания электронного пособия, таких как целевая группа обучающихся и требования к содержательной части пособия.

Для простоты понимания лучше  рассматривать так называемые "простые" электронные справочные пособия, т.е. такие, которые могут быть созданы самими преподавателями. Такие пособия отличаются от "сложных" в первую очередь тем, что в них могут опускаться многие возможности, присущие электронным изданиям (видео, анимация, трехмерное моделирование) в угоду простоте создания.

Определяя целевую группу, на которую гипотетически может  быть рассчитано простое справочное пособие, стоит упомянуть две - школьники и студенты.

Главные особенности школьников как целевой группы связаны с  возрастной психологией. Чем младше ученик, тем быстрее он утомляется, тем сложнее ему сосредоточить  внимание на каком-то одном предмете. Отсюда вытекает рекомендация: по возможности насыщайте текст пособия эффектами графики, простейшей анимацией, небольшими звуковыми вставками.

Создаваемое электронное  справочное пособие может основываться либо на существующем печатном пособии (или учебнике), либо создаваться "с нуля".

Если электронный справочник базируется на существующем печатном, то целесообразно подбирать в  качестве источников такие, которые:

  • наиболее полно соответствуют действующим образовательным стандартам, имеют грифы Минобразования;
  • лаконичны и удобны для создания гипертекстов, т. е. жестко структурированы и имеют очевидные контекстные пересечения модулей;
  • содержат большое количество примеров и задач.

Далее следует  определиться с тем, будет ли ваше пособие основным учебным материалом для обучаемых или же дополнением к печатному учебнику.

После этого начинается этап проектирования справочного пособия.

Перед тем как  начать разработку структуры пособия, ответьте себе на некоторые концептуальные вопросы, от которых в итоге зависит  качество вашего издания:

  • каковы ближайшие и отдаленные цели учебной деятельности;
  • какова степень индивидуальности обучения;
  • какова степень самостоятельности обучаемых и, в связи с этим, какие виды обратной связи и меры помощи будут предусмотрены;
  • необходимо ли (и в какой мере) учитывать предысторию обучения.

При создании структуры  издания руководствуйтесь несколькими  несложными принципами:

  • Модульность.
  • Наглядность.
  • Ветвление

Перейдем к  собственно описанию структурной схемы  электронного справочного пособия, которая состоит из двух больших  групп элементов.

Первая группа элементов - тексты.

Вторая группа элементов - внетекстовые компоненты.

После того, как  вы осмыслили концепцию и структуру  создаваемого пособия, вы сможете получить в качестве результата:

  • рабочий прототип в виде структурной иерархической схемы типа "дерево";
  • комплект шаблонов информационных блоков и экранных форм;
  • схему гиперссылок, обеспечивающих интерактивность приложения.

Электронное справочное пособие должно содержать:

    1. Введение.
    2. Оглавление.
    3. Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).
    4. Глоссарий.
    5. Сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, звание, название организации, рабочий телефон, адрес электронной почты).

После теоретической  подготовки можно переходить к созданию собственно пособия. На первом этапе  необходимо разработать оглавление. Затем нужно составить перечень понятий.

После этого можно приступать к работе над текстом. Все тексты должны быть переработаны в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей. Если вы решили создавать систему контекстной справки (Help), то она должна быть разработана также на этом этапе. После этого необходимо определить связи между модулями и другие гипертекстовые связи.

Результатом проделанной работы будет проект гипертекста для компьютерной реализации.

 

 

§ 6. Основные преимущества электронных справочных изданий

 

 

1. Компактность  – многотомные бумажные издания помещаются на один

компакт-диск.

2. Наличие звуковой  информации, видеоинформации.

3. Удобный поиск  (по слову, сочетанию слов, тематический  и т.п.). При этом поиск ведется во всем объеме электронного издания, а не только по алфавиту или предметно-именному указателю.

4. Наличие гиперссылок,  позволяющих при чтении статьи, мгновенно получать толкование, содержащихся в ней терминов, получать развернутую информацию по затрагиваемой теме данной статьи.

5. Возможность непосредственно копировать информацию из справочного издания и редактировать ее, с последующей распечаткой.

6. Возможность получения оперативной информации (регулярное обновление баз данных (новые постановления правительства, законы, курсы валют и т.п.), ежегодные обновления энциклопедий доступны через компьютерные сети).

7. Двуязычные  словари позволяют вести перевод  в «обе стороны», распознавать слова и выражения во всех грамматических формах, искать идиомы, выражения, примеры употребления.

Единственным  реальным недостатком электронных  справочных изданий является тот, что  для их использования нужен персональный компьютер, желательно подключенный к сети Интернет, и наличие электричества.

 

 

§ 7. Справочная и научно-популярная литература по математике

 

 

Обучение пользованию  справочниками по математике, справочными  таблицами и другой справочной литературой  должно найти своё место при изучении математики в средней школе. Справочники необходимы по той причине, что для запоминания выбирается первостепенное, необходимое для изучения дальнейшего курса, а второстепенное можно найти в справочнике, он же поможет быстрее вспомнить изученное, но полузабытое, найти необходимый метод, изучение которого не предусмотрено программой.

Информация о работе Электронные справочники по математике