Электронные библиотеки с сферы их применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время процесс автоматизации затронул не только производственную, техническую и технологическую сферы деятельности человечества, но и информационное пространство; в частности библиотеки, музеи, информационные центры. Уже сложно представить жизнь общества без таких понятий как интернет, средства телекоммуникации и т.д. Автоматизация больше всего затронула информационную сферу, так как именно информация нуждалась и нуждается в быстром поиске, отборе и хранении, а так же в обеспечении доступа к ней (потребителей). Библиотеки как основные информационные центры наиболее сильно испытали на себе процесс автоматизации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….…………3
ГЛАВА 1 Электронная библиотека как информационный ресурс.
1.1 История электронных библиотек………………………..………………..5
1.2 Обобщённая схема электронной библиотеки и организация доступа…8
ГЛАВА 2 Создание и применение библиотечной автоматизации.
2.1 Виды электронных библиотек…………………………………………..12
2.2 Особенности представления информации и её поиска……………….14
2.3 Проблемы современных электронных библиотек……………………...21
2.4 Сферы применения электронных библиотек………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы.……………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Мой Курсовик 2011.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

ГОУВПО «Мордовский  Государственный Университет имени  Н.П.Огарева»

 

Математический факультет

 

Кафедра информатики и вычислительной техники

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Электронные библиотеки и сферы их применения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы                                                                   Абросимова С.Н.

Специальность  010100  Математика

Обозначение курсовой работы  КП-02069964-010100-01-11

Руководитель работы                                                                              Никишин М.Б.

                                                                                                                 

 

 

 

       Оценка_____________

 

 

 

 

 

Саранск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………….…………3

ГЛАВА 1  Электронная библиотека как информационный ресурс.

    1.1  История  электронных библиотек………………………..………………..5

    1.2 Обобщённая схема электронной библиотеки и организация доступа…8

ГЛАВА 2  Создание и применение библиотечной автоматизации.

   2.1  Виды электронных библиотек…………………………………………..12

    2.2   Особенности представления информации и её поиска……………….14

   2.3  Проблемы современных электронных библиотек……………………...21

   2.4   Сферы применения электронных библиотек………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы.……………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В  настоящее время  процесс автоматизации  затронул не только производственную, техническую и технологическую сферы деятельности человечества, но и информационное пространство; в частности библиотеки, музеи, информационные центры. Уже сложно представить жизнь общества без таких понятий как интернет, средства телекоммуникации и т.д. Автоматизация больше всего затронула информационную сферу, так как именно информация нуждалась и нуждается в быстром поиске, отборе и хранении, а так же в обеспечении доступа к ней  (потребителей). Библиотеки как основные информационные центры наиболее сильно испытали на себе процесс автоматизации.

Электронная  библиотека – это информационная  система,  позволяющая   надёжно    сохранять   и  эффективно использовать  разнообразные  коллекции  электронных документов   (текстовых,  изобразительных,  звуковых  видео  и др.),   локализованных в  самой системе, а также доступных ей  через телекоммуникационные сети. Основные задачи ЭБ - интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация   в  них.  Под  интеграцией информационных ресурсов понимается их объединение с  целью использования (с  помощью  удобных  и  унифицированных  пользовательских  интерфейсов, желательно одного)  различной ин- формации  с  сохранением её свойств,  особенностей  представления  и  пользовательских  возможностей   манипулирования с ней. При  этом  объединение  ресурсов  не обязательно  должно  осуществляться   физически,   оно   может  быть   виртуальным,  главное - оно  должно   обеспечивать пользователю восприятие  доступной  информации как единого  информационного пространства. В частности предполагается,  что  ЭБ   должны  обеспечивать  работу с гетерогенными БД,  обеспечивая    пользователю  эффективность  информационных   поисков,  независимо  от   особенностей конкретных информационных систем, к которым осуществляется  доступ.  Эффективная  навигация  в  ЭБ понимается как возможность пользователя находить интересующую его информацию с наибольшей полнотой  и точностью при наименьших затратах усилий во всём доступном информационном пространстве. При  таком  подходе  хорошо  известные информационные  поиски,  используемые  в   информационных системах и базах данных, являются частными случаями навигационных  средств.  Практически вся накопленная человечеством информация зафиксирована сегодня в печатной форме. Поэтому сейчас в ближайшем будущем печатная информация будет  являться  основным  источником формирования электронных библиотек.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ  БИБЛИОТЕК.

 

В определенном смысле термин «электронная библиотека» известен уже давно — в течение ряда лет различные специалисты предсказывали наступление эры электронных библиотек. Наибольшее влияние на информационные системы оказал устойчивый прогресс в автоматизации всех, или почти всех библиотечных технологий. Этот процесс начался в 1970-е гг. с автоматизации библиотечных каталогов, а затем и систем обслуживания и завершился в конце 1970-х — начале 1980-х гг. созданием интегрированных систем автоматизации библиотек. Одно из самых существенных достижений этого периода — создание электронного каталога библиотеки, который внес революционные изменения в процесс поиска документов. С появлением электронного каталога впервые возникли идеи создания распределенного фонда. Появились и версии сетевого обслуживания, связанные с доступом в Интернет. В результате даже сравнительно небольшая, скромная библиотека приобрела возможность предоставлять доступ к колоссальным электронным ресурсам. Как следствие этого интегрированная библиотечная система автоматизации перестала быть столь существенным элементом библиотеки, особенно если она не работает с ресурсами Интернет.

Электронные библиотеки получили широкое распространение  на Западе, но Россия тоже не сильно опоздала: если в США и Западной Европе этими  проблемами начали заниматься в 1992-1994 гг., то в России первые проекты появились уже в 1996-1999 гг.

   В той или иной форме идея электронной библиотеки уже работает во многих университетах и крупных библиотеках ведущих стран мира. Например, электронная   "библиотека XXI века" создается в Японии путем соединения усилий Агентства по внедрению новых технологий, Национальной парламентской библиотеки, целого ряда   министерств, более 20 библиотек и культурных центров. Несколько лет назад   Библиотека Конгресса США начала реализацию национальной программы создания   электронной библиотеки. Начиная с 1994 г. по инициативе NSF, DARPA и NASA в   США была развернута исследовательская программа Digital Libraries Initiative   (DLI) по электронным библиотекам. На второй стадии развития в начале 1998 г. эти программы были объединены в единую межведомственную программу (DLI - Phase  2), в которой, кроме того, участвуют Национальная медицинская библиотека,   Агентство по статистике США, Национальный гуманитарный фонд, Национальный   архив США и другие федеральные агентства. С 1995 г. осуществляется   национальная программа Великобритании eLib. В других странах (Канада, Германия   и т. д.) многочисленные разрозненные проекты в последние годы также стали   превращаться в национальные и международные программы создания электронных библиотек. Ряд проектов по созданию и использованию электронных библиотек   выполнялся в рамках 4 - й Рамочной Программы Комиссии Европейских обществ   (КЕС) и теперь осуществляется в рамках программы "Технологии информационного   общества" начавшейся 5 - й Рамочной Программы КЕС.

В 1998 г.Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития объявили о конкурсе по пилотной программе   "Российские электронные библиотеки" (РЭБ). Из более чем 300 поступивших заявок   был поддержан 31 проект (28 - РФФИ, 3 - РФТР). Начальной стадии реализации   пилотной программы РЭБ был посвящен российско - американский семинар   "Электронные библиотеки" (Миннауки, РФТР, РФФИ, NSF, апрель 1998 г.), а также   семинар - совещание "Электронные библиотеки: перспективные методы и   технологии, электронные коллекции" (РФФИ, РАН, декабрь 1998 г.). С конца 1998 г. осуществляется проект информационной и научно - методической поддержки   проектов межведомственной программы РЭБ. В рамках проекта созданы и функционируют Web - сайт программы РЭБ (http://www.iis.ru/RDLP/); открытый   электронный дискуссионный лист для специалистов, заинтересованных в тематике   электронных библиотек(El - bib@iis.ru); научный электронный журнал "Электронные библиотеки

Все это привело к появлению  нового, в определенной степени синтетического,   направления – электронные библиотеки – объединяющего специалистов в области   информационных технологий, библиотекарей, информационных работников,   работников музеев и архивов, издателей, теле - и радио - вещателей и многих   других. Целью направления "Электронные библиотеки" как области исследований и   технологического развития является разработка теории и практики сбора,   хранения и распространения информации в электронном виде через сети передачи   данных. Быстрое развитие World Wide Web и мультимедиа - технологий   представляют основу для организации информационных коллекций и указывают   направления развития электронных библиотек будущего. Вместе с тем, электронные   библиотеки, представляющие собой перспективные формы сложных распределенных   информационных систем, рассматриваются как пилотные разновидности будущих   распределенных хранилищ знания (knowledge warehouses).  Разнообразные формы представления электронных коллекций будут включаться в   такие информационные депозитарии, однако до тех пор, пока не удастся достичь   разумной однородности в представлении таких форм, пользователи электронных   библиотек будут испытывать значительно больше неудобств по сравнению с  читателями в традиционных библиотеках. Одна из фундаментальных проблем, стоящих перед исследователями и разработчиками в области электронных библиотек – как отобразить существующее разнообразие электронных коллекций в их однородное представление и как обеспечить доступ к интегрированной коллекции   неоднородной информации.

    

ОБОБЩЁННАЯ  СХЕМА  ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПА.

 

В составе электронной  библиотеки, общая схема которой представлена на рис.1, можно выделить три блока:

    а) сервер связи  (Web-сервер  или Z39.50-сервер),  обеспечивающий  доступ к программно-информационному комплексу ЭБ;

     б) собственно  информационный сервер - информационно-поисковая система, обеспечивающая доступ к информационным ресурсам ЭБ;

     в) сервер  управления  доступом  пользователей  библиотеки к информационным ресурсам.

    Сервер связи  обеспечивает   сетевое  взаимодействие клиентской  программы с программным обеспечением информационного   сервера.  Как  следствие   интенсивного  развития  WWW – технологий сегодня  “де-факто” стандартом   для  электронных  библиотек является НТТР – протокол,  хотя   Z39.50   создавался  и развивался как специализированный   протокол   поиска  и  обмена данными именно между  ЭБ. И  хотя  возможности  организации   поисковых процессов Z39.50 изначально существенно выше, чем НТТР - протокола, реализующего не более,  чем точечное взаимодействие  “без памяти”,  простота   последнего   позволила,  тем  не  менее,  использовать  его почти повсеместно, разрабатывая    при   этом   собственные  средства  поддержки сессионного уровня, или игнорируя  необходимость такового, ограничивая пользователя схемой “вопрос – ответ ”.

 


Рис.1     Обобщенная схема  электронной библиотеки  
      Информационный сервер –  это   хранилище  данных, представляющих  коллекции разнородных логически или физически взаимосвязанных документов (образующих компоненты трехуровневой модели ЭБ), доступ к которым  обеспечивается  средствами  информационно  –  поисковой системы. При этом поисковые  (реферативные и библиографические)  и мета информационные компоненты, традиционно  реализованы  в виде структурированных баз данных,  в  то  время  как  компоненты  уровня  первичной  информации  могут  быть  представлены полнотекстовыми БД, так  и  коллекциями  файлов,  каждый  из   которых  хранит  чаще   всего   образ   в том или ином   графическом или печатноориентированном формате.                                                                                                                                                       Сервер управления доступом к информационным ресурсам, реализующий ограничения доступа к компонентам электронной библиотеки, является специализированной системой, обеспечивающей поддержку  сессионного уровня поискового процесса, а также возможности административного учета  и  управления  доступом  на  уровне отдельного пользователя  к  отдельному  информационному и функциональному ресурсу. Реализуется в виде специализированных баз данных, в том числе:

    -   каталога   информационных   ресурсов,   хранящего   сведения  о  локализованных  и ассоциированных ресурсах;

    -  каталога пользователей,  хранящего учетные данные о каждом пользователе и список доступных ему информационных ресурсов;

   -     технологические базы данных сеансов, содержащей информацию о текущем состоянии каждой поисковой сессии;

   -      базы  данных  учетно – статистической информации об использовании ресурсов.

      Такие   средства   позволяют   создавать   каталоги  доступных  ресурсов для каждого отдельного пользователя, защищая определенные базы или массивы библиотеки от несанкционированного   обращения. Кроме  того, можно запретить доступ  в  случае,  если физический адрес отправителя  запроса  отличается  от адреса, зафиксированного в каталоге.  Таким   образом   сервер   поддерживает уровень поисковой  сессии  как  последовательность   сеансов – операций,   осуществляемых   пользователем   в  среде  информационно  –  поисковой  системы  электронной  библиотеки.  Такими  операциями  могут  быть:  выбор БД  для поиска;  выбор формата представления (схемы); установление параметров поиска, предпочтительных для данного  пользователя;    составление   запроса;   осуществление    поиска;  просмотр результатов; навигация в протоколе;  завершение работы  и  т.д. (необязательно  именно  в   такой   последовательности  –  например,  просмотрев  результаты  поиска, можно  провести  новый  поиск).  При  этом будем  считать,  что   поисковый сеанс  –  это одна операция  выполняемая в рамках одной транзакции – физического  сетевого соединения, т.е  поисковая   сессия – это  последовательность  функционально   связанных   поисковых   сеансов,   направленная   на  получение  логически  целостного результата.  Сессионный  уровень  в  рамках  сеансового  НТТР – протокола  реализуется   с  помощью  специализированной  БД  сеанса,  в которую заносятся параметры всех операций поиска:  какие  установлены базы, схемы просмотра и параметры  поиска  ( тип  поиска, объём  выдачи, способ сортировки результата, способ отображения найденных документов, четкий/нечеткий поиск, с маскированием или нет), каков   механизм  поиска  (обычный  поиск,   эвристический), сколько    документов   найдено.   Каждому   сеансу   присваивается   уникальный   идентификатор,   с   которым все функциональные  запросы  и  их  параметры заносятся в БД сеанса. Идентификатор  сеанса также заносится в регистрационную базу, и при следующем посещении пользователем электронной библиотеки, после осуществления  аутентификации,  по этому  идентификатору можно восстановить   и  продолжить   поисковую  сессию.  К  тому же, пользователь имеет  возможность  сохранить  свой   запрос с тем,  чтобы  воспользоваться  им  в  дальнейшем,  т.е  поисковая  сессия реализуется   как  последовательность  поисковых сеансов, где   каждый   последующий   сеанс  использует  параметры предыдущего. 

Информация о работе Электронные библиотеки с сферы их применения