Внедрение и применение электронной формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть механизмы работы системы электронного декларирования в теории и на практике, проанализировать ее состояние, и выявить актуальные проблемы функционирования системы ЭД.
Для выполнения поставленной цели воспользуемся системным подходом. Для достижения цели требуется выполнить следующие задачи:
- рассмотреть в теории понятие электронного декларирования:
- причины (цели) внедрения,
- документы, регламентирующие его использование, ...

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ Электронная цифровая подпись
Информационные системы и правовые основы их использования
СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И МЕХАНИЗМ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Система электронного декларирования ЭД-1
Система электронного декларирования ЭД-2
Предварительное информирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Таможня 1.doc

— 653.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

Отличительной чертой современного общества является его фактическая неотделимость  от информационных технологий. С развитием  и увеличением популярности Интернета  процессы, происходящие в обществе, все больше и больше компьютеризируются, становятся прозрачнее и мобильнее – чем, несомненно, пользуются в коммерческих целях предприятия и организации. Даже государственный аппарат во исполнение Федеральной целевой программы 2002 - 2010 гг. «Электронная Россия» начал свои преобразования в пользу современной «электрификации». Следовало создать электронные информационные системы для различных государственных инстанций, наладить связь между ними и потребителями государственных услуг, интегрировать государственные информационные системы для их успешного взаимодействия, разработать механизмы идентификации пользователей таких систем и способы шифрования и защиты информации для безопасной передачи данных. Подобные разработки начались и в области таможенного дела.

Россия находится на пороге вступления в ВТО, и поэтому  важную роль играет соответствие таможенного законодательства мировым стандартам (например, Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур), в том числе и соответствие электронного документооборота таковым. Опираясь на мировой опыт, за прошедшие годы была разработана, протестирована и внедрена технология электронного декларирования, позволяющая ускорить процесс таможенного оформления за счет использования достижений в области IT (ИТ – информационные технологии). В процессе развития система электронного декларирования претерпевала изменения, которые порой в корне меняли все процедуры и требовали кардинального пересмотра технологии, но, несмотря на это, цель оставалась неизменной – ускорение, убыстрение, усовершенствование. В результате на текущий момент мы имеем полноценную технологию передачи таможенных деклараций по технологии электронного декларирования ЭД-2 с использованием сети Интернет, которой оснащены все таможенные поста и которую оценил и пользуется большой процент участников ВЭД. Внедрение и использование технологии ЭД и является предметом исследования. Объект исследования – система таможенного дела Российской Федерации (Таможенного Союза).

Цель исследования – рассмотреть механизмы работы системы электронного декларирования в теории и на практике, проанализировать ее состояние, и выявить актуальные проблемы функционирования системы ЭД.

Для выполнения поставленной цели воспользуемся системным подходом. Для достижения цели требуется выполнить  следующие задачи:

- рассмотреть в теории понятие электронного декларирования:

- причины (цели) внедрения,

- документы, регламентирующие  его использование,

- этапы развития и  становления технологии ЭД;

- разобрать механизм работы технологии ЭД-;

- выделить плюсы и минусы ЭД как для таможенных органов, так и для участников ВЭД;

- выявить наиболее актуальные проблемы ЭД.

 

Глава 1. Становление и основные понятия электронного декларирования

    1. Электронная цифровая подпись

Идея электронного декларирования возникла относительно недавно, 20-25 лет  назад. Впрочем, по современным меркам это довольно длительный срок, ведь нынешние темпы развития бизнеса и IT-технологий требуют быстрой и адекватной реакции на все изменения. Это касается как участников рынка, так и разработчиков ПО и законодателей.

В начале 80-х годов прошлого столетия электронная форма декларирования стала активно развиваться в США, а затем в Японии. Европейские страны также работали в этом направлении. Важнейшим фактором в плане совершенствования нового подхода в таможенной сфере стало развитие веб-технологий.

Сегодня практически  все страны Европы имеют собственные  системы ЭД. Однако их взаимосвязь, обеспечивающая прозрачность обмена данными  и упрощение таможенных и торговых операций, реализована пока не до конца. То же самое можно сказать и  о других регионах мира.

Поэтому задачи стандартизации, гармонизации и интеграции средств  электронного декларирования сегодня  наиболее актуальны. Их решением серьезно занимаются как национальные, так и международные организации, в том числе и ВТамО.

Сейчас в России наблюдается стабильный рост объема внешнеэкономических операций, а значит, растет и поток документации через таможню. При этом, вне зависимости от объемов экспорта, таможенная служба обязана обеспечить оперативное оформление товаров. А поскольку увеличивать количество сотрудников невыгодно, то единственным выходом является переход на электронный документооборот.

К тому же пример соседствующих  с нами европейских стран, имеющих  многолетний опыт применения ЭД, и  возможность сотрудничать с ними в этом направлении, уже давно подтверждает необходимость и неизбежность освоения новой технологии. Однако специфика развития экономики и законодательства несколько задержала появление IT-решений.

Первым значимым шагом  к развитию системы электронного декларирования в России стало принятие Федерального Закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Этим законом регламентируются условия, при соблюдении которых ЭЦП (Электронная цифровая подпись) признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральным законом "О связи".

Электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронно-вычислительных машин, а также для передачи по информационно-коммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Электронная подпись  выдается удостоверяющим центром физическому  лицу, такое лицо считается владельцем сертификата ключа подписи.

Средства электронной  цифровой подписи – аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций:

создание ЭЦП в электронном  документе;

подтверждение подлинности  ЭЦП;

создание закрытых и  открытых ключей ЭЦП.

Электронная цифровая подпись  состоит из закрытого ключа – уникальной последовательности символов, известной владельцу сертификата ключа, с помощью которой электронный документ подписывается ЭЦП и открытого ключа – уникальной последовательности символов, доступной любому пользователю информационной системы, с помощью которой подтверждается подлинность ЭЦП в электронном документе.

Сертификат  ключа подписи – документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.

Подлинность ЭЦП подтверждается сертифицированным средством электронной цифровой подписи.

Отсюда, электронная цифровая подпись равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

ее сертификат ключа  подписи на момент подписания действует;

ее подлинность подтверждена;

ЭЦП используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

    1. Информационные системы и правовые основы их использования

 ЭЦП используется в информационных системах. Информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Доступ к информационным системам осуществляется посредством информационно-телекоммуникационных сетей (доступ к которым, в свою очередь, осуществляется с использованием средств вычислительной техники). Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационные системы могут быть, помимо прочих, государственными. Гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных, называется оператором информационной системы.

 Использование информационных систем (государственных соответственно) при таможенном оформлении регламентируется в первую очередь Таможенным кодексом Таможенного Союза. Данному вопросу посвящена Глава 4, ст.43 гласит, что «таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронном способе передачи информации, а также средств их обеспечения». Также, в п.4 ст.43 оговариваются условия и порядок использования информационных систем для таможенных целей, они «определяются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза».

Применимо к РФ в рамках Таможенного союза, правовые основы применения и использования систем электронного декларирования заложены в следующих законодательных актах:

  • Таможенный кодекс Таможенного союза;
  • Федеральный закон Российской Федерации № 311-ФЗ «О таможенном регулировании»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Приказ ГТК России от 30 марта 2004 года № 395 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» (на текущий момент в редакции Приказов ФТС РФ от 05.09.2006 № 840, от 29.11.2006 № 1243, с изменениями внесенными Приказами ФТС РФ от 24.08.2006 № 800, от 17.10.2007 № 1283, от 29.10.2007 № 1327, от 09.11.2007 № 1388, от 18.08.2008 № 1010, от 02.12.2008 № 1514, от 26.08.2009 № 1566, от 20.04.2010 № 801, от 06.05.2010 № 893, от 14.07.2010 № 801, от 06.05.2010 № 893, от 14.07.2010 № 1331).
  • Приказ ФТС России от 24 января 2008 года № 52 «О внедрении информационной технологии предоставления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»

Необходимо также отметить Постановление Правительства от 28 января 2002 года № 65 «О Федеральной  целевой программе «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», задавшее курс на переход к электронным формам документооборота для различных государственных структур.

Согласно ФЗ № 311, ст. 204, переход на обязательное электронное  декларирование в России предусмотрен с 1 января 2014 года. До этого декларацию на товары можно подавать как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Согласно докладу руководителя ФТС России А. Бельянинова, «в октябре 2010 г. все таможенные посты имели достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования».

Главной целью внедрения  электронной формы декларирования в масштабах таможенного оформления является ускорение процесса проведения всех таможенных операций, начиная с того момента, как товар пересек границу (внедрение системы Предварительного информирования). Другими словами, цель – максимальное исключение использования бумажных носителей и влияния человеческого фактора при совершении таможенных операций.

 

Глава 2. Системы электронного декларирования и механизм их функционирования

2.1. Система электронного декларирования ЭД-1

 Чтобы в полной мере охватить и проанализировать проблемы электронного декларирования, необходимо проследить этапы его развития и преобразования с течением времени. Процесс электронного декларирования включает в себя сбор и предоставление в электронной форме всех данных о товаре, необходимых для его оформления и выпуска в бумажной форме.

На первоначальном этапе  внедрения электронного декларирования была предложена технологическая схема оформления ЭД-1, в которой передаются графические файлы, включая отсканированные. Для подготовки и передачи этих данных требуется специальное программное обеспечение. Кроме того, декларант может подключиться к ведомственной сети таможни только по специально выделенным каналам связи. Прокладка и эксплуатация этих каналов, а также установка программного обеспечения требует значительных финансовых затрат. А нацеленность на использование графических данных весьма ограничивает возможности подготовки и контроля данных, что, в конечном счете, снижает скорость оформления. Можно разобраться в процессе работы данной системы и рассмотреть ее недочеты на примере подачи декларации по режиму ИМ 40 (выпуск для внутреннего потребления). Декларант отправляет запрос на открытие процедуры электронного декларирования в ГНИВЦ ФТС – Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной таможенной службы. После его одобрения, декларантом формируется декларация на товары (на то время еще грузовая таможенная декларация) со всеми сопутствующими документами (ДТС, ДТС-2, опись, КУТС и прочие). Полученный пакет отправляется на проверку и регистрацию в таможенную программу АИСТ-М на форматно-логистический контроль (ФЛК). Одновременно с этим готовится пакет документов для электронного декларирования – «Совокупность данных о сделке» (СДС) – часть документов в формализованном виде (Инвойс и прочие), но большинство документов, особенно разрешительных (Сертификаты соответствия, Санитарно-эпидемологические заключения и другие), предстояло сканировать и отправлять в графическом виде. При успешном взаимодействии с АИСТом пакет передается в декларантскую часть комплекса программных средств (КПС) «Электронное декларирование товаров и транспортных средств» («ЭДТ и ТС»). Инспектор осуществляет проверку ГТД, при необходимости запрашивает дополнительные документы, которые декларант ему досылает, а после проверки всех данных инспектор принимает решение по декларации. Применяемая система обеспечивала информационный обмен по выделенному каналу связи на уровне таможенного поста – даже декларансткий КПС находился на территории таможенного органа. Программные средства использовались для проведения начального и заключительного этапов основного таможенного оформления.

Информация о работе Внедрение и применение электронной формы