Автоматизация страхового бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:50, реферат

Описание работы

Автоматизация страхового бизнеса в России весьма перспективна — во многих отечественных страховых компаниях лишь совсем недавно начали серьезно задумываться о необходимости развертывания комплексных корпоративных систем. Наступил момент, когда проблема выбора и внедрения эффективной системы встала во всей остроте — страховые компании развиваются, растет численность их клиентуры, обостряется внутренняя и внешняя конкуренция, появляется необходимость введения новых услуг.

Файлы: 1 файл

Автоматизация страхового бизнеса.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Автоматизация страхового бизнеса 

Автоматизация страхового бизнеса в России весьма перспективна — во многих отечественных  страховых компаниях лишь совсем недавно начали серьезно задумываться о необходимости развертывания  комплексных корпоративных систем. Наступил момент, когда проблема выбора и внедрения эффективной системы встала во всей остроте — страховые компании развиваются, растет численность их клиентуры, обостряется внутренняя и внешняя конкуренция, появляется необходимость введения новых услуг.

Сфера страхового бизнеса в России моложе многих остальных отраслей экономики, отчасти поэтому здесь сегодня ощущается недостаток готовых решений. Однако страховые компании развиваются, растет численность их клиентуры, обостряется конкуренция, появляется необходимость введения новых услуг — все это требует совершенствования управления и обеспечения прозрачности бизнеса, что в современных условиях недостижимо без опоры на информационные технологии. В страховом обществе «РЕСО-Гарантия» уже почти шесть лет работает система автоматизации основного бизнеса, а недавно осуществлен масштабный проект по переходу на новую программно-аппаратную платформу.

Опыт  информатизации страхования

Информационно-вычислительный центр компании «РЕСО-Гарантия»  был образован в конце 1995 года. Его начальник, Алексей Чемисов рассказывает, что в процессе поиска решения по автоматизации в компании анализировали как состояние российского рынка, так и предложения западных разработчиков. Ситуация складывалась таким образом, что говорить о каком-либо выборе среди отечественных систем не приходилось — таковые просто отсутствовали, а западные решения требовали миллионных вложений, чего тогда в «РЕСО-Гарантии» позволить себе не могли. В итоге было принято решение разрабатывать систему собственными силами.

В «РЕСО-Гарантии»  полагали, что отечественный страховой  бизнес находится на этапе становления  и не изобилует квалифицированными кадрами, способными выполнить полноценную  постановку задачи, поэтому ставка была сделана на западных специалистов, имеющих многолетний опыт работы в страховании.

В некоторых  видах бизнеса достаточно просто разграничить отдельные бизнес-процессы: бухгалтерию, логистику, склад и  т.д., последовательно провести их автоматизацию  и получать желаемый эффект на каждом очередном этапе развертывания информационной системы. В страховой компании ситуация иная — все бизнес-процессы сильно связаны и автоматизация отдельно взятой задачи практически ничего не даст, необходима сквозная автоматизация всех процессов в комплексе.

В страховом  бизнесе основой всего является страховой продукт — услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемых клиентам. Для того чтобы поддерживать различия и возможность постоянных изменений страховых продуктов, информационная система должна иметь гибкие средства настройки параметров договоров страхования. Все эти различия должны сразу же отражаться в подсистемах бухгалтерского и налогового учета. Система должна предоставлять разные данные для организации выплат по разным страховым продуктам и т.д. Получается, что реализация отдельных компонентов информационной системы для страховщиков мало влияет на повышение эффективности бизнеса, и даже способна создать дополнительные сложности. Необходимо сразу увязывать все элементы между собой, изначально делая ставку на комплексное решение с гибкими средствами адаптации к тем уникальным условиям страхования, которые данная страховая компания может предложить в конкретном страховом продукте.

Разработка комплексной  системы, удовлетворяющей таким  требованиям, в компании «РЕСО-Гарантия»  началась в 1996 году с привлечением консультанта из Испании, отвечающего за постановку задачи. Сегодня Хосе Леон Лассерротт остается основным консультантом и членом совета директоров компании.

«РЕСО-Гарантия»  — далеко не типичный для отечественного бизнеса случай, когда реализованная  собственными силами информационная система  удовлетворяла бы потребностям компании. Причина успеха, по мнению Чемисова, в грамотной постановке задачи, должном финансировании проекта и профессиональной команде разработчиков. Практически с первой версии системы, разрабатывавшейся около двух лет, удалось ввести в действие комплексное решение, поддерживающее основные бизнес-процессы компании. С течением времени добавлялись новые подсистемы, модифицировались существующие, но ставка на комплексное ядро системы, обеспечивающее взаимодействие страховых продуктов, выплат, перестрахования, бухгалтерии оправдала себя.

Сегодня информационная система страховой компании обслуживает 650 пользователей и включает следующие  подсистемы:

-конструктор,  обеспечивающий гибкую настройку  всех функциональных модулей  системы; это своего рода инструментарий для работы специалистов актуарно-методологического центра; с его помощью актуарии (специалисты по страховой математике) в кратчайшие сроки разрабатывают новые продукты и параметризируют все компоненты системы, поэтому два подразделения - актуарно-методологический центр и информационно-вычислительный центр - фактически составляют единый механизм;

-подсистема  ведения полисов; 

-подсистема  бухгалтерского учета; 

-подсистема  выплат;

-подсистема  перестрахования; 

-подсистема  бюджетирования;

-подсистема аналитической отчетности;

-подсистема  администрирования; 

-подсистема  автоматической пролонгации полисов; 

-подсистема "зарплата  и кадры".

Платформа

За шесть лет  страховая информационная система  эволюционировала вслед за ростом компании и выходом на новые рынки. Помимо изменений, связанных с содержанием бизнеса компании, менялась и технологическая база. Первый качественный скачок был сделан при переходе с СУБД Interbase на платформу Oracle. В 1999 году стал ощущаться недостаток серверных мощностей: многократно выросли объемы данных и количество пользователей. После почти полугодовой проработки вопроса было принято решение о переходе с ПК-сервера на Unix-платформу компании Hewlett-Packard. Как объясняет Чемисов, выбор поставщика был обусловлен главным образом тем, что НР имеет в своем арсенале весь спектр необходимого оборудования, начиная с настольных систем и заканчивая дисковыми массивами и носителями для архивного хранения данных.

Следующий этап технологической эволюции был завершен совсем недавно. Зависимость бизнеса компании от нормальной работы информационной системы стала настолько велика, что ее простои уже абсолютно недопустимы. Для обеспечения бесперебойной работы был реализован проект по созданию кластера на базе серверов НР 9000. Помимо надежности, новый комплекс должен послужить платформой для перевода информационной системы на трехзвенную архитектуру. У компании 123 филиала по всей стране, и для того чтобы не распылять серверные мощности и упростить масштабирование, настройку, администрирование и освоение системы пользователями она изначально была реализована таким образом, что вся обработка данных сосредоточена в центре, а на местах функционируют только клиентские модули. Однако сегодня те же задачи масштабирования и повышения производительности требуют сделать архитектуру системы более эффективной, разделив бизнес-логику и логику данных. В отказоустойчивой конфигурации предусмотрены два узла кластера. В штатном режиме на одном из них функционирует сервер приложений BEA WebLogic, на другом сервер баз данных Oracle. В случае отказа одного из аппаратных серверов происходит перезапуск Oracle или WebLogic на другом сервере, и временно сервер баз данных и сервер приложений функционируют на одном узле кластера.

Помимо двухузлового кластера комплекс включает две территориально разнесенные дисковые подсистемы, на которые параллельно идет запись информации. Система хранения организована по принципам SAN с поддержкой резервного копирования и восстановления данных. Кроме обеспечения отказоустойчивости, аппаратная платформа предусматривает наращивание производительности основной системы без замены действующих серверов. Установленные серверы обладают большими возможностями для дальнейшего расширения путем установки дополнительных процессоров, модулей памяти и т.д. В результате потенциально с информационной системой РЕСО сможет работать несколько тысяч человек, что очень важно для обслуживания многочисленных агентов.

Проект реализован компанией TopsBI, с которой «РЕСО-Гарантия»  сотрудничает около двух лет. Как объясняет Чемисов, в этом партнере привлекает, прежде всего, комплексность, а также возможность получить «из одних рук» услуги разного профиля, от поставок и технической поддержки оборудования до администрирования сервера базы данных. В РЕСО имеется собственный специалист по Oracle, а сотрудники информационно-вычислительного центра прошли обучение кластерным технологиям НР. Вместе с тем, объемы сервисного обслуживания, возложенные на TopsBI, позволяют говорить об аутсорсинге ИТ-инфраструктуры РЕСО.

Проблемы нового дня

Сегодня в страховом  бизнесе страны происходят перемены, которые могут оказать существенное влияние на ситуацию с автоматизацией страховых компаний. Прежде всего, это  вступление в силу закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», который стимулирует резкий рост количества договоров на страхование. А это означает катастрофический рост объемов данных и появление других задач, решение которых невозможно без эффективных информационных систем. Еще один важный фактор — изменение правил бухгалтерского и налогового учета и движение в сторону международных стандартов учета и отчетности. Достижение большей финансовой прозрачности компании для акционеров и руководства требует освоения новых методологий учета и построения совершенной информационной платформы с развитой аналитической подсистемой.

По оценкам  специалистов, общее состояние автоматизации  страховой отрасли в России слабое. Под влиянием объективных факторов потребности в информационных системах у страховых компаний растут, а спрос, как известно, рождает предложение. По мнению Алексея Чемисова, большинство сегодняшних российских разработок эти потребности не смогут удовлетворить из-за недостаточного отражения всех тонкостей страхового бизнеса. Но ситуация может измениться, поскольку у страховщиков появляются серьезные стимулы для инвестирования в автоматизацию. Трудно оценить шансы западных компаний, продукты которых остаются слишком дорогими для отечественного клиента, и потому, вероятно, в ближайшее время не так активно будут адаптироваться под специфику российского страхового рынка. Остается наблюдать за развитием конкуренции между ИТ-компаниями, которые начнут предлагать страховому бизнесу свои программные решения. Пока же страховщикам приходится рассчитывать на собственные силы. Опыт «РЕСО-Гарантия» демонстрирует, что такой подход отнюдь не обречен на неудачу.

О роли информатизации в страховой компании.

При внешней  идентичности услуг — страхование  жизни и недвижимости, медицинское  страхование, автострахование и  т.п. — страховые компании (их в стране около полутора тыс.) кардинальным образом отличаются друг от друга организационной структурой и внутренними технологиями реализации страховых продуктов, что осложняет и без того непростую задачу автоматизации страхового дела.

Компания «РЕСО-Гарантия» одновременно и агентская, и ритейловая. Информационная система РЕСО, с одной стороны, должна была разрабатываться с учетом этих особенностей, а с другой, была призвана стать важнейшим фактором для их успешного развития.

В агентской  компании продажи построены на привлечении большого количества агентов. В страховой компании, где все продажи сосредоточены в офисе, количество договоров в месяц может исчисляться единицами. В РЕСО фактическую продажу страховой услуги осуществляет агент, которых у компании около 10 тыс., что и определяет объемы данных по заключаемым договорам, проходящим через систему автоматизации. Благодаря решению, реализованному в РЕСО, деятельность каждого агента прозрачна для центрального офиса. Система обеспечивает, в частности, автоматический расчет агентской комиссии, которая зависит от суммы заключенного договора и условий проплаты и, благодаря интегрированности всех модулей, сразу отражается в бухгалтерских документах и учитывается при расчете зарплаты агента.

Как поясняют в РЕСО, ни одно западное решение для страховых компаний не смогло бы без специальной настройки реализовать определенные особенности работы российских страховых компаний. Характерный пример — разница в полномочиях страховых агентов. Только в России агент имеет право выдавать страховой полис: в Европе его возможности ограничены обсуждением с клиентом условий страхования, а оформление полисов осуществляется в офисе компании. Соответственно, система автоматизации для российской компании должна реализовать другой алгоритм работы с полисами. В РЕСО в перспективе информационная система предоставит агентам возможность работать напрямую с данными по своим клиентам, их полисам и т.д.

По количеству агентов «РЕСО-Гарантия» — вторая в России компания после «Росгосстраха». В 230 филиалах и агентствах, работающих по новым принципам, агенты собраны в мини-коллективы под управлением менеджера-агента. Простота администрирования этих рабочих агентских групп достигается благодаря прозрачности, которую обеспечивает информационная система. Менеджер может получить отчеты по динамике продаж каждого агента, качеству заключенных им договоров, данные по его клиентам. Такая агентская сеть с менеджерскими продажами хорошо управляема, что положительным образом сказывается на динамике продаж компании в целом.

Информация о работе Автоматизация страхового бизнеса