Проблемы, возникающие при неправильном освещении и способы создания комфортной среды с помощью освещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать проблемы света в интерьере и попытаться выявить способы их решения.

Предмет исследования: освещение интерьера
Объект исследования: Влияние света на психику человека и анализ способов его использования в интерьере.

Формулировка задач:
Проанализировать влияние света на человека
Проанализировать разницу влияния естественного и искусственного освещения на человека
Выявить проблемы, возникающие при неправильном освещении и способы их решения

Содержание работы

1.Введение
2. Роль освещения в создании благоприятной среды
Глава1. Психофизическое влияние света на человека
Свет как явление
Роль света в жизни человека
Психофизическое влияние света на человека
Глава2. Естественное и искусственное освещение
2.1 Естественное освещение
2.1.1 Виды естественного освещения
2.1.2 Нормы естественной освещенности
2.2 Искусственное освещение
2.2.1 Виды искусственного освещения
2.2.2 Нормы искусственного освещения
Глава3. Проблемы, возникающие при неправильном освещении и способы создания комфортной среды с помощью освещения
3.1 Блесткость и уменьшение уровня блесткости
3.2 Направленность и использование рассеянного света
Глава4. Светотехника
5.1 Типы светильников
5.2 Типы электрических источников света
5.3 Варианты применения
3. Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая ИДНТ.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

- исключая очень пасмурные  дни, работник, взглянув на небо  через окно без гардин, может  испытать некоторое неудобство. За исключением тех случаев,  когда нормальное положение персонала  на своих рабочих местах исключает попадание окон в их поле зрения, все окна должны быть снабжены какими-либо средствами защиты (например, гардинами, шторами, ставнями), снижающими яркость неба в ясные дни, пропуская или не пропуская солнечный свет;

- другие способы уменьшения дискомфорта, возникающего из-за наличия окон, без снижения количества прошедшего в помещение дневного света, состоят в разумном выборе формы и коэффициента отражения поверхностей, окружающих окна, чтобы увеличить яркость пространства, непосредственно вокруг светопроема;

- слепящая блескость  устраняется при таком расположении  рабочих мест, чтобы свет неба  высокой яркости, проходящий через  окно, не попадал в поле зрения  при выполнении задания. 

Блеск и вуалирующие блики 

Существует много способов устранения воздействия блеска и вуалирующих бликов. Наиболее эффективным способом является размещение персонала и/или реального источника света таким образом, чтобы его отражения не попадали в глаза работающему. Дополнительный способ направлен на снижение яркости используемых материалов.

Блики, отвлекающие или  расстраивающие внимание и находящиеся  вблизи поля зрения при выполнении задания, могут быть устранены, если исключить применение направленно-отражающих покрытий для рабочих столов и  других подобных плоскостей.

Вуалирующие блики приводят к снижению контрастов задания. Карандашные  линии, например, различаются с трудом, если на них падает свет, так как  отблески меняют их окраску от черного  до бледно-серого. Печатные тексты испытывают такое же воздействие. В этом случае лучшим способом защиты является правильное взаимное размещение, при котором вуалирующие блики не попадают в глаза. Если это невозможно, то нежелательный эффект можно устранить, увеличив освещенность объекта посредством местного освещения, направленного таким образом, чтобы оно само не способствовало появлению вуалирующих бликов.

Другие способы состоят  в выборе светильников с большой  площадью поверхности и низкой яркостью или светильников с пониженной яркостью в направлении возможного отражения. Увеличивая яркость всего потолка при использовании матовых отделочных покрытий с высоким коэффициентом отражения для потолка, стен и пола и желательно добавляя к этому светильники, направляющие свет вверх, добиваются снижения блеска и вуалирующих бликов. Коэффициент передачи контраста (КПК) введен как количественное выражение этих эффектов

4.2 Цветопередача

При проектировании интерьера  следует помнить, что освещение  сильно изменяет цвет. Поэтому перед  покупкой любого "цветного" элемента для будущего интерьера (тканей, красок, обоев, ковровых покрытий, мебели и пр.) грамотный дизайнер "испытывает" его образец не только при магазинном освещении, но и при освещении, которое будет установлено в помещении. Существуют специальные колористические таблицы, показывающие, как "теплый" и "холодный" искусственный свет влияет на изменения цветовой гаммы. Например, пастельный оттенок желтого (при дневном свете) становится ярче при "теплом" освещении и очень слабым и сероватым при "холодном".

Лампа накаливания увеличивает резкость цвета. От такой лампы теплые тона станут еще теплее, а вот холодные будут смотреться хуже. Галогеновая лампа также уменьшает воздействие холодных тонов, действуя как и лампа накаливания. Лампа дневного света в основном подходит для офисов и больших помещений. То есть для мест, которые требуют хорошего освещения. Она, наоборот, усиливает ощущение холода от холодных тонов и охлаждает теплые тона. Лампы дневного света с синеватым светом делают зеленые и синие тона более яркими, но красный, оранжевый и желтый тона блекнут в этом свете. При желтом и белом освещении, то есть дневном (без синеватых или красноватых оттенков), повышаются острота зрения, внимательность, скорость восприятия. При холодном, наоборот, снижаются. Поэтому для офисов и рабочих кабинетов следует использовать лампы накаливания или дневного света без цветных абажуров.

При  использовании  в  проектах   со  светильниками  цветных  фильтров,  архитектор  как  бы  выступает  в роли  художника,  придавая  стенам  интерьера определенно  заданный  тон.  С  помощью  данной  технологии  и  проекционного  графического  света   появляется  возможность  экспериментировать  и  создавать реальные иллюзии  явлений  природы,  например  эффект  ветра  на  кухне  или  эффекта  живого  огня  вместо  камина  в  гостиной  и  иллюзии пребывания  человека  в  другой  среде.

От спектрального состава источника света зависит цвет освещаемой поверхности.

Наибольшее изменение  цвета отделочных материалов наблюдается  при освещении лампами ЛН, ДНаТ и ДНаО, наименьшее – при ДРЛ и ДРИ. Наибольшим изменениям подвержены насыщенные цвета при прочих равных условиях.

Ахроматические цвета  сохраняют цвет, если в поле зрения нет источника света другого  спектрального состава.

Ряд источников света  значительно искажает цветовой тон, снижает насыщенность цвета и уменьшает светлоту материалов. (См. приложение 1)

В связи с этим не рекомендуется освещать:

- темно-синие материалы  лампой ДРЛ; 

- темно-синие, светло-зеленые  – ЛН;

- голубые, синие и  зеленые – ДНаТ.

С целью рационального использования светового потока и небольших цветовых сдвигов рекомендуется освещать:

- серо-бежевые и темно-зеленые  материалы – ЛН;

- темно-зеленые – ДРИ  и ДРЛ; 

- серо-бежевые – ДНаТ .

Чтобы цвет материала при искусственном освещении несущественно отличался от цвета при дневном освещении, рекомендуется:

- светло-голубые, темно-голубые  и темно-зеленые материалы освещать  лампами ЛН, ДРЛ, ДРИ; 

- темно-синие – ДРИ; 

- серо-бежевые – ДРЛ,  ДРИ, ДНаТ;

- светло-зеленые –  ДРЛ, ДРИ .

 

 

3.3 Зонирование пространства с помощью света.

С помощью света можно  разграничивать жилое пространство, высвечивать те или иные зоны в  помещении, расставлять акценты  в интерьере. Это достигается  использованием разных видов источников света и их многоуровневым размещением в жилом пространстве. По настоящему гармоничное освещение достигается с помощью комбинации светильников с разным распределением света.

Самый оптимальный вариант  потолочного света - рассеянный или  отраженный, так как прямой свет при обычной высоте потолков в жилых помещениях создает резкие тени и блики. Многоуровневые потолки буквально совершили световую революцию. Если раньше декоративным элементом интерьера была только свисающая с потолка люстра, а свет от нее имел чисто утилитарное, прикладное значение, то теперь свет, созданный несколькими видами потолочных точечных светильников, расположенных на разных уровнях потолка и в разных плоскостях создает оригинальное световое оформление интерьера.

Очень необычно смотрится "окно" с искусственной подсветкой в потолке, выполняющее роль люстры. А вот использование точечных светильников по периметру овальной формы фальш-потолка создает впечатление, что источника света нет, а есть только светящийся контур, в виде овала. Такая светящаяся "дыра", не только оригинальный световой акцент в интерьере, но и архитектурный прием, зрительно поднимающий потолок.

Другие уровни освещения  в интерьере помимо функциональной нагрузки - деление помещения на зоны, имеют и эстетическое значение. Островки света в стенах: подсветка в нишах, стеклянных полок или внутренностей шкафов со стеклянными дверцами, картин, да и просто отдельных элементов мебели - стеллажей, карнизов, полок - придают интерьеру интимность и уют. А светильники, вделанные в пол, делят квартиру на зоны без стен и перегородок.

Особое внимание необходимо уделять помещениям или их отдельным  зонам, где расположено рабочее  место, будь то компьютер, письменный стол или просто кресло для чтения. Утомление  зрения и снижение работоспособности  наступает тем быстрее, чем ниже освещенность, чем больше разница в яркости на рабочей поверхности и окружающих предметах, чем сильнее выражено слепящее действие лампы. Поэтому в рабочих зонах необходимо сочетать местное освещение с общим. К местному освещению предъявляются дополнительные требования: свет на рабочую поверхность должен падать слева и быть рассеянным, для этого абажуры настольных ламп делаются из светорассеивающих материалов. Исходя из перечисленных требований, идеальная световая схема для кабинета: общий светильник, не дающий теней, и дополнительная лампа у рабочего места с регулируемым световым потоком на гибкой штанге или шарнирах. Равномерное общее освещение комнаты и рассеянное освещение стола рекомендуется и при работе за компьютером. Такой свет не должен слепить и давать бликов на экране монитора. Правильное рабочее освещение кабинета предполагает монотонность и равномерность, а необычные и оригинальные световые решения здесь приносятся в жертву удобной работе.

 

3.4 Освещение лестниц,  подъемов, спусков.

Роль света в усилении эстетического качества лестниц огромна. Правильное освещение лестницы решает одновременно несколько важных задач. Во-первых, если лестница не освещена или освещена неправильно, то пользоваться ею неудобно и опасно. Ведь лестница представляет собой переход из одного высотного пространства в другое. И у человека, идущего по этому переходу, должно создаваться ощущение безопасности. И чем длиннее этот переход, тем лучше он должен быть освещен. Во-вторых, с освещением могут быть связаны эстетические качества лестницы. Так, освещение способно подчеркнуть и усилить пространственный эффект лестницы, например, соединить лестничный объем с окружающими помещениями или, наоборот, разделить их.

Если применять освещение только для удобства и безопасности пользования лестницей, то достаточно создать нормальный уровень освещенности на самом лестничном марше и подходах к нему. Для этого можно использовать одинаковые источники света, применяя не только искусственные светильники, но и естественное (дневное) освещение. Чтобы отделить лестничное пространство от остальных помещений создают отдельные световые композиции. Например, в холле, ярко освещенном точечными светильниками, более темная лестница будет как бы отделена от замкнутого светлого пространства. И, наоборот, освещенная ярким дневным светом лестница будет отделена от более темного холла Достаточно сказать, что свет оказывает большое влияние на психологическое состояние человека. Так, оказавшись на лестнице, человек попадает как бы в ограниченное замкнутое вытянутое пространство, имеющее только два направления. Избавиться от чувства клаустрофобии поможет теплый струящийся свет, создающий причудливую игру теней и светлых пятен. Поэтому правильно подобрать освещение лестницы — задача не такая простая, как это может показаться с первого взгляда.

Особенность лестничных проемов заключается в том, что  зачастую естественного освещения  бывает недостаточно, поэтому даже днем может потребоваться использование  искусственных источников света.

Немаловажную роль в  выборе освещения играет и тип лестницы. И чем длиннее лестничный переход, тем рассеяннее должен быть свет, чтобы интенсивное освещение на большом пути не утомляло зрение.

ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ, применяемые  на лестницах 

Лестницу, как и помещение, можно осветить несколькими способами: прямым, рассеянным, отраженным и комбинированным освещением. Для этой цели хорошо подходят настенные светильники, размещенные выше роста человека. Светильники не должны создавать слепящего эффекта, поэтому их лучше снабжать рассеивателями или абажурами. Выбор формы, размеров и количества зависит от конкретных условий и стилистики всего лестничного пространства и помещения, в котором лестница размещена. Чтобы лестницей можно было пользоваться удобнее, кроме общего освещения применяют локальное. Для этого источники света располагают на одинаковом расстоянии друг от друга на стыке стены и лестничного марша. Достаточно высокий декоративный эффект дает размещение светильников снизу лестничного марша. Неоновые светильники, установленные непосредственно в ступени, украшают лестницу и позволяют вполне безопасно пользоваться ею. Такой прием позволяет визуально выделить ступени и создает замысловатую игру света и тени. Такой эффект света и тени применяют в многолюдном пространстве, когда требуется создать обстановку парадности. Если же лестница немноголюдна, то тени лучше приглушать, направляя световой поток сверху вниз.

Чем больше электрическая  мощность светильника, тем выше он может  быть размещен.

3.5 Освещение в офисах.

К освещению офисов во всем мире принято относиться с особым педантизмом. Ведь в отличие от жилых помещений или развлекательных заведений они предполагают не только массовое пребывание людей, но и их напряженную многочасовую работу. Подсчитано, что в течение дня сотрудник офиса 10000 раз переводит взгляд с документа на клавиатуру или на экран компьютера. Согласно статистике, неграмотный "подход" к свету может снизить производительность труда на 30%!

Каким бы ни был интерьер, его освещение должно создавать  мягко очерченные тени. В противном  случае нарушается трехмерное восприятие людей и предметов, глаза быстро утомляются. Яркость каждого предмета не должна отличаться от другого более чем в 10 раз, потому что возникающая при этом постоянная переадаптация зрения станет причиной боли в глазах.

Искусственное освещение офиса следует максимально приближать к естественному. Один из приемов - располагать люминесцентные светильники рядами на потолке параллельно окнам (так, чтобы направление искусственного и естественного света совпадало). В офисах, где стоят спаренные письменные столы, кроме идущих из окон лучей, требуются дополнительные устройства (даже в дневное время). Они избавят от крайне нежелательных теней.

В помещениях для работы сотрудников приоритетными являются правильный уровень освещения и ограничение блескости, удачно подобранный цвет и гармоничная световая среда.

Что же касается освещения  на рабочем месте, то в идеале он должен быть регулируемым. Для создания комфортной среды предпочтительнее рассеянный свет. Его создают светильники, снабженные рассеивателями. Они смягчают световой поток.

С задачами вспомогательного осветительного прибора хорошо справляются  подвесные светильники благодаря  двойному распределению. В зависимости  от  их конструкции от 50 до 85 %  света направляется в потолок  и, отражаясь от него, рассеивается в помещении, создавая общее освещение. Акцентный компонент создается прямым светом, направленным на рабочее место. Его может быть 15-50%. Оптимальное отношение между отраженным и прямым светом должно быть 60 на 40.

При оборудовании индивидуальных кабинетов первостепенны несколько иные требования. Среди них: высокий уровень цветопередачи и грамотное направление освещения (наличие моделирующего эффекта). Функциональность отчасти уступает эстетике, поэтому целесообразны универсальные установки, обеспечивающие разные условия для работы, переговоров и отдыха. Уместны и оригинальные светильники рассеянного света (с обычными или компактными люминесцентными лампами) для общего освещения, галогенные мини-прожекторы (споты) для создания световых акцентов и настенные или встроенные в потолок светильники (с галогенными или металлогалогенными лампами), как бы "омывающие" стены.

Информация о работе Проблемы, возникающие при неправильном освещении и способы создания комфортной среды с помощью освещения