Подходы к планировочной организации территорий городских промышленных районов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Проблему создания городских промышленных районов следует комплексно рассматривать в соответствии с новыми условиями и задачами коренного улучшения условий труда. А это, в свою очередь, связано с новыми формами организации работы на предприятиях с применением новой технологии, автоматизацией и механизацией производственных процессов, новыми видами транспорта, топлива и энергии, развитием научно-исследовательской работы, применением новых форм застройки, повышением архитектурно-художественных качеств промышленного строительства с одновременным общим повышением технического уровня и снижением стоимости строительства.

Содержание работы

Введение..................................................................................................3
1. Классификация городских промышленных районов...............................5
2. Важнейшие принципы размещения городских
промышленных районов...............................................................................6
2.1 Требования к размещению промышленных зон и предприятий.......11
3. Подходы к планировочной организации территорий
городских промышленных районов...............................................................17
Заключение.............................................................................................21
Список использованных источников.............................................................22

Файлы: 1 файл

основы градостроительства.docx

— 52.80 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение..................................................................................................3

1.  Классификация городских промышленных  районов...............................5

2. Важнейшие принципы размещения городских

промышленных районов...............................................................................6

2.1 Требования к  размещению  промышленных зон и предприятий.......11

3. Подходы к планировочной организации  территорий 

городских промышленных районов...............................................................17

Заключение.............................................................................................21

Список использованных источников.............................................................22

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Создание  материально-технической базы и  задача превращения промышленности нашей страны в технически самую совершенную и мощную промышленность в мире предопределяют огромное развитие промышленного строительства. В городах возводятся новые предприятия, развиваются существующие с одновременным формированием значительных по размеру промышленных территорий. Промышленность является основой для возникновения городов и поселков.

Для размещения новых предприятий и расширения существующих требуются все новые территории. И , соответственно, требуется создание высокоорганизованных городских промышленных районов с благоприятными условиями для труда и производственных процессов, с высокими санитарно-гигиеническими условиями, удобными транспортными связями, необходимым уровнем обслуживания трудящихся, современными архитектурно-планировочными решениями при наиболее рациональном использовании территории.

В ряде индустриальных городов промышленные районы с размещаемыми в них промышленными предприятиями, занимая до 50—60% общей территории города, являются основным градообразующим ядром. Эти районы в значительной степени определяют размеры городов, их общую планировочную структуру, условия труда и быта населения; для существующих городов они определяют форму и направление их развития и реконструкции, влияют на архитектуру города.

Промышленность влияет на санитарно-гигиенические  условия в городе, на его транспортные связи и инженерное хозяйство. Все  это требует соответствующей планировочной организации городских промышленных районов.

      Таким образом, городским промышленным  районом является часть территории города или прилегающая к нему территория, предназначенная для размещения на основе территориального объединения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, а также кооперирования основных и вспомогательных производств, энергетического, ремонтного и складского хозяйств, водоснабжения, канализации, транспорта, связи и других инженерных сооружений и коммуникаций строительства и размещения учреждений культурно-бытового обслуживания, независимо от ведомственной принадлежности предприятий.

Проблему создания городских промышленных районов следует комплексно рассматривать в соответствии с новыми условиями и задачами коренного улучшения условий труда. А это, в свою очередь, связано с новыми формами организации работы на предприятиях с применением новой технологии, автоматизацией и механизацией производственных процессов, новыми видами транспорта, топлива и энергии,  развитием научно-исследовательской работы, применением новых форм застройки, повышением архитектурно-художественных качеств промышленного строительства с одновременным общим повышением технического уровня и снижением стоимости строительства.

Одной из особенностей  градостроительства является максимальная забота о человеке. Для человека предприятие является не только местом работы, но также местом учебы, проведения научных исследований и совершенствования процессов производства. Здесь же, в коллективе, в значительной степени формируется мировоззрение и характер трудящихся. В связи с этим наши предприятия должны иметь наиболее совершенные условия, для труда с полноценным обслуживанием.

 

  

                                 

 

 

 

 

1.  Классификация  городских промышленных районов.

    

    Площадка промышленного предприятия — территория, занимаемая отдельным предприятием, которое может быть новым (проектируемым или строящимся), расширяемым и реконструируемым. Такие предприятия входят в промышленный район, формируют промышленный узел или располагаются изолированно. 

Промышленная зона города — это наиболее общее, собирательное понятие для определения территории города, занятой преимущественно промышленными предприятиями, а также другими объектами производственного назначения. В то же время это общее определение любой конкретной территории, занятой промышленными (производственными) объектами. Промышленная зона может быть представлена городским промышленным районом, промышленным узлом, площадкой промышленного предприятия.

     Промышленный узел — планировочно организованная структурная единица промышленного района города с общими кооперированными объектами вспомогательного и основного назначения. Промышленным узлом называют группу предприятий, решенную на основе единого архитектурно-планировочного замысла, располагаемую на одной или смежных площадках с общими коммуникациями, с единой системой социально-бытового и других видов обслуживания трудящихся, а при соответствующих условиях с кооперированием основных производств.

    Промышленный район — конкретная территория, занятая группой предприятий и ограниченная функциональными зонами другого назначения.

   Площадка промышленного  предприятия — территория, занимаемая отдельным предприятием, которое может быть новым (проектируемым или строящимся), расширяемым и реконструируемым. Такие предприятия входят в промышленный район, формируют промышленный узел или располагаются изолированно. 

   Промышленный комплекс − система, состоящая из промышленных районов и узлов.

 

2. Важнейшие принципы размещения городских промышленных районов.

Исследование факторов, определяющих специфику формирования организации промышленной зоны, должно основываться на изучении специфических свойств и принципов развития их архитектурно-планировочной структуры, которые находятся в тесной взаимосвязи. К основным свойствам промышленных зон городов следует отнести следующие:

1. Сложность и многообразие причин и элементов, формирующих промышленную зону города. Формирование промышленной зоны связано с решением многообразных, сложных и часто противоречивых проблем, определяющих надежность ее функционирования как подсистемы города и как самостоятельной системы со своими подсистемами и элементами. Сложность этих проблем вызывается необходимостью комплексного, взаимоувязанного решения многообразных задач, возникающих в связи с тенденцией специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производств; требованиями к охране окружающей среды; совершенствованием транспортной и инженерной инфраструктуры; расширением и реконструкцией предприятий; повышенными градостроительными и архитектурно-художественными требованиями и др.     

  2.  Динамизм. Промышленная зона всегда находится в состоянии развития независимо от того, какой группой предприятий она представлена и в каком состоянии находятся их строительство, эксплуатация или реконструкция.

Можно выделить две формы развития планировочной  структуры промышленной зоны города: управляемое (регулируемое) и неуправляемое. Управляемое развитие, как правило, связано с созданием промышленных узлов, планировочная структура которых предусматривает возможность их расширения. Неуправляемое развитие свойственно промышленным районам, в основу которых не были заложены градостроительные планировочные требования. Промышленные зоны подобного типа формируются в течение длительного времени в исторически сложившихся городах.

3. Инерционность  и  консерватизм.  В современных      условиях крупные промышленные зоны городов последовательно    проходят все формы развития, что в значительной      степени определяется свойством их инерционности. Существует непрерывная тенденция к развитию всей промышленной зоны и стремление отдельных предприятий обособиться от вновь создаваемых объектов вопреки явной экономической и производственной целесообразности объединения  их в группы на  принципах формирования  промышленных узлов. Наличие функционирующего предприятия порождает инерцию,  или  иначе,  создает определенные условия для  размещения рядом с ним нового предприятия.

4. Неравномерность развития. Промышленные зоны городов развиваются неравномерно, с различными скоростями освоения отдельных площадок предприятий. Неравномерность развития зависит от ряда причин. В первую очередь это изменения и уточнения сроков строительства отдельных предприятий, формирующих промышленную зону.

Вторая  причина обусловлена возникновением предпосылок для активного развития в промышленной зоне новых, не свойственных ей ранее видов производств, например формирование территориально-производственных комплексов, определяющих развитие в данном регионе новых типов добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности.

Третья  причина неравномерности развития — исчерпание потенциальных возможностей данной территории. Группа предприятий вступает в период устойчивой эксплуатации, при которой планировочная структура приобретает относительно стабильные формы.

5. Конфликтность ситуации. Может возникнуть противоречие между ведомственным подходом к созданию отдельных предприятий и интересами развития планировочной структуры города и промышленной зоны в целом.

Конфликтность ситуации возникает и в том  случае, когда архитектурно-планировочное  решение,  инженерная,  транспортная  и социальная инфраструктуры промышленной зоны вступают в противоречие с планируемым развитием отдельных предприятий, наращиванием их мощности или модернизацией технологии. В этом случае требуется увязать намечаемую реконструкцию инженерных сетей и транспортных коммуникаций с общими тенденциями развития состава предприятий, формирующих промышленную зону.

К основным принципам формирования планировочной структуры промышленных зон городов относятся следующие.

1. Принцип общей (интегральной)  эффективности целенаправленного формирования  планировочной структуры  промышленной зоны.  Могут быть  выделены следующие виды эффективности формирования планировочной структуры промышленной зоны города: ▪ производственно-технологическая   (специализация, кооперация объектов основных и вспомогательных предприятий);

▪ градостроительная   (создание предпосылок для взаимосвязанного развития промышленных и селитебных зон города);

▪ архитектурно-планировочная   (организация  оптимальных    пространственно-планировочных  связей  между  отдельными   предприятиями; ландшафтная организация и благоустройство);

 ▪  социально-культурная   (демографическое  равновесие, обслуживание трудящихся, организация  оптимальных режимов   труда  и отдыха  работающих);

▪ строительно-технологическая   (унификация  конструкций,  блокирование объектов  основного  и  производственного  назначения); 

▪ инженерной инфраструктуры и транспорта   (создание единой системы обеспечения промышленной и селитебной зон);

▪ экологическая  (обеспечение  требований   к  охране  окружающей     среды   в   промышленной и селитебной зонах); экономическая; архитектурно-художественная, композиционная.

Такая всесторонняя, комплексная эффективность является необходимым условием для формирования оптимальной архитектурно-планировочной структуры промышленной зоны в целом.

2. Принцип целостности. Согласно этому принципу, независимая оптимизация подсистем не приводит к оптимизации системы в целом. Усовершенствование одной конкретной подсистемы может привести к ухудшению свойств всей системы. Таким образом, оптимальное функционирование системы не требует оптимального функционирования всех подсистем. Особенно важен учет этого принципа при разработке решений по преобразованию архитектурно-планировочной структуры сложившихся промышленных районов городов. Этот принцип должен противостоять активным усилиям ведомственных организаций, добиться наибольших преимуществ только для одного реконструируемого или расширяемого предприятия в ущерб развитию и совершенствованию планировочной структуры всей промышленной зоны.

3.  Принцип  продолжительности  реализации.  На  него  должно ориентироваться  проектное  решение  по   формированию   планировочной структуры  промышленной зоны.   Для соблюдения принципа продолжительности реализации должны быть решены следующие задачи: определены конечные размеры конкретной промышленной зоны города; решены планировочные вопросы, связанные с первоочередным строительством или реконструкцией предприятий в промышленной зоне; выявлены направления и особенности развития планировочной структуры промышленной зоны на ближайшую и отдаленную перспективу.

4.  Принцип преемственности      сложившихся      планировочных структур. Этот принцип обусловлен необходимостью использования положительного потенциала сложившейся планировочной структуры промышленной зоны города. Прежде чем отказаться от дальнейшего  развития  существующей   планировочной  структуры  сложившегося и развивающегося промышленного района, необходимо на основе детального анализа установить возможность в максимальной степени использовать преимущества современного состояния планировки промышленной зоны и ее связи с селитебной территорией.

5. Принцип экологического равновесия — сохранение оптимального соотношения источников выделения производственных вредностей и элементов системы, подверженных их воздействию. В комплексе с технологическими и санитарными мерами вопросы улучшения окружающей среды непосредственно в промышленной зоне могут быть решены и архитектурно-планировочными мероприятиями — в первую очередь зонированием территории: исключать размещение предприятий, не выделяющих вредностей, в зоне влияния предприятий I и II класса по санитарной классификации, приближая их к селитебной территории.

Информация о работе Подходы к планировочной организации территорий городских промышленных районов