Ландшафтный дизайн приусадебного участка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 10:08, дипломная работа

Описание работы

Дипломная работа на тему «Ландшафтный дизайн приусадебного участка»
В последнее время стало модно иметь свой садовый участок, и пусть там будет не так много соток, но все же, как приятно оказаться на природе, ведь все мы так устали от городской суеты, всем хочется покоя, умиротворения. Еще недавно участки были скучными, там находились теплицы, грядки, компостные ямы, несколько обычных клумб. Теперь же садовые участки приобретают определенные стили, такие как: голландский сад, романтический сад, сад во французском, английском, японском стиле и т.д. Стилей так много, что начинает кружиться голова и человек не опытный не всегда сможет воплотить мечту своего сада в реальность. В данном случае лучше обратиться к специалисту – ландшафтному дизайнеру. Что же такое ландшафтный дизайн.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I. Ландшафтный дизайн. Возникновение и развитие…………………...5
Истоки ландшафтного дизайн…………………………………………….5
Формирование объектов ландшафтного дизайна в регулярном стиле…7
Формирование объектов ландшафтного дизайна в пейзажном стиле….9
Глава II. Характеристика основных средств ландшафтного дизайна………..13
2.1 Растительные группировки……………………………………………...13
2.2 Водные устройства ………………………………………………………18
ГлаваIII. Проект ландшафтного дизайна приусадебного участка……………19
3.1 Составление плана садового участка………………………………...…19
3.2 Планировка дренажной системы………………………………………..20
3.3 Составление проекта света……………………………………………….21
3.4 Посадка цветущих многолетников……………………………………...22
3.5 Растения для водоема…………………………………………………….24
3.6 Посадка деревьев…………………………………………………………25
3.7 Прокладка дорожек……………………………………………………..26

Заключение…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом 1.docx

— 590.44 Кб (Скачать файл)

активное использование камней, обилие водных поверхностей, большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм, тщательный подбор декоративной растительности. Ассортимент растений достаточно разнообразен: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, много красиво-цветущих камелий. Водоемы украшали лотосами, а их берега ирисами. В ландшафтных композициях особенно ценились пионы и хризантемы. Скульптурное оформление использовалось редко. В основном, это изображения птиц или животных — аиста, дракона, черепахи. Применялись естественные камни, которыми оформляли берега водоемов, устраивали горки и др. Китайские мастера максимально использовали окружающую природу и искусно копировали ее в своих ландшафтных композициях.

Художественная задача сада — показать природу, не тронутую человеком. Особого внимания заслуживает неповторимый в своем роде сад чайной церемонии. Он имел небольшие размеры, его неотъемлемая часть — дорожка, ведущая к чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный

 

фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а специально выровненные ее участки позволяли любоваться садом. Основное назначение сада — способствовать сосредоточенности и самоуглублению.

Облик современных «японских садов» претерпел значительные изменения, испытал влияние европейской технизации. И все же, несмотря на воздействие времени, в нем сохранились изначальные черты многовековой культуры.

Утверждение новой общественно-экономической формации — капитализма — повлекло изменения и в проектировании ландшафтных объектов. Отказ от всего искусственного и обращение к естественной природе и античной культуре оказали решающее влияние на формирование новых представлений о гармонии и красоте. Появилась тенденция отхода от формализма регулярных композиций и перехода к новым приемам формирования пространств с воспроизведением и передачей красоты

естественного ландшафта. Существенное влияние на формирование ландшафтных объектов в пейзажном стиле оказали, безусловно, китайские и японские сады. Объекты ландшафтного дизайна пейзажного стилевого направления на протяжении своего более чем двухсотлетнего развития претерпевали изменения в соответствии с эстетическими установками и идеалами своего времени, Первоначально в них сохранялись регулярные черты и одновременно формировались новые приемы обработки природных компонентов: появляются холмы, вместо фонтанов и водных партеров — ручьи и пруды со свободными очертаниями берегов, боскеты заменяются рощами и древесными группами, партеры — лужайками. Разрабатывались специальные сценарные маршруты, обеспечивающие смену картин и впечатлений.

Планировочные приемы формирования ландшафтных объектов в пейзажном стиле продолжали совершенствоваться. Появилось большое

 

разнообразие этих объектов как в Европе, так и в Америке.

В XIX веке на территории Украины были созданы уникальные парки пейзажного стиля: Александрия (Белая Церковь), Софиевка (Умань), Алупкинский парк (Алупка), Тростянецкий парк (Тростянец). Выдающимся памятником садово-паркового искусства на Украине середины XIX в. является Тростянецкий парк, начало строительства которого относится к 1834 г. Этот парк создан на плоской степной местности и представляет собой замечательный образец творческого преобразования ландшафта, когда в условиях степи формируется живописный парк с большим количеством искусственно созданных холмов, глубоких ущелий, долин, озер и прудов. Ассортимент древесных пород — сосна, береза, защитные посадки, различные виды дуба, липы, ореха, туи, можжевельника, каштан конский и др.

Наряду с Тростянецким парком уникальным является и дендропарк Софиевка, занимающий площадь 127 га. Парк был разбит на месте существующей дикой балки с рекой Каменкой, характеризующейся ярко

выраженным рельефом и живописными пейзажами, которые были положены в основу композиции. В парке нет и не было дворца. Композиционная ось определилась руслом реки Каменки. С помощью искусственных дамб было создано 4 водоема, которые обеспечивают водой фонтаны и водопады. Берега реки, водные устройства и архитектурные сооружения декорированы глыбами гранита, которые добыты здесь же во время строительства водной системы. Именно этот прием определил неповторимый художественный образ парка, выраженный в разнообразных композициях, построенных на сочетании воды и камней.

Проведенный ретроспективный анализ формирования объектов ландшафтного дизайна в пейзажном стиле позволяет выделить следующие закономерности их формирования:

—  построение пространств с учетом условий местности, включение ее

 

природных достоинств в проектируемую ландшафтную среду, подражание природе для выявления художественного образа ландшафтного объекта;

—  соблюдение масштаба планировочных частей и соразмерности их внутренних пространственных элементов;

—  отрицание симметрии и прямых аллей, наличие свободно извивающихся дорожек, живописной формы водоемов и разнообразных холмов плавных очертаний;

—  широкое использование ассортимента растений с интроду-цированными экзотами, применение разнообразного цветочного оформления, включающего почвопокровные растения;

—  наличие пейзажных картин, формирование прогулочных маршрутов с пейзажным разнообразием видов и др..

Глава II. Характеристика основных средств ландшафтного дизайна

2.1. Растительные группировки

В формировании ландшафтных объектов используется защитная и пространственно-организующая функция зеленых насаждений. Растительные группировки являются основным компонентом в пространственном моделировании с использованием средств ландшафтного дизайна.

Растительность подразделяется на три вида: деревья, кустарники, травянистые растения. Деревья имеют крону, штамб, корневую систему. Кустарники и травянистые растения имеют надземную и подземную части. Деревья в зависимости от высоты подразделяются на три группы: первой, второй и третьей величины. Подобную градацию имеют кустарники и травянистые. Из деревьев, кустарников и травянистых создаются самые разнообразные группировки.

Растительные группировки подбираются с учетом биологических свойств растений, их архитектурно-художественных характеристик.

Прежде всего при подборе растений учитываются климатический район, почвенные условия, отношение к влажности воздуха, инсоляции, быстрота роста. Следует также уделять внимание биологической совместимости

растений. Общая тенденция смешения различных видов должна быть направлена на создание биоустойчивых растительных сообществ, когда соседствующие растения не оказывают губительного воздействия друг на друга, а способствуют росту и декоративности видов, расположенных вблизи. Биофизическое взаимовлияние отражено в требовательности растений к свету, теплу, пище, влаге. Биохимическое взаимовлияние возникает в результате воздействия веществ, выделяемых органами растений. Так, например, лиственные выделения бородавчатой березы отрицательно сказываются на фотосинтезе сосны обыкновенной и жимолости татарской, но положительны для дуба черешчатого.

Также необходимо учитывать микропочвенные условия. Так, на сухих почвах сосна успешно конкурирует с березой, а на влажных первенствует береза, так как сосна меньше, чем береза, требовательна к влаге. Кроме того, вредное влияние березы на сосну прекращаемся, если расстояние между ними увеличивается до 5—6 м.

В создании группировок следует учитывать скорость роста и долговечность. В связи с этим быстрорастущие виды нельзя высаживать рядом с медленнорастущими и светолюбивыми, нельзя светолюбивые кустарники сажать под пологом плотно-кровных деревьев.

Следует учитывать и возрастные особенности деревьев и кустарников. Так, красная бузина угнетает дуб в молодом возрасте, но впоследствии, когда дуб обгонит бузину, способствует его росту. Росту лиственницы способствует туя западная и ясень зеленый. Корни вяза повреждают корни дуба. Корни сосны и дуба при встрече меняют направления и расходятся.

Для достижения быстрого декоративного эффекта следует проектировать преимущественно быстрорастущие зеленые насаждения: береза, вяз, клен ясенелистный и татарский, ива плакучая, ясень зеленый, ель колючая, сосна обыкновенная, акация белая, бирючина, боярышник, бузина, чубушник, жимолость, лох, смородина золотистая и др

Выполняя защитное озеленение, рекомендуется применять следующие породы деревьев и кустарников:

- для шумозащиты — клен остролистный, вяз обыкновенный, липу мелколистную, ель обыкновенную, лиственницу сибирскую, жимолость татарскую, акацию желтую, боярышник сибирский;

- для газозащиты — клен пенсильванский, лещину маньчжурскую, гледичию трехколючковую, тополь серый и черный, тополь канадский, акацию белую, шелковицу белую, можжевельник казацкий, бирючину обыкновенную и др.;

- для пылезащиты — вяз перистоветвистый, иву белую плакучую, каштан конский, клен серебристый, татарский, полевой, остролистный, тополь канадский, тополь Болле, шелковицу белую, ясень зеленый и обыкновенный, акацию желтую, бирючину обыкновенную, лох узколистный, спирею Ванн-Гутта;

- для ветрозащитных посадок и затенения территории подбирают растения с наиболее плотной кроной — каштан конский, клен остролистный,

ель обыкновенную, дуб черешчатый, липу мелколистную и др.

При подборе растительных группировок учитывают архитектурно-художественные свойства растений: высоту, форму кроны и характер листвы. Следует, прежде всего, учитывать контраст по высоте и форме кроны различных деревьев.

Ландшафтные композиции формируются по принципу контраста или нюанса. Окончательно подбирают растения в ландшафтных композициях с учетом биологических, функциональных и архитектурно-художественных требований. При формировании объектов ландшафтного дизайна чаще всего применяются следующие древесно-кустарниковые группировки: массивы, ландшафтные группы, одиночки (солитеры), аллейные посадки, живые изгороди, вертикальное озеленение, цветочное оформление.

 

Для размещения растений вертикального озеленения требуется установка специальных опор. Для плавающих лиан — это всевозможные решетки, каркасы, трельяжи, шнуры, планки. Для вьющихся лиан опоры не должны прилегать плотно к стенам, так как им необходимо пространство для свободного движения верхушки побега. Толщина опор должна составлять не более 5...8 им, т. е. не превышать диаметр вращения стебля, чтобы лиана не соскальзывала с опоры. Вертикальное озеленение придает дополнительную живописность зданиям и фасадам.

Вертикальное озеленение является хорошим фоном для цветочных композиций. Цветочные композиции создаются из травянистых растений

(многолетников, двулетников, однолетников).

При создании ландшафтных композиций с цветами учитывают биологические (требования к освещенности, температурному режиму, влажности и составу почв) и архитектурно-художественные свойства (высоту разветвления стеблей, окраску и фактуру цветков и листьев, время и продолжительность цветения).

Одно из основных свойств цветов, предопределяющих их композиционную ценность, это их высота, от которой зависит силуэт и обозреваемость цветка. По высоте цветы делятся на очень низкие (до 10-12 см), средние (25-30 см), Высокие (50-80 см) и очень высокие (выше 80 см). Цветочные композиции целесообразно создавать таким образом, чтобы очень низкие цветы размещались вблизи мест обозреваемости, средние — несколько в стороне, высокие и очень высокие — посреди цветника небольшими группами, а более крупные — на заднем плане цветника.

Цветочные композиции подразделяются на два основных вида:

—  регулярные;

—  ландшафтные.

К регулярным композициям относят следующие виды цветочного

оформления: партеры, цветочные группировки, клумбы, рабатки, бордюры,

 

модульные садики, вазы, цветочницы и др.

Регулярные цветочные композиции характеризуют четкие геометрические очертания в виде квадратов, прямоугольников, овалов и симметричный рисунок.

Партер — представляет собой открытую часть пространства, расположенного на плоском рельефе, имеющую геометрически правильную форму. Обычно партер бывает прямоугольной формы с отношением сторон от 1:3 до 1:7. Основным требованием к партеру является единственный и полный охват его глазами. Лучше всего партер обозревается с некоторого возвышения или из сооружения при совпадении продольной оси с основной осью обозрения. Существует три типа партеров: газонный, цветочный и смешанный.

Становятся все более популярными ландшафтные композиции из цветов и камней. К ним следует отнести: минирокарий, миниальпинарий, клумбы (неправильной свободной формы), каменистые стенки, рокарий, альпинарии, морены, альпийские лужайки, альпийские и каменистые сады.

Минирокарий — тип модульного цветника, который может размещаться в декоративных контейнерах или в специально созданных емкостях. Оригинальность такой каменистой композиции состоит в том, что она полностью повторяет облик настоящего большого рокария, соответствует размерам и ассортименту используемых растений — это карликовые сорта растений и медленно растущие почвопокровные виды. Обязательный элемент такой ландшафтной композиции — туфовые камни с высаженными на них растениями.

Информация о работе Ландшафтный дизайн приусадебного участка