Конструктивизм СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Архитектура как наиболее фундаментальное воплощение принципов конструктивизма до сих пор является его ярким образчиком, прекрасно сохранившимся и доступным массовому зрителю. Этим и обусловлена актуальность нашей работы – вновь вспыхнувший интерес к советскому прошлому нашей страны, его переоценка с современных позиций соответственно делают необходимым и выявление роли конструктивизма в советском искусстве и архитектуре.

Содержание работы

Введение
1. Общее понятие о конструктивизме и его истоки
2. Московский конструктивизм
3. Ленинградский конструктивизм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

конструктивизм (2).docx

— 33.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1. Общее понятие о конструктивизме и его истоки

2. Московский конструктивизм

3. Ленинградский конструктивизм

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Традиционно конструктивизм отождествляется с архитектурой Советской эпохи, пережившей расцвет  в 1920-30-е гг. Этот стиль объединил  передовую технологию и проектирование с прямо коммунистической социальной целью. Хотя этот стиль был разделен на несколько конкурирующих направлений, каждое из которых произвело много  пилотных проектов и закончило здания, прежде, чем уйти из моды приблизительно в 1932 году. Влияние этого стиля  отмечается и в более поздних  направлениях в архитектуре.

Конструктивизм  принято считать явлением нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в  искусстве, он не ограничивается рамками  одной страны. Так, провозвестником  этого стиля в архитектуре  явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так  и конструктивизма.

Возникновение и  развитие конструктивизма происходило  в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали  отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить  производству. Большинство тех, кто  впоследствии примкнул к течению  конструктивистов, были идеологами так  называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали  о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем  в благоустроенном городе. «Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма  оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленной  основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.

Архитектура как  наиболее фундаментальное воплощение принципов конструктивизма до сих  пор является его ярким образчиком, прекрасно сохранившимся и доступным  массовому зрителю. Этим и обусловлена  актуальность нашей работы – вновь  вспыхнувший интерес к советскому прошлому нашей страны, его переоценка с современных позиций соответственно делают необходимым и выявление  роли конструктивизма в советском  искусстве и архитектуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общее понятие о конструктивизме и его истоки.

 

Конструктивизм  — направление не только архитектурное, это скорее авангардистский художественный метод, отразившийся также в изобразительном  искусстве, фотографии, декоративно-прикладном искусстве.

Как особый стиль  «конструктивизм» имел несколько характерных признаков, прежде всего это строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика. Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм». А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

Источником конструктивизма  является общеевропейское направление - функционализм, основные идеи которого советские конструктивисты оригинально  переработали в 1920-30-х гг. Однако период развития конструктивизма был недолгим, строительная деятельность велась преимущественно  на окраинах города, практически не затронув его исторического центра (корпуса фабрики Красное Знамя; фрагменты в застройке пл. Стачек).

Произведения ленинградских  архитекторов второй половины 1930 1950-х  гг. были ориентированы на возрождение  классического наследия. Возродился ансамблевый подход к застройке, тяга к эффектной монументальности и образной выразительности, постепенно перераставшие во внешнюю парадность. Именно тогда родился термин, определивший застройку этого периода как сталинский ампир, типичным примером которого стали многоквартирные жилые дома на Московском проспекте за парком Победы.

Отказ от сталинского  ампира произошел в начале 1960-х  гг., ознаменовав возврат к прерванной традиции конструктивизма и приобщение к международному опыту. За последние  десятилетия по результатам разработок многочисленных архитектурных мастерских возведены так называемые спальные районы, в том числе Ржевка и  озеро Долгое, грандиозный новый  комплекс больницы Кировского завода, жилая застройка от станции метро  Приморская до начала Морской набережной и многое другое.

Важной вехой  в развитии конструктивизма стала  деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и  Александра Весниных. Они пришли к  осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в  проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).

Впервые архитекторы-конструктивисты  громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием  внешнего облика эстетическим идеалам  современности, но и подразумевал использование  новейших строительных материалов и  конструкций.

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был  Моисей Яковлевич Гинзбург, который  был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль  искусства адекватно соответствует  «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в  частности, связано с тем, что  происходит «…непрерывная механизация  жизни», а машина есть «…новый элемент  нашего быта, психологии и эстетики»2. Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие  конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты  начинают выпускать свой журнал  — «Современная архитектура» (или  просто «СА)». Выходил журнал  на протяжении пяти лет. Оформлением  обложек занимался Алексей Ган.

Теоретическую концепцию  зрелого конструктивизма определил  функциональный метод, основанный на научном  анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных  комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались  в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная  структура (форма соотвествует функции). На этой волне происходит борьба конструктивистов против стилизаторского отношения  к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения  конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без  постижения сущности. Так, нападкам подвергся  архитектор Г. Бархин, создавший известный  Дом «Известий».

В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался  и сотрудничал с лидерами ОСА.

В среде ОСА выдвигается  ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Голосовы, И.Леонидов, М. Барщ, В. Владимиров.

Конструктивисты активно  участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Особой фигурой  в истории конструктивизма считается  любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в  те трудные годы.

В начале 1930-х годов  в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а, следовательно, и в искусстве. Новаторские  течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом, как буржуазные. Как правильно написал конструктивист М.Гинзбург, каждой эпохе соответствует свой стиль искусства3. На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма.

Конструктивисты оказались  в опале. Те из них, кто не захотел  «перестроиться», до конца дней влачили  жалкое существование (или даже оказались  репрессированы). Однако Илья Голосов, например, сумел вписаться в конъюнктуру 1930-х и смог создать по-настоящему интересные постройки. Братья Веснины  также участвовали в творческой жизни СССР, однако такого авторитета, как раньше, уже не имели. По мнению некоторых авторитетных учёных в  СССР в 1932—1936 гг. имел место «переходный  стиль», названный условно «постконструктивизм».

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными  излишествами», опять вспомнили  о наработках конструктивистов. Изучение их наследия стало обязательным для  молодых архитекторов. А с начала 1990-х годов многие невоплощённые  идеи 1920-х стали реальностью. Примером может служить торговый комплекс «Три кита» на Минском шоссе (выполнен в духе двадцатых годов), многообразное  по исполнению элитное жильё в  Москве и прочие сооружения современного мегаполиса.

 

2. Московский конструктивизм.

 

В Москве много достопримечательностей, но лишь небольшая их часть - здания в конструктивистском стиле. А между  тем они занимают особое место  не только в отечественной, но и в  мировой культуре.

Начало прошлого века (1920-1930 е годы) - время коренных социальных преобразований в нашей стране, а также поисков и экспериментов в архитектуре. Именно тогда стали появляться многочисленные общественные здания, в том числе совершенно нового назначения. Бытовые потребности, например, решали с помощью прачечных, яслей и детских садов, общественных столовых и фабрик-кухонь. Последние освобождали женщину от части домашней работы и привлекали ее к производственной деятельности. Первое подобное заведение было построено в 1928 году на Ленинградском шоссе по проекту архитектора А. И. Мешкова. Сейчас это здание находится в достаточно хорошем состоянии, но подверглось значительной перепланировке. А в то время производство было оснащено передовым оборудованием - картофелечистками, овощерезками, мясорубками, хлеборезками. Механизация коснулась не только приготовления пищи, но и мытья посуды и пр. На двух этажах располагалось конвейерное производство обедов, которые затем развозили по заводским столовым и отпускали на дом. Остальные помещения занимали столовая и магазин. Мощность предприятия составляла 20 тысяч обедов в сутки.

Свой досуг советский  человек должен был проводить  в залах для собраний, читальнях  и рабочих клубах - местах встречи  «лучших» людей, приобщения их к новой  культуре. Чтобы отвечать подобным целям, эти учреждения обязаны были быть многофункциональными, совмещающими в себе библиотеки, спортивные секции, залы для демонстрации кинофильмов, театральных постановок, проведения собраний и т. п. Для этого требовалось  предусмотреть возможность помещений  трансформироваться, например, расширить  пространство зала или, наоборот, сделать  его меньше, разбив на несколько  аудиторий с помощью специальных  передвижных стен. Согласно первоначальному  проекту К. С. Мельникова, выполненному для клуба фабрики «Буревестник», театральный зал должен был превращаться в бассейн. Нырять туда следовало  с пола, расположенного несколько  выше спортивного зала, который во время спектаклей и кинопоказов служил балконом для зрителей. Солнечные ванны можно было принимать в солярии на кровле башни здания. К сожалению, бассейн так и не удалось построить, но в целом это была очень смелая и прогрессивная идея.

В 1927-1929 годах для  профсоюза коммунальников по проекту  архитектора И. А. Голосова на улице  Лесной был возведен Клуб имени С. М. Зуева. Композиция этого здания построена  на пересечении вертикального стеклянного  цилиндра лестничной клетки и горизонтального  параллелепипеда верхнего этажа. В  прямоугольном объеме размещены  зрительный зал на 850 мест, малый  зал на 200 мест и другие помещения. Клуб неоднократно переделывали и ремонтировали, но он сумел и в наши дни сохранить  первоначальную функцию.

В 1928-1929 годах на улице Стромынка возвели Клуб имени И. В. Русакова для рабочих-коммунальников - первый из пяти подобных учреждений, построенных К. С. Мельниковым в  Москве. В плане он представляет собой треугольник, вершину которого занимает сцена и обслуживающие  ее помещения. В центральной части  находится партер, а основание  этого треугольника как бы разветвляется  на три обособленных балкона-амфитеатра. С помощью раздвижных стен три  амфитеатра, по замыслу автора, могли  либо сливаться с партером, образуя  зал вместимостью 1170 человек, либо превращаться в отдельные помещения. В 1990х годах  интерьеры подвергли перепланировке: была уничтожена библиотека, вместо нее  открыли кафе. Нетронутым остался  лишь зрительный зал. Ныне Клуб им. И. В. Русакова занимает Театр Романа Виктюка.

Также на рубеже 20-30х  годов по заказу профсоюза химиков  К. С. Мельниковым был построен клуб фабрики «Свобода» на улице Вятской. По форме здание представляло собой  цистерну, зажатую с двух сторон монолитными объемами. Посередине она  разделялась раздвижной стеной, которая должна была делить помещение на две части - театральный и кинозал. Под партером предполагалось разместить бассейн, но он так и не был сооружен, в том числе и из за отсутствия в этом районе водопровода. Зато позади строения расположился физкультурный зал.

Информация о работе Конструктивизм СССР