Конструктивизм СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Архитектура как наиболее фундаментальное воплощение принципов конструктивизма до сих пор является его ярким образчиком, прекрасно сохранившимся и доступным массовому зрителю. Этим и обусловлена актуальность нашей работы – вновь вспыхнувший интерес к советскому прошлому нашей страны, его переоценка с современных позиций соответственно делают необходимым и выявление роли конструктивизма в советском искусстве и архитектуре.

Содержание работы

Введение
1. Общее понятие о конструктивизме и его истоки
2. Московский конструктивизм
3. Ленинградский конструктивизм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

конструктивизм (2).docx

— 33.67 Кб (Скачать файл)

В 1927 году на улице  Плющиха тем же архитектором и  по заказу того же ведомства был  построен клуб завода «Каучук». Его  функция сохранялась вплоть до 1990х  годов, когда помещения были сданы  в аренду. Сегодня здесь расположены  ресторан, казино, музыкальный и  развлекательный центр, офисы. Проведенные  арендаторами переделки исказили первоначальный облик здания, а учитывая тот факт, что реставрацию в нем никогда  не проводили, можно сказать, что  этот памятник архитектуры находится  в трудном положении.

Задуматься о  реорганизации самого типа жилища новая  советская идеология, помноженная  на квартирный кризис, заставляла прогрессивные  умы, которые пришли к выводу, что  идеальным вариантом расселения смогут стать дома-коммуны, объединяющие «социализм в одном здании»5. Самое  знаменитое сооружение подобного типа - дом-коммуна Наркомфина на Новинском  бульваре, построенный в 1928-1930-х годах  архитектором М. Я. Гинзбургом. Оно считается  прототипом строений французского архитектора  Ле Корбюзье в Марселе, Нанте и  Берлине (1940-1950 е годы). Это было первое в мире жилое здание с полным циклом бытового обслуживания. Шестиэтажный корпус с 50 одно-трехкомнатными квартирами был соединен крытым переходом с коммунальным корпусом, в котором располагались кухня, столовая, спортивный зал, библиотека, клубные комнаты, ясли-сад. Отдельно размещались гаражи и прачечная самообслуживания. Таким образом, жилье максимально освободили от «быта».

Студенческий дом-коммуна  архитектора И. С. Николаева, расположенный  на улице Орджоникидзе, строили как  экспериментальное жилище нового типа в соответствии с разработками секции типизации Стройкома РСФСР по научной организации быта. Это было уникальное здание. Впервые здесь были применены безбалочные перекрытия, фонари верхнего света, стальной и железобетонный каркасы, горизонтальные окна, открытые опоры под зданием, плоская кровля. (Позже этими приемами будет пользоваться Ле Корбюзье.). Комплекс состоял из восьмиэтажного спального корпуса коридорной системы на тысячу двухместных комнат площадью шесть квадратных метров. Он был соединен (посредством санитарного блока с туалетами, душевыми кабинами и медицинскими кабинетами) с двухэтажным общественным корпусом, в котором размещались спортивный зал, зрительный зал на 150 человек, чертежный зал на 300 человек, кабинеты для индивидуальных занятий, а также прачечная, детские ясли на 100 мест, комнаты для кружков и пр. В 1964 году комплекс был передан Институту стали и сплавов (МИСиС), который является владельцем памятника и по сей день. В настоящее время частично здания были сданы в аренду, а спальный корпус находится в стадии разрушения. В результате многочисленных переделок сооружение утратило первоначальный вид, тем не менее это не умалило его ценности как памятника архитектуры.

Приметы конструктивизма  можно встретить и в современном  строительстве. Это простые, геометрически  правильные формы и объемы, необычные  конструкции, прямые линии, гладкие  стены, минимум декора, лаконичные, преимущественно светлые цвета  и т. д. Так, в духе неоконструктивизма возведены офис УПДК в Курсовом переулке, новое здание Московской городской  думы на улице Петровка, «Инфобанк» на проспекте Вернадского, «Сбербанк» на Андроньевской площади и др.

3. Ленинградский конструктивизм.

Основными представителями  ленинградского конструктивизма являются А.И. Гегелло, Н. Демков, Е.В. Левинсон, Э. Мендельзон, А.С. Никольский, Я.Г. Чернихов, И.Г. Явейн.

Считается, что в  ленинградский конструктивизм был  не столь радикален, как московский, что он был готов соскользнуть в своеобразное сталинское арт-деко, за которым последовал сталинский ампир6. И все же у ленинградской архитектуры того времени были и шедевры. Как, например, единственная, по-видимому, сохранившаяся постройка проектировщика Якова Чернихова, от которого в основном осталось лишь графическое наследие – парадоксальная по конструкции водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик». И если столица гордится «Центросоюзом» Ле Корбюзье, то у петербуржцев тоже имеется здание, возведенное именитым западным архитектором. Речь идет о похожем на линкор корпусе фабрики «Красное знамя». Автор проекта – основатель и, кажется, единственный участник немецкого направления экспрессионистской архитектуры Эрих Мендельсон. Таким образом, ленинградский конструктивизм не менее ценен, чем московский.

Но в отличие  от московского, ленинградский конструктивизм мало изучен и практически неизвестен широкой публике. Он утвердился в  Ленинграде в середине 1920-х годов  и прошел короткий, искусственно прерванный цикл развития. Важнейшим фактором, оказавшим влияние на его формирование, явилось экспериментальное творчество Казимира Малевича. Созданная им художественная система супрематизма была применена  на практике архитектором Александром  Никольским.

Мэтры ленинградского конструктивизма — Никольский, Гегелло, Троцкий — пытались адаптировать этот стиль для своего города. Они  смягчали чистую геометрию, заставляли ее быть не такой лапидарной, не такой  сухой и делали это со вкусом.

Версия «чистого»  конструктивизма представлена в  ряде построек А.И. Гегелло, Г.А. Симонова, А.К. Барутчева, И.А. Гильтера, И.А. Меерзона и Я.О. Рубанчика. Влиянием экспрессионизма  проникнуто творчество Н.А. Троцкого, который  вносил в функционалистские схемы  данного направления особую эмоциональность, динамику и монументальность. Экспрессионистский оттенок носят постройки Е.А. Левинсона и И.И. Фомина, в их деталировке уже сквозят классицистические элементы.

Современным продолжением идей «производственной архитектуры» в Санкт-Петербурге является так  называемый скандинавский конструктивизм, наиболее органичный для загородных домов близ Северной Столицы. В Санкт-Петербурге преобладание пасмурной погоды приводит к недостатку солнечного света. Эта  проблема разрешается за счет свойственных скандинавскому конструктивизму больших  площадей остекления и объемных помещений  в домах. Ритмичность линий и  подчеркнутая строгость геометрии  придают домам, выполненным в  стиле скандинавского конструктивизма, свой неповторимый облик, а простота и естественность вкупе с использованием натуральных материалов, обеспечивают притягательность архитектурного решения. Такие дома органично вписываются  в загородный ландшафт и близки по духу аристократичным петербуржцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Возникновение и  развитие конструктивизма как особого  направления в советском изобразительном  и прикладном искусстве, фотографии, архитектуре происходило в условиях непрекращающегося поиска новых  форм, подразумевавшем забвение всего  «старого», новаторы провозглашали  отказ от «искусства ради искусства». Искусство ставилось на службу производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого  «производственного искусства». Они  призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали  о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем  в благоустроенном городе.

Как особый стиль  «конструктивизм» имел несколько характерных признаков, прежде всего это строгость, геометризм, лаконичность форм и монолитность внешнего облика.

Русский конструктивизм, несмотря на восприятие идей общеевропейского направления – функционализма - не был заимствованным, он намного  опередил свое время и за недолгий период существования (1920 е - начало 1930х годов) заметно изменил отношение к объему и пространству, задачам архитектуры, приемам проектирования, выбору строительных материалов. Оказав влияние на западный рационализм, в 1960 е годы он вернулся на родину в виде советского модернизма. В 1980 е годы к нему обратились европейские неомодернисты. Памятников конструктивизма, подобных московским и ленинградским, нет ни в одном другом городе мира. Причудливые и новаторские формы произведений авангарда - это то, что знают о нашей архитектуре и особенно ценят на Западе. Изучать их приезжают специалисты из разных стран.

 

Литература

 

  1. Вайтенс А.Г. Архитектура конструктивизма в Ленинграде: идеи и результаты // Сто лет изучения архитектуры России: Сб. науч. тр. СПб., 1995
  2. Е. Федотова. Русский конструктивизм //Salon №9 - М., 1999.
  3. Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000.
  4. Ревзин Г.И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. М., 1992
  5. Хан-Магомедов С.О. Архитектура Советского Авангарда. Кн. 1: Проблемы формообразования. - М., 1996.
  6. Хан-Магомедов С.О. У истоков формирования АСНОВА и ОСА - две архитектурные группы ИНХУКа. - М., 1994
  7. Размещено на
  8. 1 Хан-Магомедов С.О. У истоков формирования АСНОВА и ОСА - две архитектурные группы ИНХУКа. - М., 1994. С. 37.
  9. 2 Хан-Магомедов С.О. У истоков формирования АСНОВА и ОСА - две архитектурные группы ИНХУКа. - М., 1994. С. 39.
  10. 3 Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000. С. 120
  11. 4 Е. Федотова. Русский конструктивизм //Salon №9 - М., 1999.с. 215.
  12. 5Хан-Магомедов С.О. Архитектура Советского Авангарда. Кн. 1: Проблемы формообразования. - М., 1996. С. 45.
  13. 6 Вайтенс А.Г. Архитектура конструктивизма в Ленинграде: идеи и результаты // Сто лет изучения архитектуры России: Сб. науч. тр. СПб., 1995. С. 89.

 


Информация о работе Конструктивизм СССР