Туризм в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:36, реферат

Описание работы

Туристско-экскурсионной деятельности Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает уделять самое пристальное внимание, понимая, что это — одна из возможностей влияния на массы. По инициативе наркома просвещения А.В.Луначарского уже в начале 1918 г. Создаются курсы для учителей в пригороде Петрограда. Повышают квалификацию педагогов основательно, используя при этом и такой вид обучения, как экскурсии. Но от эпизодических экскурсий быстро переходят к началу формирования организации, которая могла бы координировать этот процесс.

Файлы: 1 файл

туризм в ссср.docx

— 354.36 Кб (Скачать файл)

Туристско-экскурсионной  деятельности Советская власть буквально  с первых месяцев своего существования  начинает уделять самое пристальное  внимание, понимая, что это — одна из возможностей влияния на массы. По инициативе наркома просвещения  А.В.Луначарского уже в начале 1918 г. Создаются курсы для учителей в пригороде Петрограда. Повышают квалификацию педагогов основательно, используя при этом и такой вид обучения, как экскурсии. Но от эпизодических экскурсий быстро переходят к началу формирования организации, которая могла бы координировать этот процесс.

Один из основоположников теории советского туризма В.П.Антонов- Саратовский следующим образом характеризовал «отличия» буржуазного и советского туризма. «Круглый год разного калибра европейские и американские буржуа в погоне за сменой «ярких» впечатлений, за экзотикой и авантюрой совершают в условиях богатейшего комфорта увеселительные путешествия по различным странам света. Это — так называемый туризм... Забава, попытка уйти от нудной скуки паразитической жизни — вот основной стержень этих буржуазных путешествий, этого буржуазного туризма». В то время как «советский туризм, составляя часть культурной работы, является глубоко политическим явлением — это новая форма классовой борьбы и в то же время — социалистического строительства».

В 1919 г. при Отделе единой трудовой школы Наркомпроса создаются экскурсионные секции. Они планировались для организации экскурсионного дела в школах. Первые шесть секций, расположенные в окрестностях Петрограда, разработав специальные маршруты, начали свою работу в том же году. Насколько серьезно отнеслись к этому виду воспитания и обучения большевики, видно из того, что в состав естественно-исторической комиссии, разрабатывавшей тематику экскурсий, вошли такие видные ученые, как академик С.Ф.Ольденбург, профессоры Д.Н.Кайгородов, Л.С.Берг и другие деятели науки.

Для тех детей, которые  прибывали на экскурсии, предлагалось бесплатное питание (и это в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции!). Школьников, которые прибывали для многодневных походов, устраивали на ночлег. Им для проезда по железной дороге выдавались специальные льготные проездные билеты. 

Постепенно началась дифференциация в направлениях работы со школьниками. Кроме Центральной  станции, возникшей в 1920 г., было три опорных центра: в Петергофе, Павловске и Детском (Царском) селе. Гуманитарные станции проводили экскурсии в музеях и усадьбах; геологические старались использовать обнажившиеся выходы пород кембрийского, силурийского, девонского периодов; географические располагались в местах с различным ландшафтом. Это позволяло ознакомить школьников с лесным ландшафтом, как, например, в Павловске, или изучать в Сестрорецке приморский район.

Для того чтобы экскурсии  проводились на высоком научном  уровне были открыты курсы для  экскурсоводов. Причем для чтения лекций на них привлекались такие фигуры, как, например, директор Эрмитажа С. Н. Тройницкий.

О размахе этого  явления в начале 1920-х гг. можно судить по следующим данным: в 1920 г. количество экскурсий составляло 46 тыс. (число экскурсантов — 138 тыс.), а в 1921 г. — 53 тыс. (число экскурсантов — 161 тыс.).

В 1920 г. в Москве создается Экскурсионное бюро при Наркомате просвещения РСФСР. Три комиссии (естественно- научная, гуманитарная и техническая) пытаются на научной основе разрабатывать планы и программы предстоящих походов и экскурсий. На курсы экскурсоводов предпочитают принимать в качестве слушателей учителей.

В «Дом экскурсанта» — так стала называться одна из станций в Петрограде — приезжали  со всей страны; в числе зарегистрировавшихся были туристы с Дальнего Востока, Кольского полуострова, из Сибири, Астрахани и т.д. Здесь была подобрана хорошая библиотека. 

С 1921 г. начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела. Конференции с самого начала носили не локальный, а общероссийский характер. На них действовали две секции по естественно - научным и гуманитарным вопросам. Это было не случайно, так как экскурсии и походы должны были нести, кроме общепознавательной и образовательной, также и идеологическую нагрузку. Разрабатывалась историко-революционная тематика согласно ленинскому Декрету 1918 г. о монументальной пропаганде, а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства, где можно было убедиться в «превосходстве социалистических методов хозяйствования». В Москве были созданы Центральный музейно-экскурсионный институт и экскурсионный отдел в Институте методов внешкольной работы, а в Петрограде соответственно Научно-исследовательский экскурсионный институт. Сотрудники этих учреждений занимались обобщением опыта работы в туристской сфере, читали различные циклы лекций и подготавливали конференции и съезды как по теоретическим, так и по практическим вопросам, связанным с туризмом.

С середины 1920-х гг. на страницах «Комсомольской правды»  стали появляться статьи, настойчиво призывающие молодежь заняться туризмом. В декабре 1926 г. Московским комитетом комсомола совместно с «Комсомольской правдой» и МГСПС была организована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие около 300 человек. Это было рекламно-пропагандистское мероприятие в рамках ГОЭЛРО. Его целью было ознакомление молодежи со строительством Волховской гидроэлектростанции. Один из участников поездки вспоминал, что «был выделен специальный поезд из обычных плацкартных вагонов. Туристы занимали все полки, включая и те, которые предназначались для багажа. Состав не отапливался, электрического освещения в нем не было (в фонарях над дверями тускло горели стеариновые свечи), постельных принадлежностей тоже не было. Несмотря на убогость дорожной обстановки, в которой предстояло провести четыре ночи, в вагонах было весело и шумно. Молодежь шутила, слышались бодрые революционные песни». Путешествие, бывшее антиподом буржуазного «богатейшего комфорта», тем не менее, произвело прекрасное впечатление на комсомольцев. «На обратном пути многие его участники высказывали твердую решимость отправиться в туристические поездки во время отпуска».

Комсомол стремится  захватить бразды правления туризмом в свои руки. Поэтому по горячим  следам после поездки на Волхов-строй появляется в печатном органе ЦК ВЛКСМ статья Г. Бернама «Нужно общество пролетарских туристов». Причем самодеятельные туристские организации не должны формироваться в рамках профсоюзов или просветительских организаций, но «само собой разумеется, должны быть руководимы партией и комсомолом», говорилось в статье. В ходе развернувшейся компании было выяснено, что «туризм — дело живое и нужное». И в середине января созывается Совещание по организации массового туризма в СССР. Круг вопросов, обсуждаемых на Совещании, был достаточно широк, что говорит о понимании в среде партийных и комсомольских функционеров важности и значимости туризма как одного из средств идеологического воздействия на массы. Затрагивались не только шаблонные проблемы, такие как «основные задачи массового пролетарского туризма» и «изучение опыта по туристической работе рабочей, учащейся и крестьянской молодежи», но и пытались учесть «опыт пролетарского туризма за границей», а также разобраться, «какие виды туризма наиболее интересны молодежи».

Все вышеперечисленные  мероприятия привели к созданию в конце января 1927 г. Бюро туризма при МК комсомола, а на следующий год Бюро туризма создается уже при ЦК ВЛКСМ, приобретая общесоюзный статус.

Главной задачей  деятельности новорожденной организации  провозглашалось «развитие массового  туризма среди молодежи». Комсомол начинал не с чистого листа, в  основу работы Бюро был положен опыт РОТ, чья деятельность возобновилась  в первые годы  нэпа. К 1929 г. РОТ превращается в руководящий центр туризма в стране. Возникают десятки его отделений в других городах. Наблюдается огромный рост турячеек на заводах, армейских подразделениях и клубах. Этому, безусловно, способствовал лозунг: «Каждый турист должен за год привлечь в ячейку не менее 10 товарищей».

Но уже в 1929 г. РОТ переименовывается в Общество пролетарского туризма РСФСР — ОПТ. Председателем его избирается Н.В.Крыленко (Николай Васильевич Крыленко (1885— 1938) был профессиональным революционером. Он имел прекрасное образование: окончил в 1914 г. историко-филологический факультет Петербургского университета. Был прапорщиком на фронтах Первой мировой войны. Активный участник Октябрьской революции. В первом составе Советского правительства занимал пост наркома по военным и морским делам. В 1920-х гг. был государственным обвинителем на главнейших политических процессах. С 1929 по 1934 г. возглавлял ОПТЭ, был участником и руководителем научной экспедиции на Памир. С 1929 г. — руководитель шахматно-шашечной секцией, инициатор международных шахматных турниров 1925—1936 гг. С 1931 г. — нарком юстиции. После появившейся в 1938 г. статьи А.А.Жданова, обвинявшего Крыленко в пренебрежении прямыми государственными обязанностями и в чрезмерном увлечении горными восхождениями, он был снят с работы, осужден и расстрелян как враг народа. Посмертно реабилитирован). В Уставе ОПТ говорилось, что главными целями общества является «распространение среди трудящихся идей организованного туризма». Оно также должно «способствовать повышению культурного уровня, обеспечивать культурное использование трудового отдыха», «способствовать живому общению между народами СССР, воспитывать художественные навыки и любовь к природе, закалять здоровье и характер», кроме того, необходимым является и «содействие обороне СССР путем военизации туризма».

Проведенные организационные  мероприятия привели к тому, что  численный состав ОПТ за год работы вырос в 100 (!) раз и составил 50000 членов. Деятельность ОПТ распространилась по всему СССР. Его отделения появились  от Петрозаводска до Владивостока и  Сахалина. Разрабатывались новые  маршруты, в частности речные круизы по Амуру и путешествия по Байкалу. Налаживался выпуск специальной  литературы. С 1929 г. стал выходить журнал «На суше и на море». Во всех газетах, включая местную прессу, появляется «уголок», где освещаются вопросы туризма. Во многих фабрично-заводских и учрежденческих стенных газетах также отводилось специальное место для пропаганды туризма. Для более эффективной работы по агитации и пропаганде туризма предлагались следующие направления и темы для журнальных и газетных статей:

«а) статьи, увязывающие  туризм с текущими задачами партии и государства;

б)  статьи, разоблачающие всевозможные извращения нашего туризма;

в)  статьи, посвященные проблемам туризма (программные вопросы, методология, плановость и т.п.);

г)  статьи по тем научным отраслям, которые так или иначе связаны с туризмом (по географии, геологии, этнографии, экономике и т.д.);

д)  статьи, посвященные описанию маршрутов и путешествий, в том числе научных экспедиций;

е)  статьи по вопросам снаряжения;

ж)  литературно-художественные произведения туристского характера (романы, повести, рассказы, стихотворения и т.п.);

з)  статьи и заметки о заграничном туризме;

и) хроника туристского  движения в СССР и добровольного  общества;

к) туристский юмор;

л) различные справочные сведения». 

 

Начинает выходить серия брошюр под названием «Библиотека  пролетарского туриста». Для поддержки  туристской печати не ограничиваются лозунгами «Турист, поддерживай свою печать» и «Нет туриста без туристского журнала», но проводится массовая принудительная подписка на туристскую литературу. Иные требования теперь предъявляются и к путеводителям, которые отныне должны быть не «рассчитаны на квалифицированную буржуазную интеллигенцию», а выпускаться «для пользования широких трудовых масс». Они должны быть маршрутными путеводителями, и сведения, содержащиеся в них, должны «в популярной, а не вульгаризированной форме» излагать факты и комментировать карту маршрута. Первые путеводители, удовлетворявшие подобным требованиям, стали появляться с середины 20-х гг. XX в. Но в путеводителях, кроме обязательных, «наиболее важных сведений по истории национальной борьбы, из истории революций в частности, и в особенности из революций 1905 — 1907 гг., Февральской и Октябрьской, последующих лет Гражданской войны и из истории партии; сведения о революционных памятниках и музеях»; разного рода краеведческой и естественно-научной информации, уделяется должное внимание и национальному вопросу. Необходимыми считаются и разделы о том, «что нужно знать из быта, чтобы не обидеть, не задеть национального чувства и не попасть вообще в неловкое положение». Обязательно указывались в путеводителях цены на различные виды транспорта, которые могут быть использованы на данном маршруте. Издательский план литературы по туризму на 1930 г. состоял из 155 наименований.

ОПТ стало выпускать  туристский специнвентарь, который до этого импортировался. Открылся магазин «Турист», где можно было купить необходимые в походе вещи. 

 

Появляется такая  агитационно-пропагандистская форма, как Вечера туризма. Отнюдь не все  они были заорганизованы. Конечно, такой вечер традиционно начинался с политического доклада, за которым следовал содоклад по туристским вопросам. Иногда показывали диапозитивы или фильмы, иллюстрирующие и дополняющие основные тезисы доклада. Но чаще показывали самостоятельно сделанные диаграммы, рисунки, демонстрировали коллекции, собранные во время походов, зачитывали наиболее интересные места из путевых дневников и пели, правда, еще не самодеятельные туристские песни, а песни революционного содержания, чей репертуар строго проверялся заранее соответствующей комиссией. 

 

Чтобы правильно  понять место пролетарского туризма  в жизни советского общества в  предвоенный период, надо разобраться  с задачами, которые ставили перед  собой участники походов.

Во-первых, это пропаганда и разъяснение как социалистической идеологии, так и практики строительства социализма. «В одном "медвежьем углу", — пишет группа туристов политехникума в районное отделение ОПТ, — у нас затеялась с крестьянами длинная беседа о международном положении, о колхозном строительстве, о пятилетке, индустриализации страны. Вот здесь-то мы и сели. Речи крестьян, глубоко понимаемые ими самими, были полны цитат из речей Сталина, Калинина, Рыкова. Нам приходилось только удивляться и разевать рты. На слова крестьян мы отвечали общими фразами, пересыпанными «социализмом», «коммунизмом», «мировой революцией», «строительством»... Нам хочется дать совет всем отправляющимся в путешествие туристам, чтобы они перед отъездом хорошенько подготовили себя к беседам с крестьянами, больше читали газет, лучше изучали пятилетку и другие основы нашей жизни. Мы предупреждаем всех наших туристов, что интерес к этим вопросам везде огромный. Вас закидают вопросами, цитатами — сумейте ответить и разъяснить. Будьте настоящими пролетарскими туристами».

В рамках идейно-воспитательной работы и согласно программе пролетарского  туризма, где говорилось о необходимости  разоблачения религии как дурмана, возникает такое направление, которое можно назвать «антипаломничеством». В русле антирелигиозной пропаганды предпринимаются поездки в действующие монастыри с целью «уяснить грандиозную махину по одурачиванию масс, посмотреть технику обработки забитых крестьян». В этих «антипаломнических» походах и шествиях могло принимать участие от нескольких десятков до нескольких сотен туристов одновременно.

Информация о работе Туризм в СССР