История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:47, доклад

Описание работы

Николай Васильевич Гоголь. Об архитектуре нынешнего времени. 1830 год. Мне всегда становится грустно, когда я гляжу на новые здания, беспрерывно строящиеся, на которые брошены миллионы и из которых редкие останавливают изумленный глаз величеством рисунка, или своевольною дерзостью воображения, или даже роскошью и ослепительною пестротою украшений. Невольно втесняется мысль: неужели прошел невозвратимо век архитектуры? неужели величие и гениальность больше не посетят нас....

Файлы: 1 файл

История архитектуры как наука.docx

— 284.76 Кб (Скачать файл)

Основой экономики  этого периода было сельское хозяйство, но было ясно, что его недостаточно для осуществления строительных программ. В связи с этим крупные  феодалы начали помогать созданию мануфактур, чем самым способствовали развитию капиталистических производственных отношений. Несмотря на то что европейская архитектура XVII—XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьёзной во Франции, она объединена общим понятием «барокко». Это слово взято из итальянского языка и означает «причудливый».

Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его  по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.

Княжеские замки  и культовые здания были первоочередными  объектами строительства, олицетворявшими  сопротивление Реформации, города-резиденции и монастыри — необходимыми дополнениями. Значительных общественных зданий зарождающийся класс буржуазии ещё не строил[3].

Рококо

Рококо. Дворец Сан-Суси. Арх.Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф. 1745-47 гг.

Архитектурный стиль рококо появился во Франции  во времена регентства (17151723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности.

Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю — «рококо»[3].

Так сложилось, что эпоха рококо прошла под знаком правления женщин, особенно в России, где в это время наступила  эпоха женщин-императриц. Элементы рококо появились в ансамбле Большого Екатерининского дворца, заложенном при Екатерине I и расширенном при Елизавете Петровне. В Австрии по указанию императрицы Марии Терезии построен ансамбль Шёнбруннского дворца.

Маркиза де Помпадур была женщиной-символом того времени. Дочь лакея, возвысившаяся до уровня роскошной и расточительной фаворитки короля Людовика XV, она была меценаткой и активно покровительствовала искусству: «Целые отрасли художественного производства достигли высокого расцвета при её ближайшем участии (например, она взяла под свою опеку завод по производству фарфора в Севре), не говоря уже о личном покровительстве маркизы ведущим мастерам эпохи»[4]. Расточительность маркизы де Помпадур стала причиной народных волнений в 1747—1748 гг., поскольку содержание её дворца обходилось государству в сумму, превышающую 8 млн ливров, при этом 4 млн ливров было потрачено на театр и придворные праздники.

Рококо — это закат барокко, связанный с закатом аристократической дворянской культуры Франции. А в то же время, параллельно с этой культурой, уже существовала рациональная и деловая культура нового класса — буржуазии. Начался век Просвещения и Разума[2].

В 1850-х гг. стиль  рококо подвергается критике за манерность, излишнюю декоративность, вычурность. Этот стиль не соответствовал идеям  радикализма, ставшего популярным во французском  обществе середины XVIII в. Внимание архитекторов вновь привлекают спокойные и уравновешенные формы античной архитектуры [5].

Классицизм

Классицизм. Королевская солеварня в Арк-э-Сенан. Арх. Клод-Николя Леду. 1770-1780-е гг.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение  к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован  на исходе эпохи Возрождения великим  венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени  пресыщение «взбитыми сливками»  позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

В 1755 г. Иоганн Иоахим Винкельманн писал в Дрездене: «Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, — это подражать древним».

Этот призыв обновить современное искусство, пользуясь  красотой античности, воспринимаемой как идеал, нашёл в европейском  обществе активную поддержку. Прогрессивная  общественность видела в классицизме  необходимое противопоставление придворному  барокко. Но и просвещенные феодалы  не отвергали подражание античным формам. Эпоха классицизма совпала по времени с эпохой буржуазных революций — английской в 1688 г., французской — через 101 год. В Германии этот процесс задержался до середины XIX в., чему способствовала раздробленность страны на мелкие княжества.

Вальхалла — повторение афинского Парфенона баварским зодчим Лео фон Кленце.

Стремление претворить в современное строительство  благородную простоту и спокойное  величие античного искусства  вели к желанию полностью скопировать  античную постройку. То, что у Фридриха Жилли осталось как проект памятника Фридриху II, по приказу Людвига I Баварского было осуществлено на склонах Дуная в Регенсбурге и получило название Вальхалла (Walhalla — Чертог мертвых).

Центрами строительства  в стиле классицизма стали  княжеские дворцы-резиденции. Но дворцы уже не были главным объектом строительства. Виллы и загородные дома уже невозможно было от них отличить. В сферу  государственного строительства были включены общественные сооружения — театры, музеи, университеты и библиотеки. К ним добавились здания социального назначения — больницы, дома для слепых и глухонемых, а также тюрьмы и казармы. Картину дополняли загородные поместья аристократии и буржуазии, ратуши и жилые дома в городах и деревнях.

Строительство церквей уже не играло первоочередной роли, однако в Карлсруэ, Дармштадте и Потсдаме были созданы замечательные  сооружения, хотя при этом и велась дискуссия, подходят ли языческие архитектурные  формы для христианской обители. 

Эклектика

Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди)

Архитектуру модерна  отличает отказ от прямых линий и  углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование  новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд  других стилей, архитектуру модерна  отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое  внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле  модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Модернизм

Модернизм. Жилой дом в посёлке Вайссенхоф. Арх. Ле Корбюзье. 1927 г.

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте.

Информация о работе История архитектуры