История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:47, доклад

Описание работы

Николай Васильевич Гоголь. Об архитектуре нынешнего времени. 1830 год. Мне всегда становится грустно, когда я гляжу на новые здания, беспрерывно строящиеся, на которые брошены миллионы и из которых редкие останавливают изумленный глаз величеством рисунка, или своевольною дерзостью воображения, или даже роскошью и ослепительною пестротою украшений. Невольно втесняется мысль: неужели прошел невозвратимо век архитектуры? неужели величие и гениальность больше не посетят нас....

Файлы: 1 файл

История архитектуры как наука.docx

— 284.76 Кб (Скачать файл)

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций,
  • рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  • их «интернациональный» характер.

Конструктивизм 

Конструктивизм. Вид на харьковский Госпром с вертолёта. Арх. С. С. Серафимов, С. М. Кравец и М. Д. Фельгер. 1925—1928 гг.

Конструктивизм советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

Постмодернизм

Постмодернизм. Портленд-Билдинг, Лондон. Арх. Майкл Грейвс. 1982 г.

В Европе произошло  изменение отношения к историческому  наследию, детальное его изучение для реставрации и реконструкции. В Америке сформировался как  язык коммерческой рекламы, который  несёт информацию для обывателей, работает на задачи постиндустриального  общества. Зародился в США, так  как здесь протест против модернизма был особенно резким. Точкой отсчёта  стала монография Роберта Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре» (1966). В Европе биеннале, посвящённое постмодернизму (Пауло Партагезе).

Отрицание модернизма. Архитектура — средство духовной коммуникации; опирание архитектуры на многозначность современного опыта. Использование принципа декорированного сарая. Накладки любого стиля на здания. В градостроительстве это отказ от свободной и предпочтение регулярной системе застройки. Отказ от плоских крыш. Возрождение понятий ансамбля среды и фасада, желание найти местное региональное своеобразие; новое отношение к пространству. Оно становится традиционным, бесконечным, интегрированным. Типы построения: симметрия, пропорциональность и перспектива. Течения: постмодернизм, историзм (усиление исторического течения). Вырабатывается новое отношение к цвету, использование символов. Воспроизведение исторических прототипов. Метафизическая метафора индивидуальности человека.

Регулярная система  застройки. Метафора индивидуальности человека.

Хай-тек

Радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Символическое  отражение века «высоких технологий». Демонстративный супертехницизм. Применение металлических наружных ограждающих конструкций и стекла.

  • Индустриальный хай-тек — вынос коммуникаций, индустриальные элементы, перекрытия.
  • Геометрический хай-тек: поиск новых несущих конструкций зданий, стремление к одной точке опоры здания, вантовые конструкции, тросы, мембраны, мягкие оболочки.
  • Бионический хай-тек: научные основы, законы и формы живой природы, создание микроклимата.
  • Слик-тек: глянцевый (преимущ. стеклянный) блеск фасадных поверхностей.

Два формообразующих  аспекта: широкое использование  производства, основанное на нерасчленённости функциональных площадей и высокотехничные  средства осуществления метафоры и  образа здания-машины. Введение символических  форм в промышленность и технологию. Создание большого количества индивидуальных объектов, использование работающих технических устройств как знаков.

Вынос коммуникаций и конструкций на фасад, структурные  плиты, металлические арки, купола, висячие и подвесные системы. Функциональность пространства. Полностью  стеклянные фасады и сочетание светопрозрачных элементов с непрозрачными.

Деконструктивизм

Деконструктивизм. Кинотеатр UFA-Palast в Дрездене. Арх. Coop Himmelb(l)au. 1998 г.

Манифест деконструктивизма — 1988 г.

Термин «деконструкция» введён французским философом Жаком Дерридой (1930—2004) в его работе «О грамматологии» (1967). Деконструктивизм возник как литературно-критическое направление Йельской школы в 1979 и позже был распространён на сферы науки, религии, искусства. В 1988 г. в Нью-Йорке проведена выставка «Архитектурный деконструктивизм» и провозглашён манифест деконструктивистов. Основателем направления стал Питер Эйзенман, участниками стали Фрэнк Гери, Даниэль Либескинд, Рем Коолхаас, Заха Хадид, Бернар Чуми, группа Coop Himmelb(l)au. В архитектуре декона в значительной мере используется опыт российского авангарда 1920-х гг.

Преобладание  пространства, а не массы. Наложение  планов и карт различного масштаба, различных направлений планировочной  сетки. Разрушение «идеи места». Декон — это автономное архитектурное мышление, попытка освободить архитектуру от материальности — гегемонии функциональности, тектоники, стоечно-балочной структуры.

Наложение сетки. Атектоничность. Децентрализация. Фрагментация. Незавершённость. Криволинейность. Случайность. Пространство как материал архитектуры. Создание драматичных, иррациональных пространств.

Дигитальная архитектура

С 1990-х гг. происходят поиски нового образа. Дигитальная архитектура отрицает фрагменты, симметрию. Архитекторы опираются на развитие науки. Целостность эфемерна. Для создания тайны используют фактуру, текстуру, технологии. Дигитальная архитектура возникала как реклама технологии одной фирмы — павильоны, где всё движется, изменяется, прогресс налицо.

Форма, которая  не вписывается в декартову систему  координат, не описывается изометрически. Нелинейная архитектура. Эффект нестабильности, неравномерности. Здание трактуется как живой организм. Архитектура отрывается от контекста. Иллюзии, образы. Концепция движения, процесс проектирования — характер анимации (простран. -временн.). Необходимость ориентироваться на новейшие дигитальные технологии. Описание формы через категории времени. «Школа рыб» — теория: человек наблюдает за нестабильностью структур, которые гибко реагируют на изменение ситуации. Постоянно изменяющиеся формы, многообразие состояний, нестабильность форм, иррациональное представление о пространстве. Теория складки — идея движения через пространство. Одна поверхность образует открытое и закрытое пространство. Теория потоков — новый порядок, основанный не на форме, а на ментальности (поток людей, транспорта, информации).

Аморфность форм, неравномерность. Трактовка объекта  как живого организма. Концепция  движения, потоков. Постоянное изменение  объекта.

Информация о работе История архитектуры