Влияние среды на личность: основные механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение факторов среды в развитии личности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:
изучить понятие и виды факторов среды;
определить место биотических факторов в развитии человека;
определить место абиотических факторов среды в онтогенезе.
Объектом исследования выступает человек как биопсихосоциальное существо.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие человека и факторы, влияющие на ее развитие 5
1.1. Человек как существо биологическое и социальное 5
1. 2. Понятие и виды факторов среды, воздействующих на человека 13
2. Влияние среды на личность: основные механизмы 15
2.1. Механизмы воздействия биотических факторов среды на человека 15
2.2. Механизмы воздействия абиотических факторов среды на человека 17
2.3. Механизмы воздействия антропогенных факторов среды на личность 22
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

КР Факторы среды в развитии личности ЯГПУ 2013 баа-2.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

На современном этапе  развития человеческого общества происходят качественные изменения личностного  отношения к природе, связанные с новыми требованиями, предъявляемыми к человеку (в системе человек – окружающая среда) современным производством и развитием научно-технического прогресса, с новыми задачами экологического образования. В системе взаимодействия общества и природы на деятельность конкретной личности влияет весь комплекс экологических факторов среды. Это объясняется тем, что каждый из факторов может иметь влияние на личность избирательно, но интегральный эффект зависим от системы воздействующих на нее факторов. Отсюда возникает необходимость комплексного подхода в изучении взаимодействия личности, среды и общества. Комплексные социально-психологические исследования, распространяющие компетенцию психологов в актуальные проблемные разделы современного человековедения, естественным образом приобретают экологический и (или) эргономический оттенок. В этом отношении психология переживает период своеобразной экспансии.

В современной науке  до сих пор остается открытым вопрос о степени влияния среды и  биологических факторов на становление и развитие личности, их возможностях и ограничениях.

Актуальность развития этого направления обусловлена  появлением в настоящее время  специфических областей взаимодействия человека и природы, связанных с  интеграцией экологических, социальных, социально-психологических и других знаний в области методологии, теории и практики изучаемой проблемы.

Целью работы является изучение факторов среды в развитии личности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  конкретных задач:

  • изучить понятие и виды факторов среды;
  • определить место биотических факторов в развитии человека;
  • определить место абиотических факторов среды в онтогенезе.

Объектом исследования выступает человек как биопсихосоциальное существо.

Предмет исследования – влияние различных факторов среды на развитие человека.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.

 

 

 

1. Понятие человека и факторы, влияющие на ее развитие

1.1. Человек как существо биологическое и социальное

 

Проблемы человека и  личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных  мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию  данных проблем. В то же время к  изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.

В философии, социологии, психологии и других науках об обществе сложились четыре концепции соотношения социального и биологического в человеке (обществе):

    1. человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;
    2. человек — чисто социальное существо;
    3. человек имеет двойственную социально-биологическую природу, является биосоциальным существом;
    4. человек имеет целостную социальную природу, которая в снятом, подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи.1

Рассмотрим  эти концепции подробнее.

1. Понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Гегеля: с его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество — это закономерный этап развития абсолютной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естественного отбора и борьбы за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых. В сфере сервиса, пожалуй, особенно ясно видно, что человек имеет не только биологические потребности, а те биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.), всегда выражаются и удовлетворяются в особых, социально обусловленных формах.

2. Определение человека как чисто социального существа никогда не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быть результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и социальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию высказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологического аспекта природы человека и общества.


3. Представление  о человеке как биосоциальном, или социально-биологическом существе широко распространено в российской науке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическое начало, т. е. человек понимается как единство биологического, психического и социального. «Человек, — пишет автор одного из лучших учебников философии, — представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного». Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологические, и социальные законы. (Что касается психического компонента, то его выделение в качестве третьей детерминанты человека выглядит как странное нарушение законов логики: психика, сознание являются социальными явлениями, следовательно, социальная составляющая человека и так уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формировании и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учитывать и социальные факторы, И чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экскурсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагрузки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультативных и образовательных услуг необходим учет биологических механизмов работы органов чувств и памяти: человек не может, например, воспринимать и анализировать слишком большие потоки информации, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие информации у детей и у взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей недооценивать нельзя (тем более что многие из этих потребностей — насущные), поведение человека определяется не только чисто социальными факторами.

Однако социально-биологическая  концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. Если следовать логике простого перечисления — в обществе есть и биологическое, и социальное — то правильнее было бы вообще считать человека каким-то «физио-химио-биосоциальным» существом. В самом деле, наш организм подчиняется не только социальным и биологическим законам, но и законам физики и химии.

4. Соотношение  социального и биологического в человеке и обществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека. Человек рассматривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, сохраняются свойства и закономерности биологической формы материи. На этой концепции необходимо остановиться подробнее.

Соотношение биологического и социального в  человеке подчиняется следующим закономерностям:

во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биологии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невозможно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе общественных явлений, возникающей в результате исторической эволюции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;

во-вторых, с появлением социальных качеств человек не перестал, конечно, быть живым существом. Биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, например, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительностью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваивать информацию, на скорость осуществления любого вида дея тельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономерность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стремится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разрушающие биологическую основу общества, обычно признаются неразумными и на них накладываются общественные (т. е. социальные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к услугам, связанным с применением наркотиков и сильнодействующих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге — их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;


в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его организма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допускают законы биологии). Так, переход к прямохождению, изменение скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономические кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономическое развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пище, жилье, для роста численности населения, улучшения состояния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

Итак, общие черты личности — социальное качество, системность и субъектность. Е.Б.Весна определяет личность как «внутреннюю» и «внешнюю» соотнесенность с социумом. При этом «внутренняя» соотнесенность позволяет рассматривать ее как сумму диспозиций — субъективного выражения  «внешней» соотнесенности, то есть объективных позиций (статусов), которые занимает личность в конкретном обществе. 2

Не только социальная соотнесенность характеризует сущность личности. В равной мере она выступает  носителем «привнесенности» («внешней» детерминированности) и «привносимости» («внутренней» детерминированности). При этом деятельность может служить как средством социализации, так и средством индивидуализации личности. Поэтому она включает в себя социально-типические свойства (личность как индивид или социальный агент) и индивидуально-психологические особенности (личность как носитель индивидуальности).

Индивидуальность и  личность различаются между собой  сферами существования. Сфера индивидуального  существования — мир в человеке, а социального — мир вне человека или точнее — социальный мир. Иначе говоря, целостность бытия человека может быть реализована двумя путями: индивидуальным (человек как индивидуальность) и социальным (человек как личность). Первый путь предполагает тождество с самостью, своим неповторимым «Я» (индивидуальность), а второй — с обществом (личность).

Тем самым проявляется  двойственная природа личности как  субъекта деятельности, ее социальная «отнесенность» и творческая «привносимость». Личность выступает не только как референтная (соотносительная) система, опосредующая взаимоотношения человека и социума при помощи норм и ролей, но и как самореферентная система, стремящаяся к самореализации и творчеству.

Так, по мнению советского философа В.П.Тугаринова (1898–1978), различие человека (как организма) и личности (как субъекта деятельности и общения) — это различие субстрата и свойства (качества). «Понятие «личность», — подчеркивал он, — указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства». 3 При этом он дает философское определение личности. «Личность, — писал В.П.Тугаринов, — это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами…».4 С этой точки зрения личностью является далеко не каждый человек, а лишь тот, кто достиг определенного уровня сознательности и ответственности.

Другой известный отечественный  философ Э.В.Ильенков (1924–1979) предлагает различать органическое и неорганическое тело человека. Физическое тело человека, взятое вместе с искусственными органами, которые он создает из материала природы, и есть его органическое тело. Вместе с тем личность формируется как социальное качество человека. “Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся между индивидами в процессе коллективной деятельности (труда) по поводу вещей, созданных и создаваемых трудом… Личность и есть совокупность отношений человека к самому себе как к некому «другому» — отношений «Я» к самому себе как к некоторому «Не-Я». 5

Человек, по мнению Э.В.Ильенкова, не сразу становится личностью. «Личность  и возникает тогда, когда индивид  начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни и человеческой деятельности»6.

Формирование личности человека - это последовательное изменение  и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним- биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

Человеческая личность формируется и развивается в  деятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в  различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта. Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Информация о работе Влияние среды на личность: основные механизмы