Заслуживает внимания то,
что только 32,6 % городского и 31,5 % сельского
населения считают, что их знания
по вопросам профилактики заболеваний достаточны.
Большая часть населения имеет либо недостаточные,
либо отрывочные знания по вопросам профилактики
заболеваний. В то же время, по мнению 86,7
% городского и 85,3 % сельского населения,
им нужны знания по вопросам профилактики
заболеваний. Почти половина населения
промышленных городов и сельских районов
считает, что им не дается достаточно информации
по профилактике заболеваний.
Таким образом, сложилась
ситуация, при которой 62,1 % городского
и 57,5 % сельского населения информацию по вопросам здоровья получают
от медицинского персонала лечебных учреждений
и средств массовой информации, этой информации
доверяют три четверти городского и сельского
населения. Однако только 32,6 городского
и 31,5 % сельского населения считают свои
знания по вопросам профилактики заболеваний
достаточными, хотя на их нужность указывает
86 % населения, и половина населения оценивает
информацию по вопросам профилактики
заболеваний как недостаточную. Это свидетельствует
о том, что имеется значительный резерв
по гигиеническому обучению и воспитанию
в целом населения в части приобщения
к здоровому образу жизни и профилактике
заболеваний.
Таким образом, основными
проблемами на поднадзорной территории,
которые влияют на санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения являются: неблагоприятная
демографическая ситуация (сокращение
продолжительности жизни, рост смертности
населения); низкий уровень жизни населения;
недостаточное финансирование мероприятий
по улучшению санитарно-эпидемиологической
обстановки; увеличение числа больных
туберкулезом, зараженных ВИЧ-инфекцией;
наличие большого числа коммунальных
объектов с изношенным оборудованием
и инженерными коммуникациями; наличие
несанкционированных свалок твердого
бытового мусора, наличие объектов водоснабжения,
не имеющих санитарно-эпидемиологических
заключений на проект зон санитарной охраны.
Заключение
В целях более эффективной
организации деятельности службы Роспотребнадзора
по охране здоровья населения, обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав
потребителей предлагаюся следующие мероприятия:
- реализация законодательства, направленного
на совершенствование федерального государственного
контроля и надзора в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и защиты прав потребителей;
- обеспечение исполнения,
предусмотренных законодательством
РФ полномочий по предупреждению, обнаружению
и пресечению нарушений при осуществлении
мероприятий по контролю и их квалификацию
в соответствии с нормами Кодекса РФ об
административных правонарушениях;
- совершенствование информационного
обмена между органами исполнительной
и законодательной власти, органами
местного самоуправления и территориальным
отделом Роспотребнадзора;
- расширение взаимодействия службы Роспотребнадзора с гражданским
обществом в сфере защиты прав потребителей,
совершенствование работы с обращениями
граждан;
- совершенствование системы
лабораторных исследований в
рамках государственного и производственного
контроля;
- участие в разработке и реализации программ по укреплению
здоровья детей дошкольного, школьного
возраста, работающего населения;
- контроль за ходом
реализации приоритетного национально
проекта в сфере здоровья «Здоровье»
по сегментам «Дополнительная
иммунизация населения», «Профилактика ВИЧ–инфекции, гепатитов
В,С, выявление и лечение больных ВИЧ»;
- совершенствование кадровой
политики, подготовки, повышение эффективности
противодействия коррупции.
Список нормативных
источников и литературы
- Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года //Российская газета.-1993.-25 декабря
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2008) // Собрание законодательства РФ.-2002.- № 1 (ч. 1).- Ст. 1.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2001.- № 44.- Ст. 4147.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2002.- № 1 (ч. 1).- Ст. 3.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 25.10.2007) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ.-1996.- № 3.- Ст. 140.
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993.- № 33.- Ст. 1318.
- Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ.-1998.-№ 26.- Ст. 3009.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ.-1998.- № 31.- Ст. 3803.
- Федеральный закон от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»// Собрание законодательства РФ.-1998.- № 38.- Ст. 4736.
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ.-1999.-№ 14.- Ст. 1650.
- Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» //Собрание законодательства РФ.- 2000.- № 2.- Ст. 150.
- Федеральный закон от 19 декабря 2008 года № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Собрание законодательства РФ.- 2009.-№ 33 (часть I).- Ст. 3436.
- Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-2001.- № 26.- Ст. 2581.
- Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» //Собрание законодательства РФ.-2002.- № 2.- Ст. 133.
- Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ.-2004.- № 11.-Ст. 945.
- Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» // Собрание законодательства РФ.- 2000.- № 31.- Ст. 3295.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-2004.-№ 28.- Ст. 2898.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» //Собрание законодательства РФ.-2004.- № 28.- Ст. 2899.
- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569 «Об утверждении Положения об осуществлении в Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора» // Собрание законодательства РФ.-2005.-N 39.- ст. 3953
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 года № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга» // Собрание законодательства РФ.-2006.- № 6.- Ст. 713.
- Административный регламент исполнения федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней граница таможенного союза : Утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.03.2012г. № 218 н
- Административный регламент по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения: Утв. приказом Минздравсоцразвития от 19.10.2007 № 656 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2007.-№ 5.
- Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства: Утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2012 № 764 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2011.-№ 7.
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 августа 2007 г. № 252 «Об утверждении и внедрении методических рекомендаций «Система оценки деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»
- Концепция развития Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2007-2008 годы и на период до 2010 года: Утверждена руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 12 января 2007 года
- Приказ Территориального управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от 30.11.2012 № 576 «Об утверждении Административного регламента»
- Ведомственная целевая программа «Модернизация и обеспечение деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Алтайском крае («Санитарный щит Алтайского края») на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 г.г.»
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Администрацией Алтайского края от 24.07.1999 № 6 «О разграничении полномочий в сфере здравоохранения»
- Административные регламенты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Сборник.-М., 2011.
- Приказ №138 от 30.05.2006 г « Об утверждении Положения об Управлении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю»
31. Алиев, Т.Т. Понятие
и содержание административной
ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства
/Т.Т. Алиев, Л.М. Мележик // Современное
право.- 2011.- № 12.- С.15-18.
32. Беляев, Е.Н. Состояние
и перспективы ведения социально-гигиенического
мониторинга в связи с реформированием
Госсанэпидслужбы / Е.Н. Беляев, М.В. Фокин, М.В. Калиновская // Гигиена
и санитария.- 2009.- № 2. -С. 68 - 70.
33. Герасименко, Н.Ф.
Законодательство в сфере охраны
здоровья граждан / Н.Ф. Герасименко,
О.Ю. Александрова, И.Ю. Григорьев.
- М.: МЦФЭР, 2009.
34. Григорьев, Ю.И. Санитарно-эпидемиологическая деятельность
по надзору за состоянием окружающей среды
(на территориальном уровне) / Ю.И. Григорьев,
Т.В. Лисицына, В.В. Болдырева // Медицинское
право.- 2009.- № 4.- С. 22-24.
35. Гулай, С.В. На
страже благополучия населения:
об осуществлении санитарно-карантинного
контроля в пунктах пропуска через Государственную
границу РФ / С.В. Гулай //Алтайский вестник
Роспотребнадзора.-2009.-№ 3.-С.26-27.
36. Жданович, Т.Г. Комментарий
(постатейный) к Федеральному
закону от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» / Т.Г. Жданович,
О.А. Шевченко.-М.: Консультант Плюс, 2012.
37. Зуйкова, Л. СЭС
уполномочен заявить / Зуйкова Л. //Малая бухгалтерия.- 2010.- № 8.- С.
7-10.
38. Колобкова, Е.А. О
правилах проведения контрольно-надзорных мероприятий
специалистами Управления Роспотребнадзора
по Алтайскому краю / Е.А. Колобкова // Алтайский
вестник Роспотребнадзора.-2010.-№ 2.-С.26-27.
39. Креймер, М.А. Проблемы
принятия управленческих решений
при реализации социально-гигиенического мониторинга
/ М.А. Креймер // Гигиена и санитария.- 2005.-
№ 4.- С. 68 - 70.
40. Кучеренко В.З. Основные
направления реформирования российского
здравоохранения на современном этапе /
В.З. Кучеренко, М.А. Татарников, Н.Г. Шамшурина
// Экономика здравоохранения.- 2009.- № 8.-
С. 11 - 19.
41. Методические рекомендации «Система оценки
деятельности органов и учреждений Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека»:
Утверждены приказом Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека от 31 августа
2007г. № 252.-М., 2007.
42. Мусор был, мусор
есть, мусор будет? О санитарном
содержании территории населенных
мест //Алтайский вестник Роспотребнадзора.-2011.-№ 4.-С.35-36.
46. Онищенко, Г.Г. Актуальные
вопросы обеспечения санитарного
и эпидемиологического благополучия населения
Российской Федерации (материалы к докладу)
/ Г.Г. Онищенко. - М., 2011.
47. Онищенко, Г.Г.
О реализации Федерального закона
от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" и мерах по
совершенствованию его применения / / Г.Г.
Онищенко // Гигиена и санитария.- 2010.- №
1.- С. 3-5.
48. Онищенко, Г.Г. Проблемы
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения: монография / Г.Г. Онищенко,
Г.И. Куценко, Е.Н. Беляев, Н.В. Зайцева, П.З.
Шур. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора
Минздрава РФ, 2000.
49. Оппель, А.В. Предписание
– мера, обязывающая устранить
нарушения. Об административных
регламентах / А.В. Оппель //Алтайский вестник Роспотребнадзора.-2011.-№
3.-С.23-24.
50. Сборник основных
показателей деятельности службы
Роспотребнадзора и санитарно-эпидемиологической
обстановки в Алтайском крае в 2010-2012 гг. /Управление Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
по Алтайскому краю, Центр гигиены и эпидемиологии
в Алтайском крае.- Барнаул, 2012.
51. Сергеев, Ю.Д. Становление
и теоретические проблемы российского
законодательства о здравоохранении / Ю.Д.
Сергеев, М.И. Милушин // Медицинское право.
- 2005.-№ 3(11).- С. 4 - 8.
52. Ушаков, А.А. О переходе службы Роспотребнадзора
по Алтайскому краю на работу в условиях
бюджетирования, ориентированного на
результат / А.А.Ушаков //Алтайский вестник
Роспотребнадзора.-2010.-№ 2.-С.53-54.
Приложение 1
Организационная структура
территориального отдела
Приложение 2
Санитарно- гигиеническая
характеристика водоснабжения, атмосферного
воздуха, почвы, продовольственного сырья и пищевых продуктов
на курируемых территориях в 2010-2012гг.
Санитарное состояние территории |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Хозяйственно-питьевое водоснабжение |
Всего |
Не отвечает гигиеническим нормативам |
Всего |
Не отвечает гигиеническим нормативам |
Всего |
Не отвечает гигиеническим нормативам |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Число исследованных проб по санитарно-химическим
показателям на источниках централизованного
водоснабжения |
40 |
4 |
107 |
4 |
142 |
20 |
Число исследованных проб по микробиологическим
показателям на источниках
водоснабжения |
129 |
0 |
145 |
0 |
245 |
0 |
Число исследованных проб из водопроводной
сети по санитарно-химическим показателям |
391 |
0 |
792 |
11 |
964 |
83 |
Число исследованных проб из водопроводной
сети по микробиологическим показателям |
1085 |
8 |
1270 |
10 |
1505 |
5 |
Исследовано проб воздуха на автомагистралях
в зоне жилой застройки |
Уровни загрязнения атмосферного
воздуха |
Всего |
С превышением ПДК |
Всего |
С превышением ПДК |
Всего |
С превышением ПДК |
Продолжение таблицы приложения
2 |
| |
112 |
3 |
351 |
12 |
1200
|
26 |
| |
Характеристика состояния почвы |
Всего исследовано проб по санитарно-химическим
показателям |
22 |
2 |
99 |
5 |
113 |
0 |
| |
Гигиеническая характеристика продовольственного
сырья и продуктов |
Всего исследовано проб по санитарно-химическим
показателям
|
1664
|
8
|
3560
|
152
|
2860
|
93
|
Всего исследовано проб по микробиологическим
показателям
|
1356 |
32 |
1529 |
58 |
1893 |
44 |