Экономический механизм охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

В качестве первого направления должно названо совершенствование технологии – создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных и малоотходных производств, обновление основных фондов и др. Второе направление – развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Третье направление – применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения. Четвертое направление - гармонизация экологического мышления. Пятое направление – гармонизация экологических международных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Административно-правовой механизм
охраны окружающей среды
5
1.1 Источники экологического права и государственные органы охраны окружающей среды
5
1.2 Экологический контроль
10
1.3 Ответственность за экологические правонарушения
11
2. Экономический механизм охраны окружающей среды
13
Структура экономического механизма охраны окружающей среды
21
ВЫВОД
22
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
24

Файлы: 1 файл

Механизм охраны окружающей природной среды.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)
    1. Ответственность за экологические правонарушения

 

     В соответствии  с российским экологическим законодательством  должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия - административную и гражданско-правовую ответственность за экологические правонарушения и преступления. 
     Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами. 
     Материальную ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. 
     Применение административной ответственности регулируется как экологическим законодательством, так и Кодексом об административных правонарушениях. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; за невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также за предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений; за несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке; и др.

     В Уголовном кодексе РФ 1997 г. экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В ней предусмотрена уголовная ответственность за:

- нарушение правил  экологической безопасности при  производстве работ; 

- нарушение правил  хранения, утилизации экологически  опасных веществ и отходов; 

- нарушение правил  безопасности при обращении с  микробиологическими или другими  биологическими агентами или токсинами;

- загрязнение вод; 

- загрязнение атмосферы; 

- нарушение законодательства  о континентальном шельфе;

- порчу земли, незаконную  добычу водных животных и растений;

- нарушение правил  охраны рыбных запасов; 

- незаконную охоту; 

- незаконную порубку деревьев и кустарников;

- уничтожение или  повреждение лесных массивов.

 

 

2. Экономический механизм  охраны окружающей среды

 

     Сейчас в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей природной среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность – ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования.

     Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действовавшие нормы (природоресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природными  ресурсами, экологическое страхование и др.). В качестве обязательных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений. Основу экономического механизма охраны окружающей среды в России сейчас составляют экологические платежи и в меньшей степени – экономические санкции за экологические правонарушения.

    Созданию экономического механизма охраны окружающей среды значительное внимание уделено в Законе "Об охране окружающей среды" 2002г. Основными методами этого механизма в соответствии со ст. 14 являются:

     - разработка  государственных прогнозов социально-экономического  развития на основе экологических  прогнозов; 

     - разработка  федеральных программ в области  экологического развития РФ и  целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

     - разработка  и проведение мероприятий по  охране окружающей среды в  целях предотвращения причинения  вреда окружающей среде; 

     - установление  платы за негативное воздействие  на окружающую среду;

     - установление  лимитов на выбросы и сбросы  загрязняющих веществ и микроорганизмов,  лимитов на размещение отходов  производства и потребления и  другие виды негативного воздействия  на окружающую среду; 

     - проведение  экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

     - проведение  экономической оценки воздействия  хозяйственной и иной деятельности  на окружающую среду; 

     - предоставление  налоговых и иных льгот при  внедрении наилучших существующих  технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;

     - поддержка  предпринимательской, инновационной  и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

     - возмещение  в установленном порядке вреда  окружающей среде; 

      - иные  методы экономического регулирования  по совершенствованию и эффективному  осуществлению охраны окружающей среды.

     Планирование  и разработка мероприятий по  охране окружающей среды осуществляются  с учетом государственных прогнозов  социально-экономического развития, федеральных программ в области  экологического развития РФ, целевых  программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды (ст. 15 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г.). 
          Закон "Об охране окружающей среды" не только не определяет конкретные суммы, которые должны выделяться на осуществление природоохранительных мероприятий, но и не указывает на источники финансирования экологических программ и мероприятий. Он лишь указывает, что порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития РФ устанавливается в соответствии с законодательством РФ и что порядок разработки, финансирования и реализации целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ устанавливается в соответствии с законодательством субъектов РФ.

     Как и  во многих зарубежных государствах, в России внедрен принцип "загрязнитель  платит". Закон "Об охране  окружающей среды" устанавливает,  что негативное воздействие на  окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

     - выбросы  в атмосферный воздух загрязняющих  веществ и иных веществ; 

     - сбросы  загрязняющих веществ, иных веществ  и микроорганизмов в поверхностные  водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

     - загрязнение  недр, почв;

     - размещение  отходов производства и потребления; 

     - загрязнение  окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими  и другими видами физических  воздействий; 

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Платность является одним  из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством  об окружающей среде введение платности  преследует достижение ряда целей. Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. Во-вторых, важнейшая цель платежей - стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности.

Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20) устанавливаются  два вида платежей - за пользование  природными ресурсами и за загрязнение  окружающей среды. В законодательстве каждый из этих видов подразделяется на подвиды. Структура платежей, а также порядок их внесения за природопользование регулируются природоресурсными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Общей серьезной проблемой  платежей за использование природных ресурсов как стимула обеспечения рационального природопользования является их низкий уровень. Кроме того, Законом «Об охране окружающей природной среды» предусматривается плата за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов как средство экономического стимулирования рачительного отношения к богатствам природы, но в природоресурсном законодательстве эта мера в основном не получила развития.

Плата за загрязнение  окружающей природной среды и  другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Такие меры могут проявляться в разных формах. Природопользователи, незаинтересованные в регулярных высоких платежах за чрезмерное загрязнение, могут усовершенствовать технологию производства, построить эффективные очистные сооружения или обеспечивать высокую эффективность работы действующих сооружений. Наконец, значительный эффект по снижению уровней загрязнения природной среды может достигаться предприятиями за счет повышения требовательности к работникам и обеспечения соблюдения трудовой и технологической дисциплины.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» предусматривает  два вида платежей. Это - плата за:

  • выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
  • выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

     Хотя Закон предусматривает необходимость взимания платы за загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия на природу, на практике платежи взимаются лишь за загрязнение вод и атмосферного воздуха и за размещение отходов. Не взимается плата за физические воздействия на атмосферу, за загрязнение почв, за другие виды отрицательных воздействий на окружающую среду. 
     Для стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды Законом предусмотрена система специальных инструментов, призванных изменить психологию хозяйствующих субъектов и способствовать экологическому воспитанию последних. Она включает в себя, в частности, государственную поддержку в форме налоговых или иных льгот предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды.

Таким образом, к элементам  экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся прежде всего:

  • планирование природопользования и охраны окружающей среды;
  • финансирование охраны окружающей среды;
  • платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;
  • внебюджетные экологические фонды, правовое регулирование их формирования и использования;
  • экологическое страхование;
  • налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы.

     Новеллой российского экологического законодательства, касающегося экономического механизма (экономических инструментов) регулирования природопользования и охраны окружающей среды, являются экологическое страхование и экологический аудит.

      Определяя,  что экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков, Закон 2002 г. декларирует возможность обязательного государственного экологического страхования в РФ.

Экологическое страхование - новая правовая мера охраны окружающей среды. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования - добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. В соответствии с этим Законом порядок экологического страхования и использования его фондов устанавливается Правительством России. Хотя после принятия Закона прошло немало лет, правительственное постановление пока не принято. В целом институт экологического страхования пока не получил развития в России.

 Перспективным для  России направлением экологического  страхования является обязательное  страхование гражданско-правовой ответственности высокорисковых экологически опасных объектов. К таким объектам должны относиться предприятия и иные объекты, на которых производятся или хранятся химические вещества определенных классов опасности и определенного количества. 
     Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством. 
     Практическое значение экологического страхования и экологического аудита в России в настоящее время не высоко. Ни кредитно-финансовые учреждения, ни органы государственной власти при финансировании, кредитовании и осуществлении иных форм поддержки предпринимательства не требуют предоставления заключений экологического аудита и наличия обязательного экологического страхования.

Информация о работе Экономический механизм охраны окружающей среды