Экономический механизм охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

В качестве первого направления должно названо совершенствование технологии – создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных и малоотходных производств, обновление основных фондов и др. Второе направление – развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Третье направление – применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения. Четвертое направление - гармонизация экологического мышления. Пятое направление – гармонизация экологических международных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. Административно-правовой механизм
охраны окружающей среды
5
1.1 Источники экологического права и государственные органы охраны окружающей среды
5
1.2 Экологический контроль
10
1.3 Ответственность за экологические правонарушения
11
2. Экономический механизм охраны окружающей среды
13
Структура экономического механизма охраны окружающей среды
21
ВЫВОД
22
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
24

Файлы: 1 файл

Механизм охраны окружающей природной среды.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. Административно-правовой механизм  

охраны окружающей среды

5

1.1 Источники экологического права  и государственные органы охраны  окружающей среды

5

1.2 Экологический контроль

10

1.3 Ответственность за экологические  правонарушения

11

2. Экономический механизм охраны  окружающей среды

13

Структура экономического механизма  охраны окружающей среды

21

ВЫВОД

22

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В настоящее время  общество находится на таком  этапе антропогенного влияния на биосферу, когда изменения, вызванные человеком, широко затронули всю оболочку планеты и приняли небывалые по масштабам размеры. В целом – все возрастающее антропогенное воздействие на биосферу и как следствие – резкое ухудшение качества среды обитания человека, состояния биоты и экосистем; одностороннее изменение концентрации биогенов (углерода, азота, фосфора) и нарушение их основных циклов; нарушение экологической стабильности и нормального функционирования основных систем жизнеобеспечения Земли.

     В России, в связи  со спадом промышленного производства  в последние годы, отмечается  некоторое сокращение антропогенной  нагрузки на окружающую природную  среду. Однако, одновременно прослеживается  и снижение капитальных вложений  в объекты природоохранного назначения.    

     Интенсивная эксплуатация  природных богатств привела к  необходимости нового вида природоохранной  деятельности – рационального  использования природных ресурсов, при котором требования охраны  включаются в сам процесс хозяйственной  деятельности по использованию природных ресурсов.

     Охрана окружающей  природной среды – новая форма  во взаимодействии человека и  природы, рожденная в современных  условиях, она представляет собой  систему государственных и общественных  мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений.

     Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами. Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экономического кризиса.

     В качестве первого  направления должно названо совершенствование  технологии – создание экологически  чистой технологии, внедрение безотходных  и малоотходных производств, обновление  основных фондов и др.  Второе  направление – развитие и  совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Третье направление – применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения. Четвертое направление -  гармонизация экологического мышления. Пятое направление – гармонизация экологических международных отношений. 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Административно-Правовой механизм охраны окружающей среды

 

Методы административно-правового  механизма управления заключаются  в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

 

1.1 Источники экологического  права и государственные органы охраны окружающей среды

 

      Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы и кодексы; указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования, правительственные нормативные акты; нормативные акты министерств и ведомств; нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция РФ, в которой декларируется право человека на благоприятную окружающую среду и компенсация вреда, причиненного ему загрязнением (ст. 42), отражается положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, которые являются основой жизни и деятельности народов РФ.  
          Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов-природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов. 
     Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). 
     С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст. 71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).

 

    1. Законы и кодексы

     Систему экологического  законодательства возглавляет Федеральный  Закон РФ «Об охране окружающей  среды» от 10 января 2002г. №7 ФЗ. В этом главном федеральном  законе отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории РФ. В главах закона четко выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения при любой деятельности, оказывающей воздействие на природу. Объектами охраны являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, а также земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие растения и животные.

      В главах закона  устанавливается компетенция государственных  органов в экологической области, нормируется качество среды и порядок государственной экспертизы, устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности, введена ответственность за нарушение законодательства.

     Действующий ныне  Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам РФ предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную или иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

     В систему экологического  законодательства входит ряд  других законов, включая: 

    • Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г.;
    • Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;
    • Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995 г.;
    • Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;
    • Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.;
    • Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.;
    • Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.;
    • Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;
    • Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

 

  • Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:
    • Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г.;
    • Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г.);
    • Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г.;
    • Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г.;
    • Закон РФ "О градостроительстве в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г.;
    • Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.;

 

    1. Указы и распоряжения Президента РФ. Нормотворческая

компетенция Президента России предусмотрена  ст.90 Конституции РФ, согласно которой  Президент РФ принимает акты в  форме указов и распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

 

    1. Нормативные акты природоохранных министерств и ведомств

издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д.

     

    1. Нормативные решения местных административных органов (мэрий,

сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

 

     Государственные органы  управления, контроля и надзора  в области охраны окружающей  природной среды подразделяются  на две категории: органы общей  и специальной компетенции.

     К государственным  органам общей компетенции относятся  Президент, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство,  предстательные и исполнительные  органы власти субъектов РФ, муниципальные  органы. Эти органы определяют  основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и др.

     Государственные органы  специальной компетенции подразделяются  на комплексные, отраслевые и функциональные.

     Комплексные органы  выполняют все природоохранные  задачи или какой-либо их блок. Функции управления природопользованием  и охраны окружающей  природной  среды выполняет Министерство  природных ресурсов РФ, в структуру которого входят Государственная служба охраны окружающей среды и Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности. К комплексным органам управления относятся также: Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, МЧС России.

     Отраслевые органы (Роскомзем,  Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз  России) выполняют функции управления  и надзора по охране и использованию  отдельных видов природных ресурсов и объектов.

     Функциональные органы  выполняют одну или несколько  родственных функций в отношении  природных объектов: Минатом России (обеспечения ядерной и радиационной  безопасности), Госгортехнадзор России (контроль за использованием  недр), Минздрав России (санитарно-эпидемиологический контроль), МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

       

   

    1. Экологический контроль

 

Экологический контроль в России проводится в форме государственного, муниципального, производственного и общественного контроля. 
     Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. 
     Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля. 
     Решения государственных органов экологического контроля и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. 
     Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 
     Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. 
     Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Информация о работе Экономический механизм охраны окружающей среды