Экология Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:26, реферат

Описание работы

Население ФРГ относится к «золотому миллиарду» высокоразвитых стран, и средний немец потребляет несравненно больше, чем житель развивающихся стран: энергии в 20 раз больше индуса, стали в 100 раз больше филиппинца, алюминия в 15 раз больше жителя Аргентины. И все это на очень ограниченной территории – если сравнить с нашими масштабами, то вся ФРГ равна пяти Санкт-Петербургским областям.
На этой относительно небольшой площади сосредоточен исключительно мощный и концентрированный потенциал самых загрязняющих отраслей: угледобычи, черной металлургии, большой химии. На территории ФРГ 19 действующих АЭС, ее пронизывает самая густая сеть автострад.

Файлы: 1 файл

Реферат Экология Германии.docx

— 194.25 Кб (Скачать файл)

[xiii] Вреде И. Зачем немцы сортируют мусор? [Электронный ресурс] / Инза Вреде. - 19.05.2003. - Режим доступа : http://www.new-garbage.com/?id=3102&page=14&part=11

[xiv] Рихванова М. Управление отходами в Германии [Электронный ресурс]  / Марина Рихванова. - 2007. - Режим доступа : http://www.solidwaste.ru/publ/view/101.html

[xv] Bericht der Bundesregierung zur Lage der Natur 2008 [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.bmu.de/40622.

Защита окружающей среды  в Германии

Быстрое восстановление и невероятный экономический  подъем Германии пятидесятых и шестидесятых годов двадцатого столетия привели  к сильнейшим загрязнениям окружающей среды - реки и озера оказались  заражены, воздух загрязнен токсичными веществами, а ландшафт страны – испещрен неконтролируемо разросшимися городами. Однако недовольство значительного числа немецких граждан привело к тому, что с начала семидесятых годов с загрязнениями окружающей среды ведется систематическая борьба.

Ответственность государства  в области защиты окружающей среды  была впервые закреплена в соответствующей  программе Федерального правительства  от 1971 года, в которой политика по защите окружающей среды была определена как «совокупность всех мер, направленных на обеспечение человечеству среды  обитания, необходимой ему для  здорового и достойного существования, а также на защиту почвы, воздуха  и воды, растительного и животного  мира от долгосрочных последствий человеческого вмешательства и на устранение ущерба или вреда, возникшего в результате человеческого вмешательства».

В ГДР хищническая эксплуатация естественных основ жизни считалась, согласно идеологии СЕПГ, признаком  западного капитализма. При этом тяжелое состояние окружающей среды  внутри страны практически игнорировалось политической верхушкой и средствами массовой информации, находившимися под контролем властей. Существующие данные, говорящие о фактическом состоянии окружающей среды, держались в тайне. Тем временем некоторые регионы – в частности, районы добычи бурого угля и центры химической промышленности – были загрязнены настолько, что согласно предельно допустимым нормам концентрации вредных веществ, рекомендуемым ООН, должны были быть расценены как непригодные для жилья.

Защита окружающей среды в Основном законе ФРГ

С начала семидесятых годов в  Германии было издано большое количество законов и постановлений, касающихся защиты окружающей среды. Одной из первых мер, принятых правительством, стал закон о ликвидации отходов от 1972 года, затем в 1974 году был принят Федеральный закон об охране окружающей среды от воздействия экологически вредных выбросов, за которым последовал Федеральный закон об охране природы, принятый в 1976 году; наконец в 1990 году был установлен контроль за экологическими последствиями хозяйственной деятельности предприятий.

В 1994 году охрана окружающей среды была закреплена в конституции  как одна из основных целей государства (Ст. 20а): «Государство защищает, сознавая ответственность перед будущими поколениями, естественные основы жизни  человека и животных в рамках конституционного строя посредством законодательства и через осуществление исполнительной и судебной власти в соответствии с законом и правом».

Однако на практике жесткие  нормы, принятые для сохранения здоровой и чистой окружающей среды, наталкиваются  на определенные границы, что является результатом противостояния (хорошо организованных) экономических интересов. Кроме того, эффективность политики защиты окружающей среды затрудняется еще и тем обстоятельством, что, являясь сверхзадачей, которая касается одновременно всех политических областей, она может успешно проводиться  лишь в том случае, если будет принята политическими и общественными действующими лицами как основная цель и действительно будет иметь приоритет по отношению к прочим интересам.

От лечения к  профилактике

Защита окружающей среды в Германии, как и в других странах, поначалу действовала по простому принципу последующего лечения: с помощью так называемых «технологий конца трубы», то есть, используя очистные и фильтрационные сооружения, предполагалось постфактум возместить ущерб, нанесенный во время  производственного процесса, а также  позаботиться о чистоте воды и  воздуха.

Сегодня государственная  политика ФРГ по охране окружающей среды опирается на следующие четыре принципа: принцип компенсации ущерба за счёт виновного предполагает устранение загрязнений окружающей среды за счет самого загрязнителя, что позволяет с самого начала избежать экоцида. Принцип профилактики имеет похожую функцию и направлен на то, чтобы как можно раньше напомнить человеку о необходимости защиты окружающей среды. Принцип сотрудничества призван включить всех действующих лиц в процесс принятия экологических решений, а принцип интеграции должен гарантировать эффективность защиты окружающей среды на всех политических уровнях.

Все четыре принципа складываются в принцип постоянства, согласно которому в результате использования природных ресурсов сложная система естественной окружающей среды не должна быть выведена из равновесия, с тем, чтобы сохранить способность системы к регенерации и, следовательно, в долгосрочной перспективе обеспечить разнообразие видов.

Многочисленные меры по защите окружающей среды, принимаемые государством, вкупе с возросшим экологическим  сознанием населения стали следствием того, что за последние десятилетия  экологическая обстановка в Германии значительно улучшилась. Во многом улучшение состояния окружающей среды связано также с воссоединением Германии – весь комплекс химической и тяжелой промышленности бывшей ГДР был заменен более экологичным производством.

Глобальные масштабы экологического вопроса

В немецком обществе, как и среди  немецких политических партий, по поводу защиты окружающей достигнут полный консенсус. Так все политические партии, имеющие вес на федеральном уровне, провозглашают в своих программах защиту окружающей среды, хотя в отношении решающих моментов, как, например, использование атомной энергии, между партиями возникают с трудом разрешимые разногласия.

На международном уровне Германия принадлежит к числу  ведущих стран – и это касается не только развития экологичных технологий. В рамках Европейского союза, а также в рамках таких международных организаций по охране окружающей среды, как Киотский протокол, направленный на снижение выбросов парниковых газов, ФРГ является одной из главных движущих сил. В повседневной жизни у немцев тоже есть чему поучиться, например, сортировке мусора. Однако перед Германией по-прежнему стоит проблема защиты видов и неконтролируемого роста населенных пунктов.

И все же одной из важнейших  трудностей является отягощение атмосферы  так называемыми парниковыми  газами, которые считают причиной изменения климата. Именно изменение  климата планеты делает очевидными глобальные масштабы экологического вопроса: как нам выжить и что нам  для этого нужно делать? И вопрос этот, в отличие от тех, что мучили прежние поколения, относится не столько к отдельным национальным государствам, сколько ко всем государствам одновременно и ко всей мировой общественности.


Информация о работе Экология Германии