Экология Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:26, реферат

Описание работы

Население ФРГ относится к «золотому миллиарду» высокоразвитых стран, и средний немец потребляет несравненно больше, чем житель развивающихся стран: энергии в 20 раз больше индуса, стали в 100 раз больше филиппинца, алюминия в 15 раз больше жителя Аргентины. И все это на очень ограниченной территории – если сравнить с нашими масштабами, то вся ФРГ равна пяти Санкт-Петербургским областям.
На этой относительно небольшой площади сосредоточен исключительно мощный и концентрированный потенциал самых загрязняющих отраслей: угледобычи, черной металлургии, большой химии. На территории ФРГ 19 действующих АЭС, ее пронизывает самая густая сеть автострад.

Файлы: 1 файл

Реферат Экология Германии.docx

— 194.25 Кб (Скачать файл)

Федеральный Лесной закон был разработан еще в 1991 году, но в 2008 он подвергся  изменениям. Данный закон регулирует в содействии с региональными  лесными законами обязанности для  всех владельцев леса на вырубаемых и  малолесных территориях в определенные сроки осуществлять посадки леса до тех пор, пока не будет осуществлено естественное лесовозобновление в полной мере[iii].

Существует целый ряд законодательных  актов, регулирующих другие сферы деятельности в лесном хозяйстве и лесной промышленности: Закон о лесных посевах; Закон  о лесных повреждениях и балансе; Закон, регулирующий сбыт древесины; Закон, регулирующий охоту в федеральных землях и др. Наряду с существующими законами действует множество инструкций и предписаний. Для выполнения государственных функций создаются государственные структуры для управления лесами. На уровне республики все функции управления лесами осуществляет Федеральное министерство лесного хозяйства Германии. Все другие хозяйственные функции выполняются владельцами леса, в том числе государством как собственником лесов[iv].

Еще одним приоритетным направлением экологической политики является Водная политика. Закон о воде является старейшим в экологическом праве. Бавария была инициатором и разработчиком первых трёх законов ещё в 1852 году: законов о водопользовании, ирригации и дренажа предприятий, а также береговой защиты и защиты от наводнений. Вскоре после основания Германской империи в 1871 году, были попытки объединить законы в единое целое. Но это было сделано только в 1960 году, когда вступил в силу  федеральный закон об охране водных ресурсов[v], который подвергся изменениям в 2009 году.

В Германии охрана водоемов является примером успешной реализации экологической  политики. Экономическое развитие, начавшееся после второй мировой  войны, привело быстро к превышению предельных границ загрязнения водоемов. Карл-Ульрих Рудольф, профессор, доктор инженерных и доктор экономических  наук в своей работе «Водный сектор Германии. Методы и опыт» приводит пример реализации экологической политики Германии. Рур: если, с одной стороны, от него идет название огромной промышленно  развитой области, то, с другой стороны, это первый бассейн реки в Германии, включенный в хозяйственную деятельность. Примером успешного международного сотрудничества является Рейн, который  из клоаки Европы стал рекой, в которую  вернулся лосось. Особыми задачами в развитии водного хозяйства  были санирование и создание современной  системы водоснабжения и водоотведения  в новых федеральных землях после  воссоединения. Все эти успехи не должны, однако, вводить в заблуждение  по поводу того, что водохозяйственные  проблемы в Германии уже решены. Огромное значение имеет необходимость  переориентации сельского хозяйства  на экологически безопасные способы  ведения хозяйства. Они позволят и дальше снижать загрязнение  водоемов.

Организация и развитие водоснабжения  и водоотведения относятся к  традиционным обязательным задачам органов местного самоуправления, в рамках земельных законов о воде. Для покрытия возникающих при этом издержек органы местного самоуправления получают от потребителей отчисления (взносы и плату). Будучи собственниками небольших водоемов, они призваны заботиться об их содержании. Для этого и существуют многочисленные законы и постановления. Законы о воде - это дело федеральных земель, причем рамки законодательства определяются федеральной структурой, и распределение задач идет на федеральном уровне. При этом подлежат выполнению и требования Европейского Союза. По мнению Карла-Ульриха Рудольфа, сегодня Германия является в Европе и во всем мире одной из самых развитых стран в области водной техники и управления водным хозяйством. Это касается не только тщательной охраны водоемов, например, благодаря хорошо оборудованным очистным сооружениям с высоким уровнем подключения потребителей к канализационной сети, но и экономного потребления питьевой воды[vi].

Еще одним направлением является сохранение биологического разнообразия. Почти через 20 лет после Всемирной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, задачи по сохранению и восстановлению биоразнообразия ещё не выполнены. Как и прежде, сокращается разнообразие диких видов, мест обитания и генетического разнообразия, которое имеет важное значение для адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды.  Пояснение: Каждый год площадь лесов уменьшается на 13 миллионов гектаров, что эквивалентно территории с размером Греции. Коралловые рифы Карибского бассейна были уничтожены до 80 %, 35% мангровых лесов были уничтожены в течение последних 20 лет. А в Германии  72% всех мест обитания находятся под угрозой исчезновения[vii].

В центре политики федерального правительства  по защите природы  стоит сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, которое включает в себя жизненное пространство, виды и генетическое многообразие внутри этих видов.  Для этого в Германии создаются заповедные зоны или национальные парки, которые служат делу сохранения природного многообразия редких видов растений и животных и имеют большое значение для биологического разнообразия. В Германии насчитывается 14 национальных парков[viii].

Создаются так называемые красные  листы (Rote Liste), куда на сегодняшний день внесены более 110 видов редких птиц и животных (42%) находящихся под угрозой исчезновения. Вопрос биологического разнообразия тесно связан с изменением климата и охраной природы в целом.  Как на федеральном, так и на общеевропейском уровне разрабатываются многочисленные программы[ix].

Следующее направление является не приоритетным, но занимает определенное место в экологической политике: Муниципальная Транспортная политика УНГ. Транспортная политика Германии определяется целым комплексом общегосударственных документов: концепцией, стратегическими (до 10 лет), тактическими (5 лет) и оперативными (до 1 года) планами, которые включают национальные планы развития, как отдельных отраслей транспорта, так и транспортной инфраструктуры. Основным планом реализации транспортной политики является "План развития инфраструктуры транспорта объединенной Германии до 2010 года".

Основными стратегическими приоритетами развития транспортной системы Германии являются:

  • разработка общих концептуальных подходов к личному транспорту, не вредящему окружающей среде;
  • обеспечение на законодательном уровне защиты от транспортного шума;
  • повышение безопасности транспорта за счет предоставления в городах и в поселках больше территории для пешеходов и велосипедистов, а также снижения допустимой скорости в закрытой местности;

Самым развивающимся и перспективным  направлением на современном этапе  является развитие экологически безопасной  энергетики. Поддержка развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) была начата еще в начале 90-х годов. В 1991 году вступил в силу закон «О подаче электроэнергии из возобновляемых источников энергии», который в 2000 году был заменен законом «О приоритете возобновляемых источников энергии». Фундаментом обоих законодательных актов является принцип обязательной оплаты электричества, произведенного на основе возобновляемых источников энергии.

По словам посла Германии в РФ Вальтер Юрген Шмида: «Именно. Вступление в силу обоих законов привело  к тому, что использование возобновляемых источников энергии в Германии стремительно возросло»[x]. Их доля в общем использовании  электроэнергии выросла с 3% в 1991 году до 6% в 2000 году и до 15% в 2008 году. При  этом фотовольтаические, гидроэнергетические, геотермальные и ветровые установки, а также установки по переработке биомассы в 2008 году сэкономили около 53 млн. тонн выбросов углекислого газа. Все ВИЭ получают господдержку, благодаря законодателям.

Федеральное правительство поставило  перед собой цель: к 2020 году производить  минимум 30% электричества из возобновляемых источников энергии. А дальше - последовательно  повышать их долю[xi].

В Германии также используется целый  ряд дополнительных стимулов для  использования «зеленой» энергии. В их числе целевые программы  экономического содействия вводу на рынок исследований и разработок в области альтернативной энергетики, а также многочисленные акции  федеральных земель и муниципалитетов. Так, например, в Баварии существует специальная программа стоимостью 150 млн. евро для энергетического санирования государственных зданий. Кроме того, Бавария усиленно поддерживает информационные и консультационные предложения, а также концепции экономии энергии муниципалитетов и предприятий. Например, города и муниципальные образования должны переоборудовать системы уличного освещения и светофоры на основе энергосберегающих технологий[xii].

Политика переработки  отходов (Leitgesetz). Объединение Германии потребовало решения многих проблем, в том числе и по переработке вторичного сырья. К этому моменту ежегодно на территории страны образовывалось до 17 млн. тонн отходов, две трети которых составляла всевозможная упаковка. Сложившуюся ситуацию, по словам Вереде, характеризовали как «мусорный инфаркт»[xiii]. 

В 1990 году была введена дуальная система (DSD - Dual System Deuchland), которая является частной компанией. Дуальная система означает, что весь мусор делится на две группы: первая - мусор, который можно сортировать по виду материалов, из которых он сделан и для его сбора устанавливаются специальные баки. Вторую группу составляет мусор, не подлежащий сортировке (например, "тетрапаки" и другие материалы многокомпонентного состава). Предприятия, которые производят упаковки, должны приобрести лицензию для размещения знака "Зеленая точка" (две замкнутые в кольцо стрелки и надпись "Der grune punkt") на упаковке. Кроме этого, предприятия платят DSD деньги для переработки упаковок (например, за каждую пластиковую баночку из-под йогурта - 2 пфеннига).

Сейчас разрешается, чтобы на свалки попадали только те отходы, которые  содержат сухого вещества не больше 5 %. Это создает условия для предпочтения сжигания. В федеральном министерстве окружающей среды произошла смена  в прошлом году, и есть надежда, что будут разработаны новые  критерии, учитывающие и сжигание, и захоронение. Сейчас в Германии довольно много мусоросжигателей. И лет 5 назад было запланировано строительство 40 новых. К счастью, часть из них не была построена, когда городским властям удавалось препятствовать таким планам. Сейчас установлены жесткие нормы на выброс загрязняющих веществ, в том числе фуранов и диоксинов, так что многим мусоросжигателям пришлось усовершенствовать свои установки, чтобы соответствовать разрешенным нормам[xiv].

Для повышения экологического самосознания населения Германия способствует развитию политики в области туризма, спорта и здравоохранения. Достопримечательности разнообразные природные и культурные ландшафты, разнообразные развлекательные мероприятия, экотуризм способствует психическому и физическому благополучию и помогает справиться со стрессом. Федеральное министерство по защите окружающей среды имеет ряд проектов экологически чистого использование природы и ландшафтов для отдыха, туризма и здравоохранения[xv].

 

            Несмотря  на то, что ФРГ была одной  из самых из самых загрязненных  стран мира в 60 - 70х гг. Рейн  называли «сточной канавой Европы»,  а кислотные дожди сделали  больными около 40% лесов страны. В ГДР положение было еще  сложнее - больше 70% энергии здесь  производилось из бурого угля - самого грязного вида топлива.  На сегодняшний день ситуация  изменилась к лучшему благодаря  тщательно разработанной законодательной  базе. Под давлением «зеленых»  были приняты очень серьезные  меры для экологического оздоровления  страны. На охрану окружающей  среды тратятся огромные средства - 40 млрд. марок в год. По доле  в ВСП это равно 1,75%, гораздо  больше, чем в США (1,3%) или в  «образцовой» Японии (немногим более  1%).

Затраты принесли свои плоды: очистился  Рейн - в нем можно ловить рыбу, перестал нависать смог над угольно-металлургическим Руром, чище стал воздух в других городах. По некоторым важным показателям  Германия стала лидером, а по вторичному использованию сырья она достигла рекордных результатов.

В 2000 году правительство Германии под давлением партии «зеленых»  приняло решение постепенно отказаться от использования энергии атома. В результате два (самых старых и  маломощных) уже прекратили свою работу, а до 2020 года намечается остановить и все остальные.

Иностранцу могут показаться чрезмерными  экологические «строгости» повседневной жизни немцев - так, стеклотару они  строго сбрасывают в несколько контейнеров: зеленые бутылки - в один особый, светлые в другой и т.д., и к  этому уже привыкли все.

Германия ставит перед собой  задачу не останавливаться на достигнутом, а улучшить дело в ближайшие годы.

 

[i] Gesetz über Naturschutz und Landschaftspflege 2009 (Bundesnaturschutzgesetz - BNatSchG) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - 2010. - Режим доступа : http://www.bundesrecht.juris.de/bnatschg_2009/BJNR254210009.html.

[ii] Gesetz zum Schutz vor schädlichen Bodenveränderungen und zur Sanierung von Altlasten (Bundes-Bodenschutzgesetz - BBodSchG) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - 2010. - Режим доступа :  http://bundesrecht.juris.de/bbodschg/

[iii]  Bundesgesetz über den Wald (Waldgesetz, WaG) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - 2010. - Режим доступа :  http://www.admin.ch/ch/d/sr/9/921.0.de.pdf

[iv] Моисеева Е.Е. Государственное управление лесным хозяйством германии [Электронный ресурс] / Е.Е. Моисеева. - 2006. - Режим доступа : http://science-bsea.bgita.ru/2006/les_2006/moiseeva_gosud.htm

[v] Gesetz zur Ordnung des Wasserhaushalts (Wasserhaushaltsgesetz - WHG) [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - 2009. - Режим доступа : http://bundesrecht.juris.de/whg_2009/

[vi]  Рудольф К.У. Водный сектор в Германи.Методы и опыт [Электронный ресурс] / К.У. Рудольф. - 2001. - Режим доступа : http://www.umweltdaten.de/publikationen/fpdf-l/2754.pdf

[vii]  Вставить ссылку на статистику

[viii] Haan. Biologische Vielfalt - Gefährdungen und Schutz [Электронный ресурс] / Gerhard de Haan. - 2009. - Режим доступа : http://www.institutfutur.de/transfer-21/daten/materialien/tamaki/t5_biodiversity.pdf

[ix] Bericht der Bundesregierung zur Lage der Natur 2008 [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.bmu.de/40622.

[x] [x]  Интервью с послом Германии в РФ Вальтер Юрген Шмидом [Электронный ресурс] / А. Давыдова; Журнал Экология и право / офиц. сайт.  - 2010. - Режим доступа : http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2010/zelenye-prioritety-germanii?. - 7.11.2010.

[xi] Еременко А. Энергетическая политика Германии: ставка на эффективность и увеличение использования возобновляемых источников энергии [Электронный ресурс] / А. Еременко; Зеркало недели №16. - апрель 2007. - Режим доступа: http://www.zn.ua/2000/2229/56550/#comments

[xii] Интервью с послом Германии в РФ Вальтер Юрген Шмидом [Электронный ресурс] / А. Давыдова; Журнал Экология и право / офиц. сайт.  - 2010. - Режим доступа : http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2010/zelenye-prioritety-germanii?.

Информация о работе Экология Германии