Экологическое право: экологическая экспертиза и ее значение для обеспечения экологической экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза, проводимая в стране более десяти лет. « Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель — предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г .

Содержание работы

1.
Понятие и цели экологической экспертизы…………………………….
2
2.
Принципы экологической экспертизы………………………………….
2
3.
Субъекты и объекты экологической экспертизы………………………
4
4.
Организация и проведение экологической экспертизы……………….
6
5.
Общественная экспертиза……………………………………………….
9
6.
Финансирование экологической экспертизы……………………..........
10
7.
Полномочия граждан…………………………………………………….
11
8.
Компетенция органов государства и местного самоуправления…………………………………………………………..

12
9.
Обязанности и права участников экспертизы и их ответственность………………………………………………………..…

14
10.
Ответственность в области экологической экспертизы……………….
15
11.
Заключение…………………………………………………………….....
17
12.
Список используемой литературы……………………………………...
17

Файлы: 1 файл

основная экология.docx

— 46.19 Кб (Скачать файл)

К ведению субъекта Российской Федерации относится делегирование  экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий, информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах.

Специально уполномоченные государственные органы в области  экологической экспертизы:

- получают бесплатно от государственных органов независимо от их принадлежности информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы, имеют доступ к находящейся в их распоряжении базе данных о состоянии окружающей среды и возможных последствиях негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности;

- направляют в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной Экологической экспертизы;

- предварительно информируют органы государственной власти и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов;

- организуют информационное обеспечение государственной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, о реализации объектов экологической экспертизы и о негативном воздействии намечаемой деятельности на окружающую среду;

- предоставляют для ознакомления общественным объединениям, осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению экологической экспертизы;

- направляют органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, представившим аргументированные предложения, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной экологической экспертизы, информацию о заключении государственной экологической экспертизы;

- предоставляют средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.

Территориальные органы Госкомэкологии РФ обязаны своевременно информировать  органы прокуратуры о нарушении  законодательства Российской Федерации, и законодательства субъектов Российской Федерации, готовить и направлять другим правоохранительным органам соответствующие материалы по вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении нарушений законодательства Российской Федерации об Экологической экспертизе.

Ближе всех к населению  находятся органы местного самоуправления, которые в рассматриваемой области  могут:

- делегировать своих экспертов в качестве наблюдателей на заседания экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, причем не только по объектам, расположенным на своей территории, но и в случаях возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

- организовывать общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

- организовывать по требованию населения общественную экологическую экспертизу;

- информировать органы прокуратуры, территориальные специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, органы государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Для того чтобы быть в  состоянии реализовать эти полномочия, органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения экологической экспертизы

9.Обязанности и права участников экспертизы и их ответственность

 

В обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической  экспертизе, входят:

- оплата проведения государственной экологической экспертизы;

- передача государственным органам экспертизы и общественным объединениям, организующим проведение экспертизы, необходимых материалов, сведений, расчетов дополнительных разработок относительно объекта экспертизы;

- осуществление намечаемой деятельности исключительно в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Не следует смешивать  государственную и общественную экологическую экспертизы с иными смежными мероприятиями, не обладающими описанными правовыми статусами: экологическими исследованиями, научными оценками и т. п., имеющими нередко те же цели, но не обеспечиваемыми соответствующими нормами права.      

К теме имеют отношение  следующие положения о порядке  проведения экологической экспертизы и правах и обязанностях ее участников:         

- эксперт государственной экологической экспертизы обязан участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет заключения общественной экспертизы, а также поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам экспортируемой деятельности; имеет право заявлять о необходимости представления заказчиком на экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов, формулировать свое особое мнение по объекту экологической экспертизы;

- заключение государственной экологической экспертизы есть документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии;

- утверждение заключения экспертной комиссии специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы означает подтверждение последним соответствия порядка проведения экспертизы требованиям законов Российской Федерации и законов ее субъектов.

Законом РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991г. предусматривается обязанность государства гарантировать экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей среды.

 

 

10.Ответственность в области экологической экспертизы

 

Согласно ст. 84 Закона РФ от 19 декабря 1991 г ., должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений, в несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане —до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица — до двадцатикратного размера минимальной заработной платы, юридические лица — до 500 тыс. руб.).

Законом РФ об экологической  экспертизе от 23 ноября 1995 г . предусматривается  большое количество новелл, обеспечивающих участие общественности в организации и проведении экологической экспертизы, защиту прав граждан. Значительное внимание уделяется ответственности за нарушения законодательства как одному из средств гарантий прав граждан на участие в экологической экспертизе, на надлежащую окружающую среду.

Правонарушениями заказчика  и заинтересованных лиц (с 30 ноября 1995г.) считаются фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения; принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения; создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; уклонение от представления государственным органам экспертизы и общественным объединениям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных; осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Нарушениями руководителей  государственных органов экспертизы и экспертных комиссий признаются необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной экспортируемой деятельности; нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком средств на проведение государственной экологической экспертизы.

Руководители и члены  экспертной комиссии несут ответственность за фальсификацию выводов заключения экологической экспертизы, за сокрытие от органов государственной экологической экспертизы или от общественного объединения, организующих проведение экологической экспертизы, сведений, отражающих заинтересованность в результатах экспертизы: так, экспертом не может быть представитель заказчика или разработчика; гражданин, состоящий в трудовых или договорных отношениях с ними; представитель юридического лица, состоящего с заказчиком или разработчиком объекта экологической экспертизы в договорных отношениях.

Нарушениями законодательства должностными лицами государственных  органов исполнительной власти и  органов федерального надзора и  контроля, а также органов местного самоуправления считаются выдача разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности без положительного заключения государственной экологической экспертизы; организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными объединениями; прямое или косвенное вмешательство в работу государственных органов экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов в целях оказания влияния на ход и результаты проведения экологической экспертизы; незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Гражданско-правовая, материальная, административная и уголовная ответственность  за указанные виды правонарушений, наступает соответственно на основании  гражданского, трудового законодательства КоАП РСФСР, УК РФ. Законодательством Российской Федерации и ее субъектов могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Заключение.

 

Современная экология тесно  связана с политикой, экономикой, правом (включая международное право), психологией и педагогикой, так  как только в союзе с ними возможно преодолеть технократическую парадигму  мышления и выработать новый этап экологического сознания, коренным образом  меняющий поведение людей по отношению  к природе.

Остановить стихийное  развитие событий помогут  лишь знания о том, как ими управлять, и  в случае с экологией эти знания должны «овладеть массами», по крайней  мере большей частью общества, что  возможно лишь через всеобщее экологическое  образование людей, начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     12.Список используемой литературы:

 

1. Федеральный Закон №  2060-1 «Об охране окружающей природной  среды» от 19.12.91 г.

2. Федеральный закон №  174 «Об экологической экспертизе»  от 23.11.95

3. Петров В.В. «Экологическое  право России»

4. Бринчук «Экологическое  право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экологическое право: экологическая экспертиза и ее значение для обеспечения экологической экспертизы