Экологическое право: экологическая экспертиза и ее значение для обеспечения экологической экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза, проводимая в стране более десяти лет. « Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель — предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г .

Содержание работы

1.
Понятие и цели экологической экспертизы…………………………….
2
2.
Принципы экологической экспертизы………………………………….
2
3.
Субъекты и объекты экологической экспертизы………………………
4
4.
Организация и проведение экологической экспертизы……………….
6
5.
Общественная экспертиза……………………………………………….
9
6.
Финансирование экологической экспертизы……………………..........
10
7.
Полномочия граждан…………………………………………………….
11
8.
Компетенция органов государства и местного самоуправления…………………………………………………………..

12
9.
Обязанности и права участников экспертизы и их ответственность………………………………………………………..…

14
10.
Ответственность в области экологической экспертизы……………….
15
11.
Заключение…………………………………………………………….....
17
12.
Список используемой литературы……………………………………...
17

Файлы: 1 файл

основная экология.docx

— 46.19 Кб (Скачать файл)

В зависимости от объема и характера экспертной деятельности проведение экспертизы поручается экспертной комиссии, состав которой утверждается приказом по Минприроды или научно-исследовательскому учреждению (в том числе высшему учебному заведению по профилю). Экспертиза может быть поручена и отдельному специалисту, если это вытекает из объема и качества выполняемой работы.

В составе представляемых на экспертизу материалов должны быть: оценка воздействия на окружающую среду  намечаемой деятельности (ОВОС); положительные  заключения и согласования органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления; материалы обсуждений объекта с гражданами и общественными объединениями.

Оплата экспертизы осуществляется со стороны заказчиков документации. Срок экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать шести месяцев.

Применительно к заказчику  закон говорит о его праве  проведения экспертизы и обязанности ее организации. Министерство и его территориальные органы и подразделений призваны заниматься организацией экспертизы, проведение же ее ложится на специалистов — ученых и практиков, не связанных с управленческой деятельностью.

Что касается общественной либо научной экспертизы, то их организация  и проведение не требует каких-либо особых установлений. Такого рода экспертные проверки проводятся по инициативе общественных объединений, институтов, отдельных кафедр или ученых.

Организация и проведение различных экспертиз:

Государственная экологическая  экспертиза назначается специально уполномоченным органом государства  в области охраны окружающей природной  среды. Ее выводы обладают силой надведомственного  документа, обязательного к исполнению.

Ведомственная экологическая  экспертиза проводится по приказу соответствующего министерства, ведомства. Ее результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая  экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключения имеют значение рекомендаций.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или  по инициативе научных коллективов  и отдельных ученых.

Основная задача экспертной комиссии состоит в сборе, обобщении  и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление подобного  рода экологической информации вменяется в обязанность потребителя. Что касается экологически особо опасных видов хозяйственной деятельности, на ее экспертизу должны быть представлены материалы, которые в пакете называются Заявлением об экологических последствиях,

Заявление — документ о  гарантиях выполнения мер по обеспечению экологической безопасности. В этом документе должны быть обязательно отражены два обстоятельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степени экологического риска; и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроизводству окружающей природной среды. Задача экспертов состоит в проверке правильности и научной обоснованности содержания данного документа.

Предварительное заключение экспертной комиссии, подготовленное и подписанное комиссией, доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 41) допускает в необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, принимать решение по результатам обсуждения или референдума.

Заключение экспертной комиссии по экологической экспертизе утверждается руководителем компетентного государственного органа специальной компетенции — министром, заместителем министра по охране окружающей среды и природных ресурсов, председателем комитета, его заместителем края, области, города, района. Член экспертной комиссии, не согласный с общей оценкой, как обычно в таких случаях, излагает собственное мнение. С утверждением заключения экспертной комиссии выводы экологической экспертизы приобретают юридическую силу. Они становятся обязательными для всех участников экологических отношений.

Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой  в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, народный или арбитражный суд. Административный орган, согласившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную экологическую экспертизу. Народный или арбитражный суд по иску заинтересованной стороны вправе признать заключение экологической экспертизы недействительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства о порядке назначения и проведения государственной экологической экспертизы. По тем же основаниям прокурор в суде или арбитражном суде выражает администрации, принявшей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической экспертизе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Общественная экспертиза

 

«Общественная экологическая  экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также  по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых  в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и  проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в  порядке, установленном законодательством  Российской Федерации».

В соответствии со ст. 22 Закона от 23 ноября 1995 г . общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. Это означает, что она может проводиться до, после государственной экологической экспертизы либо одновременно с ней.

Общественные объединения, осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:

получать от заказчика  документацию, подлежащую экологической экспертизе, предусмотренную законом;

знакомиться с нормативно-технической  документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Это тем более важно, что, согласно ст. 39 Закона РФ от 19 декабря 1991г., общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г. предусматриваются условия проведения общественной экологической экспертизы:

государственная регистрация  заявления общественных объединений  о проведении экологической экспертизы;

порядок и сроки этой регистрации  органами местного самоуправления;

форма и содержание заявления  о проведении экологической экспертизы;

обязанность общественных объединений, организующих экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения;

исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэкологии и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о  реализации объектов экологической  экспертизы, органам местного самоуправления, может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение может публиковаться в средствах массовой информации.

В случае придания юридической  силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность заключений в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголовным законодательством: Законом РФ от 19 декабря 1991 г. и Законом от 23 ноября 1995 г. предусматриваются конкретные правонарушения в области экологической экспертизы. 

 

6.Финансирование экологической экспертизы

 

1. Финансирование государственной  экологической экспертизы объектов  государственной экологической  экспертизы, в том числе ее  повторное проведение, осуществляется  за счет средств заказчика  документации, подлежащей государственной  экологической экспертизе, в полном  соответствии со сметой расходов  на проведение государственной  экологической экспертизы, определяемой  осуществляющим экологическую экспертизу  специально уполномоченным государственным  органом в области экологической  экспертизы в соответствии с  порядком, установленным федеральным  специально уполномоченным государственным  органом в области экологической  экспертизы.

2. Финансовые средства  на осуществление государственной  экологической экспертизы объектов  государственной экологической  экспертизы перечисляются заказчиком  документации, подлежащей государственной  экологической экспертизе, в том  числе органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  представляющими в соответствии  с настоящим Федеральным законом  материалы на государственную  экологическую экспертизу, на специальный  субсчет специально уполномоченного  государственного органа в области  экологической экспертизы.

3. Перечисленные заказчиком  финансовые средства расходуются  исключительно на проведение  государственной экологической  экспертизы. Специально уполномоченный  государственный орган в области  экологической экспертизы несет  ответственность за целевое использование  этих средств.

4. Использование финансовых  средств на проведение государственной  экологической экспертизы осуществляется  в порядке, утвержденном Правительством  Российской Федерации и органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основе предложений специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы.

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых  добровольных денежных взносов граждан  и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

7.Полномочия граждан

 

Полномочия граждан и  общественных объединений при проведении государственной экологической  экспертизы предусматриваются Законом РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. и Федеральным законом об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г .

Граждане и общественные объединения имеют право:

- выдвигать предложения о проведении в соответствии с законодательством государственной и общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

- направлять в письменной форме аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- получать от органов, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения (ст. 3 и 19 Закона от 23 ноября 1995 г .);

- обжаловать выводы экспертной комиссии в суд или арбитражный суд (ст. 38 Закона от 19 декабря 1991 г .).

Кроме того, общественные объединения  вправе:

- требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

- рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов (ст. 13 Закона от 19 декабря 1991 г .).

К проведению государственной  экологической экспертизы имеют отношение некоторые более общие экологические права, а именно:

- требовать от соответствующих органов представления своевременной, полноценной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

- предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного, экологическими правонарушениями;

- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, Эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности (ст. 12 и 13 Закона от 19 декабря 1991 г .).

 

 

 

 

8.Компетенция органов государства и местного самоуправления

 

Учитывая значение и место  экологической экспертизы в защите окружающей среды, целесообразно остановиться на процедурных правилах ее проведения. Имеют значение и некоторые компетенционные нормы, показывающие, кто за что должен отвечать. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законов, а также прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы (ст. 5 Закона от 23 ноября 1995г.).

Информация о работе Экологическое право: экологическая экспертиза и ее значение для обеспечения экологической экспертизы