Экологическое образование в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:40, лекция

Описание работы

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов.— Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в курсе лекций Н.А. Рыжовой.

Файлы: 1 файл

Экологическое образование в детском саду.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

 

Системность. В некоторых  дошкольных учреждениях работа по экологическому образованию проводится нерегулярно, а деятельность детей не связана  между собой. Наиболее эффективным  представляется формирование у ребенка  системы знаний и организация  системы различных видов детской  деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее  формирующееся представление или  понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом. Как и в дошкольной педагогике в целом, в экологическом образовании  принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так  как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы  и социальные взаимосвязи. В стихийном  опыте детей уже имеются разрозненные представления о животных, растениях, в меньшей степени — о неживой  природе.

 

Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность  всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа — вуз — повышение квалификации специалистов — население. Принцип преемственности предполагает, что содержание экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования. Так, необходимо соблюдать преемственность в работе детского сада и начальной школы, дошкольных учреждений и педагогических колледжей, вузов, готовящих будущих специалистов. С аналогичных позиций необходимо рассматривать и переподготовку кадров дошкольного образования на различных курсах повышения квалификации. Однако в настоящее время преобладают двухуровневые связи: «детский сад — начальная школа», «детский сад — педколледж», «детский сад — педвуз». Наш анализ многочисленных экологизированных программ для начальной школы показывает, что их авторы практически не учитывают возможности дошкольных учреждений, происходит недооценка как возрастных возможностей ребенка-дошкольника, так и современного состояния дошкольного экологического образования. Большинство школ слабо связано с детскими садами. Исключение составляют лишь учебно-воспитательные комплексы, создающие оптимальные условия для реализации принципа преемственности. Практически все работники дошкольных учреждений называют проблему преемственности детского сада и начальной школы одной из главных и нерешенных проблем педагогики.

 

Проблема преемственности  в содержании экологического образования  дошкольников и учеников начальной  школы заключается в упорядоченности, отборе основных компонентов этого  содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.

Различные направления экологии в содержании экологического образования

 

Существуют различные  взгляды на количество и содержание отдельных ветвей современной экологии. Нам кажется, что для дошкольного  уровня достаточно выделить всего несколько  крупных направлений. Вслед за Н.М. Черновой мы выделяем три таких направления: биоэкология (классическая экология), социальная экология (в том числе и экология человека) и прикладная экология (охрана природы). Все эти направления должны быть в той или иной степени отражены и в содержании экологического образования дошкольников как первой ступени единой непрерывной системы экологического образования. Конечно, такое разделение в определенной степени условно, так как многие проблемы являются актуальными для нескольких разделов одновременно. Аспекты всех трех направлений связаны между собой, но начальный этап экологического образования — первое знакомство с некоторыми биоэкологическими знаниями.

 

В содержании многих программ и методических разработок преобладают  знания биоэкологии: о живом организме, о связях «организм — среда, экосистема». Бывает и так, что разработки воспитателей ограничиваются природоохранными темами. Как показывает сделанный нами анализ литературных источников, а также материалов, присылаемых на различные конкурсы по экологическому образованию, особо популярны среди дошкольных педагогов темы, связанные с охраной редких растений и животных, Красными книгами, заповедниками. Среди них есть очень интересные разработки. В то же время детям нередко предлагается запомнить довольно большое количество названий живых организмов, которых они никогда не видели и, вполне вероятно, не увидят в дальнейшем. То есть отбор знаний в этом случае, скорее, способствует механическому воспроизведению полученной ребенком информации, но никоим образом не затрагивает его эмоциональную сферу, не формирует мотивацию к деятельности (поскольку редкие животные и растения ребенок защитить не может) и представления о причинах их исчезновения. При таком подходе педагог делает акцент на необходимости охраны видов из региональных или российской Красных книг, не обращая особого внимания на обитающие рядом с ребенком живые организмы. В то же время формирование чувства ответственности у дошкольника должно строиться прежде всего на информации об окружающих, доступных и знакомых для него объектах. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируется в деятельность ребенка. При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать не на знакомстве с отдельными видами редких животных и растений, а на ознакомлении с причинами их исчезновения и формированием у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы (в том числе и живой), эмоционального отношения к объектам именно ближайшего окружения.

 

Следовательно, природоохранные  знания тесно связаны со знаниями биоэкологии и должны трансформироваться в поведенческие установки и отношение к природе.

 

Включение в содержание ряда проблем социальной экологии способствует осознанию ребенком своего места  в окружающем мире, выработке навыков  экологически грамотного поведения. Ребенок  знакомится с некоторыми последствиями  экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в  своем городе, поселке, в доме. В  настоящее время вопросам экологической  безопасности в образовательных  программах для дошкольников уделяется  недостаточно внимания, в то время  как другие вопросы безопасности, например правила поведения на автодорогах, активно изучаются. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и т.п.

Вопросы и задания к  лекции:

 

1. Дайте определение экологии.

2. Какие современные направления  экологии вы знаете?

3. Чем биосфера отличается  от ноосферы?

4. Определите цель и  задачи экологического образования  дошкольников.

5. Проанализируйте собственные  разработки, занятия с точки зрения  их соответствия идеям устойчивого  развития и задачам экологического  образования. 

6. Перечислите принципы  отбора содержания экологического  образования. Каким из них вы  следуете в своей работе?


Информация о работе Экологическое образование в детском саду