Экологическое образование в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:40, лекция

Описание работы

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов.— Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в курсе лекций Н.А. Рыжовой.

Файлы: 1 файл

Экологическое образование в детском саду.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Н.А.РЫЖОВА

Экологическое образование  в детском саду

Экологическое образование  уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов  возникает множество вопросов.—  Как создать эффективную систему  экологического образования в детском  саду, основанную на интегрированном  подходе? — Как сделать так, чтобы  идеи экологического образования реализовывались  через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в  курсе лекций Н.А. Рыжовой. Цель курса  — дать слушателям основы современного экологического образования дошкольников и практические рекомендации: как  создать развивающую среду (экологическую  комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному  учреждению нужен «Экологический паспорт».

 Курс лекций будет  интересен не только руководителям,  воспитателям дошкольных учреждений  и УВК, но и педагогам по  изодеятельности, инструкторам по физической культуре, музыкальным руководителям и другим специалистам ДОУ, а также сотрудникам управлений образований, педагогам учреждений дополнительного образования (экологических и биологических центров, домов детского творчества и т.п.).

Учебный план курса «Экологическое образование в детском саду»

 

 

Лекция № 1

Содержание экологического образования дошкольников

Литература

 

1. Рыжова Н.А. Экологическое  образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

 

2. Зверев И.Д. Экологическое  образование и воспитание: узловые  вопросы. Экологическое образование:  концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.

 

3. Рыжова Н.А. О проекте  «Национальной стратегии экологического  образования в Российской федерации.  Дошкольное воспитание № 6, 2001.

 

4. Ягодин Г.А. Воспитать  гражданина планеты. Обруч №  2, 1997.

 

5. Проблемы и перспективы  экологического воспитания в  дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 1998.

 

6. Рыжова Н.А. О программах  экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.

 

Еще лет двадцать назад  об экологии и экологическом образовании  дошкольников речь не шла. В настоящее  же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически  все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские  конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются  в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились  педагоги-экологи. Казалось бы, все  прекрасно. Однако опыт показывает, что  далеко не все проблемы в этой области  пока решены. Существуют разночтения  в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание (образование)», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования. Например, иногда детские сады идут по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, по воспитанию нравственных качеств  ребенка в «экологические». Чем  же обусловлена такая ситуация? Проведите  эксперимент в своем коллективе (конечно, эксперимент не отражает всю  сложность проблемы, но заставляет задуматься). Раздайте каждому педагогу небольшие квадраты бумаги. Предложите закрыть глаза и, следуя вашим  указаниям, выполнить следующие  действия (задавать вопросы при этом нельзя):

 

1. Сложить лист пополам  и оторвать у него левый  верхний угол.

 

2. Еще раз сложить пополам  и оторвать правый нижний угол.

 

3. Еще раз согнуть пополам  и оторвать левый нижний угол.

 

После выполнения всех действий участники эксперимента откроют  глаза, развернут листы бумаги и  сравнят их. Что получилось? У  кого-то в середине листа оказалось  одно отверстие, у кого-то два, а у  кого-то вообще ни одного. Отличаются листы  и по форме. Обсудите, почему так  произошло? Ведь все педагоги слышали  одинаковый текст, но результат их действий оказался различным. В конце концов вы придете к выводу, что у вас не было предварительной договоренности, как именно сгибать лист, как его поворачивать и т.п., то есть фактически вы не договорились о понимании выражений, терминов. Способствовал непониманию и запрет на вопросы. Вот так же мы иногда не понимаем друг друга, хотя все с воодушевлением говорим об экологии и экологическом образовании. Что такое «экология души»? Или «экология литературы»? Красиво, но не очень понятно. Поэтому перед тем, как говорить об организации системы экологического образования в детском саду и вопросах методики, обсудим некоторые понятия.

Что такое экология?

 

Как особое направление науки  экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения  животных, сообществ между собой  и с окружающей средой. Само слово  «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с  греческого языка «экология» — это  наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология — наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

 

— все связано со всем;

 — все куда-нибудь  девается;

 — все что-нибудь  да стоит (ничто не дается  даром);

 — природа знает  лучше. 

 

Эти законы во многом определяют наше существование, хотя мы об этом часто  и не подозреваем. Экологическая  информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычная информация о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывает панику и множество  самых разных слухов, не относящихся  к реальной ситуации. В то же время мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов, сами создаем свалки рядом со своими домами и делаем многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя. Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Такая точка зрения во многом объясняется тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений не находилось места для экологии. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда — на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.

 

По мере развития общества экология все больше приобретала  социальное значение и в нашем  столетии вышла за рамки естественных наук. В середине ХХ века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные  последствия потребительского отношения  людей к природе, когда на планете  практически не осталось уголков  нетронутой природы, когда состояние  среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного  количества людей.

 

В последние годы бурно  развиваются новые направления  экологии — социальная экология, рассматривающая  взаимоотношения общества и природы, прикладная экология, экология человека, видеоэкология и другие. От проблемы «организм — среда» экология подошла к проблеме «человек — природа». Именно на этом этапе развития мы осознали роль и необходимость экологического образования, начиная с самого раннего возраста. Существование различных направлений экологии учитывается и при отборе содержания экологического образования дошкольников. Нельзя забывать и о мировоззренческом значении экологии, а значит, и о ее связи со всеми сторонами жизни — историей, культурой, географией и т.п. В то же время не следует и размывать границы этого понятия, применяя его в качестве модного направления без всякого на то основания. В наши дни слово «экология» стало необычайно популярным, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология души», «экология музыки», «экология речи», «экология культуры», о чем я уже упоминала выше. Конечно, каждый из этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется лишь ради моды, красивого звучания. Так, занимаясь проблемами «экологии души» (то есть проблемами нравственности, морали), педагоги затрагивают очень важный воспитательный аспект — формирование личности, в том числе и отношения ребенка к природе, окружающему миру. Но экология как наука здесь ни при чем. Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это только один из его аспектов, хотя и очень значимый. Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения человека. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки. После этого в большинстве случаев птенец гибнет. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически целесообразным.

 

Часто можно услышать выражения  «плохая («хорошая», «ужасная») экология». Однако следует помнить, что экология как наука не может быть плохой или хорошей (мы же не говорим «плохая» физика или математика). Оценивать можно только экологическую ситуацию, обстановку (нормальная, плохая, опасная, безопасная и т.п.).

Немного о терминах

 

Занимаясь экологическим  образованием, воспитатели сталкиваются с необходимостью понимания ряда терминов. Опыт показывает, что зачастую эти термины трактуются педагогами достаточно вольно, поэтому мы приведем ниже адаптированные нами определения  некоторых из них (при работе с  детьми термины не используются!).

 

Биосфера — одна из оболочек Земли, в которой обитают живые  организмы. Она включает нижнюю часть  атмосферы, гидросферу и часть литосферы. Определение биосферы было дано В.И. Вернадским. В биосфере все живые  организмы тесно связаны между  собой.

 

Ноосфера. Этот термин встречается  в ряде программ экологического образования  дошкольников. Ноосфера — это биосфера, измененная человеком, «сфера разума», по В.И. Вернадскому. Ученый верил, что  разум человека создаст особую среду, в которой человек сможет жить в относительной гармонии с природой. Однако в настоящее время многие специалисты сомневаются в реальности такого исхода.

 

Экосистема. Это устойчивое сообщество живых организмов и его  среда обитания, которые тесно  связаны между собой. Экосистемы могут быть очень разными —  от огромных экосистем тропических  лесов до небольших экосистем  пня, аквариума. Термин предложен английским экологом А.Тэнсли. Экосистемами являются и отдельный биоценоз, и биосфера в целом.

 

Окружающая среда. В методической литературе природу иногда не отделяют от окружающей среды, хотя сделать это  несложно: окружающая среда включает как природную, так и искусственную (созданную человеком). В окружающей среде природа развивается не только по своим законам, но и под  воздействием человека.

 

Местообитание. В природе  каждый вид имеет свое местообитание. Для медведя местообитание —  лес, для щуки — река, для муравьев — небольшая опушка. Иногда местообитанием называют нору животного. Это неверно, так как понятие включает всю  территорию, на которой живет, охотится, передвигается животное.

 

Экологические факторы (факторы  среды) — это, во-первых, условия (температура, обеспеченность водой, освещенность, соленость  воды) и, во-вторых, ресурсы (все то, что  организм потребляет или использует для своего существования, например, пища). В детском саду экологические факторы часто изучаются при выращивании растений и в процессе наблюдений в живых уголках.

 

Экологическая ниша. Употребление в этом словосочетании слова «ниша» приводит к тому, что многие педагоги представляют себе экологическую нишу как некое углубление, укрытие. На самом деле это определенное место  в пространстве, пища, которой питается животное или растение, время, когда  он это делает (например, по образу жизни  различают ночных и дневных птиц, зверей, насекомых). Поэтому нельзя создавать макеты экологических  ниш в виде шкафчиков или этажерок с полочками, на которых размещаются  те или иные природные сообщества (на одной полке водоем, на другой — лес и т.п.), как это делают в некоторых детских садах.

 

Сообщество (биоценоз). Этот термин часто употребляется в  программах по дошкольному образованию, в методической литературе. Биоценоз — совокупность живых организмов, обитающих на определенном пространстве. Примеры биоценозов: лес, луг, водоем. Выделяют фитоценоз (сообщество растений) и зооценоз (сообщество животных). Биоценоз — это термин, поэтому лучше  не говорить детям: «Мы пойдем в лесной биоценоз», — а просто сообщить им: «Мы пойдем в лес».

 

Биогеоценоз. Этот термин также  иногда употребляется в методических рекомендациях для педагогов, однако его нередко путают с биоценозом. Биогеоценоз — это совокупность на известном протяжении земной поверхности  однородных природных явлений (атмосферы, горных пород, гидрологических условий, растительности, животного мира, мира микроорганизмов и почвы). То есть, помимо живых организмов, биогеоценоз  включает и связанные с ними компоненты неживой природы.

Современное экологическое  образование

 

Впервые проблемы экологического образования в СССР обсуждались  в 1977 году на Тбилисской межправительственной конференции по образованию в  области окружающей среды. Именно на этой конференции было особо указано  на значение экологического образования  и необходимость формирования системы  непрерывного экологического образования  населения. Однако вопросы дошкольного  воспитания на конференции не поднимались. В целом развитие экологического воспитания как нового направления  дошкольной педагогики началось гораздо  позже, чем экологического образования  школьников и студентов, и в настоящее  время все еще находится в  стадии становления. В 90-е годы появился ряд дополнительных, авторских экологических  программ, вопросы экологии стали  включаться в содержание отдельных  разделов комплексных программ.

 

Отдельные требования к экологическому воспитанию дошкольников сформулированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической  культуры детей»). Этот документ впервые  закрепил требование к дошкольным учреждениям любого типа проводить работу в области экологического образования. Однако для более эффективного внедрения этих положений в практику требуется конкретизация каждого пункта, разработка универсальной оценки работы дошкольных учреждений по данному направлению.

Информация о работе Экологическое образование в детском саду