Экологическое образование в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:40, лекция

Описание работы

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов.— Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в курсе лекций Н.А. Рыжовой.

Файлы: 1 файл

Экологическое образование в детском саду.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

 

Современное экологическое  образование как особое направление  дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.

 

1. Традиционные для отечественной  педагогики (К.Ушинский, В.Сухомлинский, Л.Толстой) подходы, базирующиеся  на тесном контакте детей с  природой, натуралистических наблюдениях,  экскурсиях. Такой подход подразумевал, с одной стороны, развитие в  ребенке нравственных начал, умения  видеть красоту природы, чувствовать  и понимать ее, с другой —  развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального  объекта для обучения ребенка.  Так, В.Сухомлинский подчеркивал  большие возможности использования  природы для умственного и  нравственно-эстетического развития, К.Д. Ушинский рекомендовал расширять  познание природы ребенком и  общение с нею.

 

С именами этих и других известных русских педагогов  тесно связано становление в  дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления  работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление  создает хорошую базу для перехода к экологическому воспитанию детей  и должно быть тесно с ним связано. Однако механический перенос содержания и методики работы с детьми по ознакомлению с природой на экологическое образование  не представляется правомерным. Кроме  того, природоохранный аспект ознакомления с природой в течение длительного  времени (50—80-е годы) отражал характерные  для того времени взгляды на всемогущество  человека как хозяина, покорителя природы.

 

2. Народные традиции. Фольклор, народные праздники, приметы,  игры, а также сказки разных  народов всегда отражали особенности  восприятия природы людьми, их  отношение к ней, характер использования  природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо  прослеживаются региональные особенности  взаимоотношений «человек — природа». Интерес детей дошкольного возраста  к играм, сказкам, загадкам  делает особо перспективным использование  элементов различных культур  в целях экологического воспитания.

 

3. Мировой опыт. В настоящее  время наибольшее распространение  в нашей стране получили американские  программы и методики, уделяющие  большое внимание сенсорным ощущениям  ребенка, умению видеть и наблюдать  в природе, способности оценить  ее разнообразие, привить чувство  восхищения и удивления. Наиболее  известна программа «Ощущение  чуда», элементы которой используются  в работе с детьми дошкольного  возраста. Ярким представителем  данного направления является  Джозеф Корнелл. К этому направлению можно отнести и не совсем удачно переведенное методическое пособие для работников дошкольных учреждений «Навоз для поля и коктейля». В Санкт-Петербурге и Ленинградской области используется шведская программа школы Мулле. Следует отметить, что зарубежные рекомендации не всегда соответствуют российским реалиям, традициям и должны быть тщательно адаптированы к условиям отечественных дошкольных учреждений.

 

4. Современная школьная  экология. В начале 90-х годов в  отсутствие достаточного количества  методической литературы воспитатели  дошкольных учреждений иногда  пытались переносить содержание  школьных учебников (в первую  очередь для начальной школы)  и даже методику обучения в  детский сад. При этом информация  недостаточно адаптировалась, а  слабое понимание самим воспитателем  экологии приводило к тому, что  он старался строго следовать  предлагаемой в литературе терминологии, недоступной и ненужной для  дошкольников. Такой подход вел  к потере интереса детей к  занятиям и перегрузке излишней  информацией. К счастью, такой  подход уходит из дошкольного  образования, однако некоторые  его элементы нет-нет да и появятся снова. Поэтому хочу подчеркнуть, что содержание и методы школьного экологического образования не должны механически переноситься в дошкольные учреждения, хотя мы должны помнить о них при рассмотрении вопроса преемственности «дошкольное — начальное» звено.

Экологическое образование  и «устойчивое развитие»

 

Наверняка вы не раз слышали  об устойчивом развитии, поскольку  этой проблемой занимаются все развитые страны и она тесно связана с экологическим просвещением населения. Основные положения концепции «устойчивого развития» были сформулированы на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Основная идея «устойчивого развития» — сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Для этого всем людям, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими видами. Кроме того, мы должны понимать ограниченность природных ресурсов, территорий, которые используем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Что меняют эти идеи в нашей с вами жизни? Мы должны соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. И в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994 г.; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.

 

Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим  вопросам:

 

пониманию самоценности природы;

 

осознанию ребенком себя как  части природы;

 

воспитанию у него уважительного  отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших  симпатий и антипатий;

 

формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

 

пониманию того, что в природе  все взаимосвязано и нарушение  одной из связей ведет за собой  другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

 

пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

 

формированию у детей  желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между  собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я  выброшу мусор в речку, вода загрязнится  и рыбкам станет плохо жить);

 

усвоению азов экологической  безопасности;

 

усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании  природных ресурсов на примере использования  воды, энергии в быту;

 

формированию навыков  экологически грамотного и безопасного  поведения в повседневной жизни.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

 

Формулировка цели, задач  во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области  экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной  цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование  детей, родителей, педагогов). И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое  образование как «непрерывный процесс  обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы  знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую  ответственность личности за состояние  и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

 

Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно  развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать  на себя и разделять ответственность  за решения жизненно важных для своей  популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.

 

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том  числе и дошкольной) активно употребляется  термин «экологическая культура». В  одних случаях он применяется  как синоним первого выражения, в других формирование экологической  культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне  кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.

 

В дошкольной педагогике также  пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий  для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание»  и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел  в обиход педагогов дошкольного  звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания. Такая ситуация объясняется рядом причин. В предыдущий период по отношению к дошкольникам применялся термин «дошкольное воспитание», подразумевающий и обучение, и воспитание ребенка. Соответственно, возник и термин «экологическое воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется, как уже отмечалось, термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие. В последние годы в дошкольной педагогике появились выражения «дошкольное образование», «образовательное пространство детского сада», «образовательные программы», а сами детские сады официально переименованы в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, мне кажется возможным использование термина «экологическое образование дошкольников». При этом на разных ступенях системы непрерывного экологического образования воспитание и обучение могут играть разную роль (так, для дошкольников важнее воспитание, чем обучение). Помимо указанных терминов, в литературе можно встретить и выражения «образование в области окружающей среды», «образование для устойчивого развития». Как правило, эти термины чаще используются в зарубежных странах, они шире, чем экологическое образование.

 

Авторы программ, пособий  предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание  начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного  уровня осознанного отношения, выраженного  в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения  к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его  творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

 

Итак, мы выяснили, что в  качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации  определенного поведения, бережного  отношения и любви к природе.

 

Я предлагаю понимать под  экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической  культуры, которая проявляется в  эмоционально-положительном отношении  к природе, окружающему миру, в  ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных  норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в  области обучения, воспитания и развития ребенка:

 

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных  пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления  осознанно-правильного отношения  к природе);

 

— развитие познавательного  интереса к миру природы;

 

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы  и для самого ребенка поведения;

 

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения  к миру природы и окружающему  миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

 

— формирование умений и  навыков наблюдений за природными объектами  и явлениями;

 

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи  человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

 

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального  природопользования в повседневной жизни;

 

— формирование умения и  желания сохранять природу и  при необходимости оказывать  ей помощь (уход за живыми объектами), а  также навыков элементарной природоохранной  деятельности в ближайшем окружении;

 

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых  своих действий по отношению к  окружающей среде.

Чем отличаются экологические  занятия от ознакомления с природой?

 

Мы уже выяснили, что  для экологического образования  крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой  и с окружающей средой. Как это  выглядит на практике? Представьте, что  вы ведете детей на экскурсию для  знакомства с деревьями. Вы показываете  им дерево и рассказываете, как оно  называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие  вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части  есть у дерева? Какого цвета его  листья? Какими они станут осенью? Это  и есть ознакомление с деревом (с  природой). Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы  занятие превратилось в экологическое? Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п.

Информация о работе Экологическое образование в детском саду