Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:14, контрольная работа
Существующая экологическая ситуация и тенденции её изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться, что ведет к дальнейшему развитию экологического кризиса в мире. Основная причина подобного положения заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве, преимущественно основанных на жестких административных методах и принуждении.
1. Экологический менеджмент 3
2. Концепция устойчивого развития, основанная на модели СЭМ 5
3. Опыт внедрения систем экологического менеджмента в России 6
4. Проблемы, препятствующие распространению 7
экологического менеджмента в России. 7
5. Перспективы развития экологического менеджмента и экологического аудита в России 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
Таким образом, актуальность создания системы аккредитации органов по сертификации СЭМ, которая смогла бы претендовать на признание ее зарубежными партнерами, постоянно возрастает.
Мировая практика, так же как и накопленный за последние 5-7 лет российский опыт, показывают, что применение подходов систем экологического менеджмента (СЭМ) позволяет организациям совмещать достижение целей основной производственной и природоохранной деятельности, обеспечивая тем самым экономически эффективное снижение и предотвращение воздействия на окружающую среду. В национальном и региональном масштабах распространение подходов СЭМ способствует устойчивому развитию общества, позволяя гармонично сочетать экономический рост с сохранением благоприятной окружающей среды. Это делает подходы СЭМ, позволяющие снизить воздействие на окружающую среду, прежде всего, за счет использования организационных и малозатратных мероприятий, особенно актуальными в современных российских условиях.
В настоящее время существуют необходимые предпосылки и основа для развития экологического менеджмента и экологического аудита в России. Приняты государственные стандарты в этой области, существует широкий положительный опыт функционирования на различных предприятиях России систем качества производства и продукции, созданных в соответствии со стандартами ISO серии 9000, явившихся основой для создания систем экологического управления. Очевидная государственная поддержка внедрения систем качества выразилась в принятии постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 113 “О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг”. В постановлении в качестве важнейшей задачи органов федеральной исполнительной власти определяется осуществление поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано также оказывать поддержку указанным субъектам хозяйственной деятельности.
Для широкого внедрения в России экологического менеджмента и экологически ориентированных систем управления, обеспечивающих эффективное эколого-экономическое развитие, необходима организация и государственная поддержка следующих основных направлений:
обучение представителей деловых кругов требованиям и рекомендациям по созданию систем управления;
ознакомление широких кругов потребителей, общественности и других заинтересованных сторон с результатами эффективного функционирования экологически ориентированных систем управления зарубежными и отечественными достижениями в области охраны окружающей среды;
обучение и подготовка специалистов, внедряющих на предприятиях экологические системы управления, а также аудиторов, проверяющих соответствие систем управления требованиям стандартов и их эффективность;
создание отечественных структур, необходимых для аттестации специалистов, органов аккредитации и сертификации (регистрации), признаваемых соответствующими зарубежными и, в первую очередь, европейскими структурами и органами;
подготовка рекомендаций и руководств для предприятий, внедряющих системы управления;
принятие стимулирующих мер, обеспечение определенных льгот в отношении предприятий, сертифицированных на соответствие стандартам ГОСТ Р ИСО 14000 и др.
Развитие экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает также развитие международного сотрудничества в этой области, обмен опытом и информацией, поддержку отечественных и зарубежных финансовых структур и инвестиции, а также позволит решить ряд задач, определенных Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, среди которых:
стабилизация экологической ситуации;
коренное улучшение экологического состояния окружающей среды за счет экологизации хозяйственной деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
ведение хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.
1. Балашенко, С. А. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека / С. А. Балашенко, Т. И. Макарова. Минск, 1999.
2. В.Л. Шпеер «Компетенция и компетентность», ж. «Методы менеджмента качества», №2, 2008г.
3. Водный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 18 июня 1998 г.: одобр. Советом Респ. 29 июня 1998 г. // Ведамасці Нац. сходу Рэсп. Беларусь. 1998. № 33. Ст. 473.
4. Г.П.Серов Экологический аудит. Учебно-практическое пособие. − "Экзамен",1999.-448 С. 42.Н.О. Жуков, С.А. Зенченко, А.С. Зенченко. Экологическая сертификация. Анализ модели системы управления окружающей средой. // Новости. Стандартизация и сертификация. - 2001. - №4. - С. 28-31. 43.В. Леал Филхо. Инженерная экология: перспективы развития / Пер. с англ.. СПб: « Балт. гос. техн. ун-т» 2001. - 200с
5. Кодекс Республики Беларусь о земле: принят Палатой представителей 25 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 дек. 1998 г.: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск.
6. Кодекс Республики Беларусь о недрах: принят Палатой представителей 13 нояб. 1997 г.: одобр. Советом Респ. 27 нояб. 1997 г.: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск.
7. Лесной кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 2000 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 2000 г.: текст по состоянию на 10 марта 2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац.й центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006.
12