Экологический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 12:58, реферат

Описание работы

Проблема рационального использования и охраны земельных ресурсов является и в охране окружающей среды, да и в землеустройстве и кадастре недвижимости одной из актуальнейших, так как связана с производством продуктов питания человека с использованием одного из ценнейших даров природы - почвы, ее плодородия.
Земля - универсальный природный ресурс, так как используется во всех отраслях хозяйства. Кроме того, земля - это «арена» жизни людей и место размещения всей наземной природы нашей планеты. Поэтому по своему значению она может рассматриваться как:
Территория жизни людей, размещения их хозяйства и систем расселения. В этом качестве она исчерпаема, т.к. имеет конечные (ограниченные сушей) размеры и невозобновима.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 54.85 Кб (Скачать файл)

Классификацию видов земельного контроля можно производить по нескольким критериям. По критерию субъекта, осуществляющего земельный контроль, следует выделить государственный, муниципальный, производственный и общественный земельный контроль. При этом необходимо иметь в виду, что государственный земельный контроль может осуществляться только федеральными органами власти. Возможность проведения государственного земельного контроля субъектами РФ ЗК РФ не предусматривает.

По критерию направленности контроля следует различать внешний (надведомственный) и внутренний (внутриведомственный) земельный контроль. Внутренний земельный контроль осуществляется самим хозяйствующим субъектом (соответствующими структурными подразделениями) и носит название производственного. Земельный контроль в отношении организационно неподчиненных объектов проявляется в форме государственного, общественного и муниципального земельного контроля.

Государственный земельный контроль - это система мер, проводимых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области использования и охраны земель.

Государственный земельный  контроль следует подразделить на о6щий, который осуществляется органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.), и специальный, осуществляемый специально уполномоченными органами исполнительной власти, главным образом, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.

Государственный земельный  контроль как элемент механизма  управления земельными ресурсами имеет  ряд особенностей. Первая особенность полномочий органов государственного земельного контроля состоит в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывает все категории земель, а также деятельность любых хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

Вторая особенность государственного земельного контроля заключается в содержании мер административного принуждения, применяемым государственными инспекторами к нарушителям земельного законодательства. К числу таких мер относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и т.д. Утверждены и перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Законодательством предусматривается  ряд гарантий интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от произвола со стороны контрольных органов посредством уточнения взаимных прав, обязанностей и ответственности, а также установления правовых процедур контроля. Такие гарантии, в частности, предусматривает Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ (ред. от 31 декабря 2005 г.) «O защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Государственный земельный  контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 «O государственном земельном контроле».

Так, Федеральное агентство  кадастра объектов недвижимости и его  территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных  участков или использование их без  оформленных в установленном  порядке документов, удостоверяющих право на землю; соблюдением порядка  переуступки права пользования  землей; предоставлением достоверных  сведений о состоянии земель; своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации и т.д.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель при выполнении возложенных на них  обязанностей имеют право: посещать в порядке, установленном законодательством  РФ, при предъявлении служебного удостоверения  организации и объекты, обследовать  земельные участки, находящиеся  в собственности, владении, пользовании  и аренде, а также участки, занятые  военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения); давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок; составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности и т.д.

Инспекторы отдела согласно утвержденному приказом Росприроднадзора от 02.10.2009г. № 292 временному регламенту и административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля в области охраны окружающей среды, утвержденному приказом Минприроды РФ от 26.07.2010г. № 282, при осуществлении государственного земельного контроля:

- проверяют наличие  правоустанавливающих документов  на земельные участки различных  категорий земель;

- следят за выполнением  планов-графиков рекультивации земель;

- проверяют материалы  проверок выполнения работ по  рекультивации земель;

- проводят фактическое  обследование земельных участков  на предмет его захламления,  загрязнения отходами производства  и потребления, химическими веществами, самовольного перекрытия почв  искусственными покрытиями;

- проверяют соответствие  проведенных работ на земельном  участке проекту и ГОСТам по  вопросам сохранения почв.

Муниципальный земельный  контроль - это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения правообладателями земельных участков требований в области использования и охраны земель.

При определении объекта муниципального земельного контроля следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, при его осуществлении органы местного самоуправления не могут присваивать себе функции специально уполномоченных органов государственного земельного контроля. Во-вторых, если государственный земельный контроль (п. 1 ст.71 ЗК РФ) и общественный земельный контроль (п. 3 ст.72 ЗК РФ) осуществляется за использованием и охраной земель, то муниципальный земельный контроль - только за использованием земель. Такой подход можно объяснить тем, что контроль за охраной земель является разновидностью экологического контроля, который с 1 января 2006 г. органы местного самоуправления не осуществляют.

Закон о местном самоуправлении выделяет несколько разновидностей муниципальных образований, причем по замыслу законодателя муниципальный  земельный контроль осуществляется в поселениях, муниципальных районах  и городских округах. В муниципальных  образованиях городов федерального значения перечень вопросов местного значения определяется законами субъектов  РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства (п. 3 ст. 79).

Порядок ведения муниципального земельного контроля определяется нормативно-правовыми  актами органа в местного самоуправления. Правообладатели земельных участков по требованию специалиста отдела муниципального земельного контроля обязаны: обеспечивать свое присутствие или присутствие  своих представителей при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю; представлять документы о  правах на земельные участки, об установлении сервитутов или особых режимов использования  земель, проектно-технологические и  другие материалы, регулирующие вопросы  использования и охраны земель; оказывать  содействие в организации мероприятий  по муниципальному земельному контролю и обеспечении необходимых условий  специалистам отдела муниципального земельного контроля при выполнении указанных  мероприятий.

Общественный земельный контроль - это деятельность граждан и их объединений по осуществлению проверки соблюдения установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Осуществляется общественный земельный контроль, исходя из буквального  толкования п. 2, лишь тремя категориями  субъектов: органами территориального общественного самоуправления, общественными  организациями (объединениями), гражданами. Характерно отличие субъектов общественного  экологического контроля и субъектов  земельного контроля: согласно ст. 12 Закона об охране окружающей среды, в осуществлении  общественного экологического контроля участвуют общественные и иные некоммерческие объединения. ЗК РФ определяет участие  общественности в этом смысле более  узко (без иных некоммерческих объединений). С другой стороны, в качестве субъекта общественного экологического контроля в Законе об охране окружающей среды  не указаны органы территориального общественного самоуправления, что  вполне логично, учитывая их зависимость  от муниципальных органов власти.

Производственный земельный контроль осуществляется специальной службой (отдельным работником) юридических лиц или индивидуальным предпринимателем на своих земельных участках и имеет задачей проверку соблюдения и исполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области использования и охраны земель.

Как следует из п. 1 ст. 73 ЗК РФ, производственный земельный контроль может осуществляться всеми субъектами вещных прав на землю (кроме обладателей  сервитута), а также некоторых  обязательственных прав (права аренды и права безвозмездного срочного пользования). Естественно, нет никакого смысла организовывать производственный земельный контроль на дачном земельном  участке в шесть соток. Речь идет об организации производственного  контроля на территории крупных землепользователей.

Заключение

В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально-уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.

 

  1. Жданович Т.Г., Шевченко О.А. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»/Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006;
  2. Комментарий к ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.М. Бринчук, В.Г. Емельянова и др.; под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2002//СПС «КонсультантПлюс»;
  3. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (постатейный)/Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010.

1 Федеральный закон Российской  Федерации «Об охране окружающей  среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ в ред.  от 29.12.2010г. // Справочно-информационная  система Консультант – Плюс: электронный  ресурс

1 А. К. Веселов «Общественный  экологический контроль в России: правовое регулирование и практика»  (Пособие для общественных инспекторов)  г. Москва // электронный ресурс http://www.ecoindustry.ru/user/VZ/blogview/250.html

1 Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник / М.М. Бринчук. М.: Городец, 2009 г. С. 143

Использованная  литература

1. Б.В.Ероффев. Экологическое право. М.-2002г., «Форум-Инфра-М»

2. В.И.Коробкин, Л.В.Передельский. Экология. Ростов-на-Дону - 2000г., «Феникс»

3. Д.А.Кривошеин, Л.А.Муравей. Экология и безопасность жизнедеятельности. М.-2000г., «Юнити-Дана»

4. В.В.Лазарев. Основы права. М.-2002г., «Юристъ»

5. Б.М.Миркин. Экология. Уфа-1995г., «Китап»

6. А.И.Яковлев. Основы правоведения. М.-1998г., «ИРПО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экологический контроль