Экологический контроль за состоянием сточных вод и воздуха рабочей зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 16:24, дипломная работа

Описание работы

В социоэкосистемах непрерывно происходит вещественный, энергетический и информационный обмен. Если этот обмен не нарушает установившийся природный круговорот веществ и естественные энергетические потоки, тогда социоэкосистема находится в состоянии так называемого равновесия. И это нормальное, устойчивое состояние социоэкосистемы. Если в результате одностороннего развития социальных компонентов или природных катаклизмов данное равновесие нарушается, то социоэкосистема выходит из состояния динамического равновесия и теряет свою устойчивость. Это выражается в деградации экосистем и социальном кризисе.

Содержание работы

Введение…………….……………………………………………………………2
1. Экологический контроль за состоянием сточных вод и воздуха
рабочей зоны……………………………………....................................................6
1.1. Осуществление экологического контроля за состоянием сточных
вод и воздуха рабочей зоны……………………………………….…………….6
1.2. Оценка экологических показателей состояния сточных вод
и воздуха рабочей зоны……………………………………………..…………12
2. Определение массовой концентрации нитрит-ионов в сточной воде……19
2.1. Общая часть………………………………………………………………..19
2.2. Реактивы и аппаратура……………………………………………….........19
2.3. Отбор проб воды………………………………………………………......20
2.4. Описание определения…………………………………………………….21
2.5. Обработка результатов анализов……………………………………........21
3. Определение концентрации хрома в воздухе рабочей зоны……………..22
3.1. Общая часть………………………………………………………………..22
3.2. Реактивы и аппаратура……………………………………………………22
3.3. Отбор пробы воздуха………………………………………………….......22
3.4. Описание определения…………………………………………………….23
3.5. Обработка результатов анализов………………………………………….24
4. Мероприятия по снижению негативного влияния факторов на
окружающую среду …………..………………………………………………..25
5. Экологическая обстановка на территории Самарской области………….35
6. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда...……39
7. Техника безопасности……………………………………………………….41
8. Анализ ключевых профессиональных компетентностей
при подготовке письменной экзаменационной работы……………………...47
Список используемой литературы…………………………………….............49

Файлы: 1 файл

Дипломная работа..doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

1. Право посещать подконтрольные  объекты, знакомиться с документами.

2. Требовать устранения  отмеченных недостатков и проведения  профилактических природоохранительных  мер в установленные сроки.

3. Выдавать разрешения  на природопользование, устанавливать  лимиты и нормативы, назначать  государственную экологическую  экспертизу.

4. Налагать административный  штраф в установленном размере  за нарушения природоохранного  законодательства.

5. Предъявлять иски  о возмещении вреда, причиненного  природной среде, и направлять  материалы для привлечения виновных  к уголовной ответственности.

6. Принимать решения  об ограничении, приостановлении,  прекращении работы предприятий,  сооружений и иных объектов  и любой деятельности, причиняющей  вред окружающей природной среде  и несущий потенциальную опасность  для здоровья человека, а также  ходатайствовать о прекращении их финансирования учреждениями банка.

   Наряду с государственным  экологическим контролем функционирует  ведомственно-отраслевой, производственный  и общественный экологический  контроль.

   Согласно Закону  РФ «Об охране окружающей природной среды», высшие федеральные, а также республиканские, областные, краевые законодательные органы России призваны определять основные направления государственной природоохранной политики, утверждать экологические программы, устанавливать правовые нормы и основы в пределах своей компетенции. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» устанавливает зоны чрезвычайной экологической ситуации.

   Зоны чрезвычайной  экологической  ситуации (ЗЧ ЭС) -  это участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

   Участки территории  РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны, объявляются зонами экологического бедствия (ЗЭБ). Придание определенным территориям статуса ЗЧЭС и ЗЭБ влечет за собой централизованные меры социально-экономической реабилитации, включая меры по спасению населения. Территории, соответствующие признакам ЗЧЭС и ЗЭБ, требуют значительных финансовых и материально-технических затрат и разработки количественных критериев объективного выделения и определения границ ЗЧЭБ и ЗЭБ, а также норм экологической безопасности и социально-экономической реабилитации.

   По Конституции  РФ природопользование, охрана окружающей  природной среды, обеспечение  экологической безопасности составляют  совместную компетенцию Федерации  и её субъектов. Вопросы, входящие  в их компетенцию, можно подразделить  на следующие комплексные группы:

● определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических  основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение  экологической безопасности;

● планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности;

● учёт и оценка природных  ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных  ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды;

● утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование  природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов;

● выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение  вредных веществ, на формирование и расходование экологических фондов;

● государственный экологический  контроль, государственная экологическая  экспертиза, решение об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств  и услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предъявление исков в суд, в том числе арбитражный, о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушением;

● организации заповедного  дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование;

● международное сотрудничество.

  Координацию природоохранительной  работы объединений, предприятий  и организаций независимо от  их ведомственной принадлежности  осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. На них и специально уполномоченные государственные природоохранные органы возложена полнота ответственности за экологическую обстановку в различных регионах страны. По объёму и характеру своей компетенции они подразделяются на четыре вида:

   Комплексные органы  выполняют все задачи или какой-то  блок природоохранных задач. Отраслевые  сосредоточивают внимание на  охране и использовании отдельных  природных объектов. Функциональные  и территориальные выполняют  одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов.

 

    Государственные  органы управления охраной природы  должны использовать возможности  кооперации между организациями  различных отраслей, расположенными  на одной территории, объединять  их усилия в сооружении и эксплуатации природоохранных объектов общего назначения.  

   Государственным  органам охраны природы, комитетам  экологии (охране природы) и соответствующим  органом на местах в пределах  их компетенции предоставлено  право:

● налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного и иного назначения, проведения работ по эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранительного законодательства, а также приостановить работу промышленных и других предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды;

● предъявлять иски предприятиям (объединениям) и организациям, а  также гражданам и иностранным  физическим и юридическим лицам  о взыскании средств в возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов;

● рассматривать дела об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы и  использования природных ресурсов.

    Осуществляю свои функции, органы природы, как и иные уполномоченные на государственные органы, должны вести постоянную работу по предупреждению нарушений природоохранного законодательства, норм и правил охраны окружающей среды на основе делового сотрудничества с территориальными и отраслевыми органам, юридическими и физическими лицами.

    Компетенции Правительства  РФ, возглавляющего систему органов  исполнительной власти в области  охраны окружающей среды, сформулирована  на основании ст. 6 Закона РФ  «Об охране окружающей природной среды» На правительство возложены задачи реализации экологической политики и выполнения программ, координации деятельности всех органов в области охраны окружающей среды, образования и использования внебюджетного

экологического фонда, установления порядка платы за природопользованием, обеспечения населения экологической информацией о состоянии окружающей среды.                                                                                                                                             

    

1.2. Оценка экологических  показателей состояния сточных  вод

и воздуха рабочей зоны.

 

    Необходимость  нормирования содержания вредных  веществ в различных средах  возникла довольно давно. В  нашей стране ещё в 20-е годы  ХХ в. Впервые был введены нормативы ПДК на некоторые вещества в рабочих помещения. В начале 70-х гг. перечень ПДК, приведенный в «Санитарных нормах проектирования промышленных предприятий» (СН 245-71), включал более 600 названий вредных веществ.

   ПДК – количество вредного вещества в окружающей среде, отнесенное к массе или объему её конкретного компонента которое при постоянном контакте или при воздействии в определенный промежуток времени практически не оказывает влияние на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

           Все загрязняющие вещества в  токсикологии принято оценивать  по их воздействию на организм. Наиболее характерными являются  собственно токсические и рефлекторные  воздействия. Рефлекторные реакции  могут проявляться в форме ощущения запаха, световой чувствительности и т.п. Токсическое действие может быть общетоксическим, канцерогенным, мутагенным и др. Это вызвало необходимость установления для загрязняющих воздух вещества двух видов предельно допустимых концентраций: максимальной разовой и среднесуточной. Первая вводится с целью предупреждения негативных рефлекторных, реакций при кратковременном воздействии вредных веществ и обозначается ПДКм.р., а вторая – для предупреждения токсичного действия, она обозначается ПДКс.с.

           Слово  «разовая» имеет определенный  количественный смысл: временем  кратковременного рефлекторного  действия вещества считается  20 мин., и поэтому при контроле  загрязненности воздуха такими  веществами пробы берутся однократно  в течение 20 или 30 мин.

           С  ПДК сравнивают концентрации, определяемые  несколько раз в течение суток  (обычно 4 раза, иногда – каждый  час). При этом учитываются следующие  обстоятельства. Во-первых, из-за неустойчивости  направлений ветра примеси могут  присутствовать или отсутствовать в населенном пункте: ветер может быть направлен от источника выброса к населенному пункту или в сторону от него. Поэтому концентрации могут быть выше или ниже ПДКс.с. в течение того иного отрезка времени.

           Во-вторых, вредные вещества могут обладать как рефлекторном, так и токсическим действием на организм. Например, то или иное вещество может оказать рефлекторное воздействие при значительном боле низкой концентрации, чем токсическое. Таковы летучие вещества, обладающие резким запахом или раздражающим действием, например метилмеркаптан. Другие вещества, не обладают раздражающим действием (не имея запаха и цвета), ядовиты при низких концентрациях, т.е. отравление начинается раньше, чем человек способен ощутить присутствие этих веществ. Примером может служить монооксид углерода. Поэтому существует такое правило: если рефлекторное (раздражающее) действие токсиканта начинается при более низкой концентрации, т.е. раньше, чем токсическое, то ПДКм.р.= ПДКс.с. Если же при более низкой концентрации начинается токсическое (отравляющее) действие, то ПДКм.р. превышает ПДКс.с. в 2-10 раз. Для веществ, порог токсического воздействия которых на организм пока не известен, а также для особо опасных веществ существует только максимальные разовые ПДКм.р. Для всех нормируемых веществ в условиях производственных помещений устанавливаются только максимальные разовые ПДКм.р.

   Мы знаем, что  экологическое ниша человека (как  совокупность его требований  режимам факторов) неизменна, где  бы он ни находился. Это означает, что условие С≤ПДК должно соблюдаться в любых местах пребывания человека. Очевидно, что содержание примесей в воздухе рабочего помещения неизбежно больше, чем на площадке предприятия и тем более за пределами, т.е. в населенных пунктах, куда примеси доходят в той или иной степени рассеянными. В этих обстоятельствах нереально иметь единую ПДК для того или иного загрязняющего вещества. Поэтому разработаны так называемые принципы раздельного нормирования загрязняющих веществ. Это значит, что для каждого вредного вещества устанавливается  несколько максимальных разовых предельно допустимых концентраций в воздушной среде – минимум две. В частности, одно значение ПДК устанавливается для воздуха рабочей зоны (ПДКр.з.), под которой понимают пространство от 0 до 2 м от пола, где постоянно или временно пребывают работающие, другое – для атмосферного воздуха населенного пункта (ПДКа.в).

   ПДКр.з. – это концентрация, которая при ежедневной, кроме выходных дней, работе в течение 8 ч или при другой продолжительности рабочего дня, но не более 41 ч в неделю в течение всего допустимого непрерывного стажа работы не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования, в процессе работы или отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

   При нормировании загрязняющих  веществ учитывается экспозиция, т.е. время пребывания людей  в зоне загрязнения, что связанно  с возможностью хронических и  острых отравлений. На территории  предприятия содержания примесей принимается равным 0,3 от ПДр.з. Снижение нормы содержания примесей на территории предприятия втрое по сравнению с ПДКр.з. вызывается тем, что воздух территории предприятия используется для вентиляции производственных помещений, где концентрация примесей периодически может быть весьма высокой, т.е. превышать ПДКр.з. Поэтому приточный воздух используемый для проветривания рабочих помещений, должен быть значительно менее загрязненным.

   Разница в определениях  существенная: ПДКр.з. безвредна для ограниченного пребывания человека в загрязненной зоне (8 ч в день и только в течение допустимого непрерывного стажа работы), в то время как ПДКа.в. не должна лимитировать состояние организма в течение всей жизни человека при неограниченном по времени вдыхании загрязняющего вещества.

   Таким образом, необходимость  раздельного нормирования загрязняющих  веществ определяется законом  толерантности: на предприятии  в течение рабочего дня загрязненным  воздухом дышат практически здоровье, прошедшие необходимое медицинское  освидетельствование люди, а в населенных пунктах круглосуточно находятся не только взрослые, но и дети, пожилые люди, беременные и кормящие женщины, люди, страдающие заболеваниями сердечнососудистой, дыхательной системы. Поэтом ПДКр.з.>ПДКа.в. Например, для диоксида серы ПДКр.з.=10 мг/м³, а ПДКа.в.=0,5мг/м³. Для диоксида серы

Информация о работе Экологический контроль за состоянием сточных вод и воздуха рабочей зоны