Языкознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка. Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗВУКОВОГО СТРОЯ ЯЗЫКА....................................
1.1.Три аспекта фонетического исследования звука………………………………….6
1.2.Звук как минимальная единица…………………………………………………….12
1.3.Принципы классификации звуков речи…………………………………………...15
Глава 2. СПЕЦИФИКА АКУСТИЧЕСКИХ КЛАССИФИКАЦИЙ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.
2.1.Принципы акустической деятельности при образовании звуков………………31
2.2.Акустическая характеристика гласных…………………………………………..34
2.3.Акустическая характеристика согласных………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….44
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗВУКОВОГО СТРОЯ ЯЗЫКА....................................

1.1.Три аспекта фонетического исследования звука………………………………….6

1.2.Звук как минимальная  единица…………………………………………………….12

1.3.Принципы классификации звуков речи…………………………………………...15

Глава 2. СПЕЦИФИКА АКУСТИЧЕСКИХ КЛАССИФИКАЦИЙ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.

2.1.Принципы акустической  деятельности при образовании  звуков………………31

2.2.Акустическая характеристика  гласных…………………………………………..34

2.3.Акустическая характеристика  согласных………………………………………..41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….44

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...46

 

 

 

 

 

                                   

 

                                 ВВЕДЕНИЕ

 

     Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка. Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы. Это и было сделано, когда в фонетических лабораториях появились приборы для анализа акустических характеристик звуков, т. е. их спектров, — спектрометры.

На форме спектра звука  и основана акустическая классификация. В ней последовательно проводится двоичное (бинарное, дихотомическое) противопоставление звуков речи по каждому признаку: низкие — высокие звуки, резкие — нерезкие.

Что же такое спектр звука?

     Все звуки делятся на тоны и шумы. Звуки с периодическими, гармоническими колебаниями — тоны. Звуки, возникающие в результате ряда непериодических колебаний, называются шумами. В речи тоновые звуки образуются с участием голосовых связок. Шумы образуются при возникновении каких-либо препятствий в полости рта. Гласные — тоновые звуки, глухие согласные — шумовые. Сонорные согласные — тоновые со слабой примесью шума, звонкие шумные — шумовые с участием тона.

Всякий тоновый звук речи состоит из многих простых колебаний, т. е. колебаний определенной частоты. Если мы отложим на графике по горизонтальной оси частоты этих гармоник в герцах, а по вертикальной оси — значения интенсивности в децибелах, то получится спектр этого звука.

При различных положениях речевых органов полость рта  представляет собой как бы систему  акустических резонаторов — она  «настроена» на несколько гармоник сразу. На рисунке показана схема  действия такой системы: видно, что  резонаторы настроены на частоты 500 Гц и 1000 Гц.

    Сложный звук, попадая в систему резонаторов с такой частотной характеристикой, преобразуется: в нем усиливаются частоты, совпадающие с резонансными, и гасятся другие частоты. Спектр звука приобретает такой вид.

Области усиления энергии в спектре звука называются формантами. Поскольку звуки речи имеют протяженность во времени, их спектры удобно представлять с учетом трех характеристик: частоты, интенсивности и времени. На таких спектрограммах по горизонтальной оси отложена длительность, по вертикальной — частота. Об интенсивности свидетельствует степень потемнения различных участков спектрограммы.

      Спектр гласного отличается значительно большим уровнем энергии, об этом свидетельствует степень потемнения участков спектрограммы. Кроме того, на спектрограмме гласного отчетливо видны форманты — полосы усиления энергии, идущие параллельно горизонтальной оси. На спектрограмме согласного уровень энергии несравненно ниже, шумовые спектральные составляющие расположены в высокочастотной области спектра. Они не образуют формант, а представлены в хаотическом беспорядке.

Анализ этих спектров привел Р. О. Якобсона (США), Г. Фанта (Швеция) и  М. Халле (США) в 1955 г. к созданию акустической классификации звуков речи.

Актуальность изучения данной темы заключается в том,что механизм акустики влияет на конечный результат звукопроизводства.

Объект: акустической классификации системы звуков.

Предмет исследования:принципы акустической классификации системы звуков.

Цель:изучить основополагающие принципы классификации звуков речи,выявить особенности данных принципов и методов.

Из объекта,предмета и  цели вытекают задачи:

-изучить научно-лингвистическую  литературу по вопросам исследования;

-изучить основные принципы  акустической классификации системы  звуков речи;

-определить основы акустической  классификации системы звуков  речи и выявить их особенность.

В  процессе исследования были исследованы следующие методы:

-на теоретическом уровне- анализ,синтез;

-на эмпирическом уровне- наблюдение над языковым 

материалом,сопоставление  акустических характеристик звуков речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВОГО СТРОЯ ЯЗЫКА

 

1.1.Три аспекта  фонетического исследования звука

 

Язык представляет собой  многокомпонентную систему, которая, с одной стороны, обеспечивает процессы порождения высказываний говорящим, а  с другой стороны, процессы восприятия и понимания этих высказываний слушающим.Функционирование языковой системы в этих актах  начинается с обработки информации, подлежащей передаче, в семантическом  и прагматическом компонентах, и  завершается теми операциями, которые  происходят в фонологическом компоненте.

 Деятельность слушающего  заключается в извлечении из  воспринятых высказываний передаваемой  информации. И языковая система  в этом случае начинает обработку  высказываний в фонологическом  компоненте, результаты работы которого  передаются другим компонентам  системы. Завершается же процесс  интерпретации высказываний благодаря  операциям в семантическом и  прагматическом компонентах. Процессы  передачи и приёма вербальных  сообщений оказываются возможными  именно благодаря тому, что естественный  человеческий язык располагает  звуковыми средствами, образующими  в совокупности фонологический  компонент. Этот компонент имеет  сложную структуру, объединяя  в себе звуковые средства, оформляющие  материальную сторону морфем, слов  и их словоформ, а также словосочетаний, простых и сложных предложений,  сложных языковых объектов типа  текстов или дискурсов.

Предметом фонетики считаются  прежде всего отдельные звуки  языка, а при более широком  подходе все звуковые явления  языка (включая тоны, словесное ударение, фразовую интонацию), служащие кодированию  той смысловой информации, которая  должна быть передана говорящим своему адресату. Фонетика изучает производство, передачу и восприятие звуковых сигналов в процессе речевого общения, а также систему способов и средств, обеспечивающих кодирование и декодирование переносимой в звуковых сигналах лингвистически существенной информации.

    В настоящее  время часто говорят не просто  о фонетике, а о фонетических  науках, имея в виду совокупность  дисциплин, каждая из которых  имеет свой предмет и свою  точку зрения на звуковую сторону  языка.

1. И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929) различал антропофонику и психофонетику. Первая, по его мнению, должна иметь дело со звуками человеческой речи как физическими явлениями, второй предстоит заниматься звуками как психическими явлениями. Для него фонема являлась психической сущностью, а звуки он рассматривал как более или менее точные её реализации.

    Разграничение  фонетики как естественной науки  и фонологии как науки гуманитарной, социальной, предпринятое Н.С. Трубецким  (1890—1938), который исходил из разграничения  Ф. де Соссюром (1857—1913) речи и  языка, по сути дела, является  развитием бодуэновской идеи  в русле структурализма, предполагая  депсихологизацию понятия фонемы.

    В структурном  языкознании к ведению фонетики  обычно относят  изучение звуковой  субстанции, а к ведению фонологии  — исследование тех отношений,  которые связывают звуковые единицы  между собой в данном языке,  формируя его фонологическую  систему. Эти отношения оказываются  как бы дематериализованы. Фонетика  при таком подходе часто выводится  за пределы языкознания.

    В отечественном  языкознании и особенно в школе  Л.В. Щербы (1880—1944) принято считать,  что фонология неразрывно связана  с фонетикой и входит в неё  как изучение звуковых явлений  языка с точки зрения собственно  лингвистической, т.е. функциональной (или структурно-функциональной). Отношения  между фонологическими единицами  квалифицируются как отношения между материальными объектами. Но тем не менее в целом и в этой школе не снимается противопоставление в рамках фонетики в широком понимании фонологии и фонетики в узком смысле и фонологии.

Фонология имеет дело с  функциональными звуковыми единицами, принадлежащими звуковому стратуму языка. Эти единицы (как линейные, или сегментные, следующие в речевой  цепи друг за другом, так и надлинейные, суперсегментные, просодические, которые  накладываются на цепочки звуковых сегментов, составляющих материальную сторону морфем, слов, синтаксических объектов) обслуживают трансляционный стратум с его правилами словаря  и грамматическими правилами.  Они выступают в качестве строительных (конститутивных) и различительных элементов в плане выражения  знаковых единиц, а со смысловым (семантико-прагматическим) стратумом связаны лишь опосредованно.

    Базовой фонологической  единицей является фонема (в неслоговых  языках). И одной из первых задач  фонологии является установление  состава фонем данного языка,  выявление принципов их  организации  в систему, их парадигматических  отношений и их синтагматических  отношений, т.е. отношений между  собой в речевой цепи.

   Для решения этих  задач общая фонология вырабатывает  набор методических процедур  и приёмов анализа, которые  затем в основном используются  также в анализе как слогов / силлабем, так и суперсегментных  единиц (просодем), т.е. для установления  системы слогов в тех языках, где слог выступает в качестве  конститутивной фонологической  единицы, для выявления системы  смыслоразличительных тонов (тонем), системы акцентных структур, системы  интонационных контуров (интонем).

 Фонетика в узком смысле рассматривает эти звуковые средства в таких аспектах, как физический (акустический) и биологический (артикуляционный плюс перцептивный). Иногда её членят на фонетику артикуляторную, изучающую производство звука, фонетику акустическую, исследующую результат звукопроизводства, и фонетику аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с восприятием звука.

    Единство двух  подходов к изучению звуковых  средств языка — фонологического  (функционального) и узкофонетического  (материального, субстанциального) — вытекает из того, что звуковые  явления сами по себе, без определённого  их использования в данном  языке, вне их связи с оформлением,  отождествлением и различением  языковых знаков, не представляют  существенного интереса для лингвиста,  а каждая из функциональных  звуковых единиц имеет свои  материальные корреляты а) в  артикуляционных работах, б) в  акустических свойствах речевых  сигналов и в) в особенностях  её восприятия человеческим органом  слуха.

Принято далее, различать: фонетику (и фонологию) общую и частную,

    синхронную и  историческую (диахроническую),

    описательную  и нормативную фонетику,

    теоретическую  и прикладную фонетику..

Особое место в цикле  фонетических дисциплин занимает фонетика экспериментальная (или инструментальная). Её роль в решении спорных проблем  фонетического описания того или  иного языка, в моделировании  процессов автоматического распознавания  и синтеза звучащей речи и т.п. исключительно велика. Сегодня она, благодаря тесным контактам с  естественными науками и инженерными  областями, располагает множеством инструментальных способов исследования производства и  распознавания человеческой речи.

 Фонология может члениться  на линейную (сегментную), имеющую  дело с такими следующими друг  за другом в речи единицами,  как фонема и слог, и нелинейную (надлинейную, суперсегментную, супрасегментную), которая занимается просодическими  средствами (тон, слоговой акцент, ударение, интонация). Иногда в рамках  фонологии как функциональной  фонетики  соответственно противопоставляют фонематику (или фонемику) и просодику (или просодемику).

    При более тщательном  подходе, учитывая, что к линейным  единицам относится не только  фонема, но и слог, в сегментной  фонологии следует различать  учение о фонеме (фонемику) и учение  о слоге (сииллабемику).

    Фонема в языках  неслогового строя (таких, например, как русский, немецкий, английский, латинский, санскрит) выступает в  качестве кратчайшей функциональной  единицы в составе означающего  (экспонента) морфемы или слова.  В языках же нефонемного строя  (как, например, в китайском, бирманском, вьетнамском) аналогичную роль  играет слог. Как конститутивную  фонологическую единицу, его именуют  силлабемой (или слогофонемой).

Информация о работе Языкознание