Языкознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка. Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗВУКОВОГО СТРОЯ ЯЗЫКА....................................
1.1.Три аспекта фонетического исследования звука………………………………….6
1.2.Звук как минимальная единица…………………………………………………….12
1.3.Принципы классификации звуков речи…………………………………………...15
Глава 2. СПЕЦИФИКА АКУСТИЧЕСКИХ КЛАССИФИКАЦИЙ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.
2.1.Принципы акустической деятельности при образовании звуков………………31
2.2.Акустическая характеристика гласных…………………………………………..34
2.3.Акустическая характеристика согласных………………………………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….44
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.51 Кб (Скачать файл)

    В суперсегментной  фонологии могут быть разграничены  тонология, акцентология и интонология  — дисциплины, имеющие своими  объектами такие просодические  явления, как тон, словесное  ударение и синтаксическая интонация.

    Следует отметить, что если в первой и особенно  во второй трети 20 в. интерес  языковедов сосредоточивался преимущественно  на проблемах сегментной фонологии,  то в самые последние десятилетия  20 в. резко обострился интерес  к суперсегментной фонологии  (особенно к проблемам интонации). Объясняется это тем, что сегодня  в фокусе интереса оказываются  не столько такие значащие  языковые единицы, как слово  и морфема, а такие конструктивные  языковые объекты, как предложение  и высказывание (звучащий текст). Значительное внимание уделяется  проблемам ввода звуковой информации  в компьютер и компьютерного  синтеза звучащей речи.

    Место дисциплин  фонетико-фонологического цикла  в научном исследовании и в  преподавании языков предопределяется  тем, что звуковая материя является  первичной субстанцией, в которой  язык возник и существует.

    Большинство языков  мира не имеют письменности, и  далеко не всякая система письменности  способна фиксировать особенности  звучащей речи. По этой причине лингвист обращается к специальным системам фиксации звуковых явлений (транскрипциям).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Звук как минимальная единица

 

Членораздельная речь представляет собой последовательность звуков разных классов — гласных и согласных. С точки зрения артикуляции существенны  следующие различия между этими  классами.

1. При произнесении гласных  выдыхаемая воздушная струя не  встречает преграды в речевом  тракте, тогда как при образовании  согласных обязательно возникает  преграда в результате сближения  артикулирующих органов или их  полного смыкания; другим различием,  связанным с поведением выдыхаемого  воздуха, является сила выдоха. Гласные характеризуются меньшей  силой выдыхаемой струи, согласные  произносятся с большей силой  выдоха.

2. В нормальных случаях  гласные произносятся с обязательным  участием голосовых связок, которые  совершают периодические колебательные  движения. Возможность производства  шепотных гласных, т. е. гласных,  произносимых без участия голосовых  связок, — скорее, исключение, подтверждающее  правило. Для образования согласных  участие голоса не является  обязательным.

3. Положение произносительных  органов при артикуляции гласных  таково, что точно локализовать  тот участок речевого тракта, который определяет свойства  гласного, невозможно; согласные, наоборот, достаточно четко локализованы, так что определить «место  образования» любого согласного  в речевом тракте гораздо легче.

Принципы артикуляционной  классификации, разработанные для  гласных и согласных на основе их артикуляторных особенностей, различны.

Все звуки речи делятся  на гласные и согласные — это  деление исходит из акустических и артикуляционных признаков. Впрочем, мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Фердинанд  де Соссюр и Морис Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных  стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки); Лев Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные (по отсутствию и наличию преграды на пути струи воздуха, по характеру напряженности органов речи и по силе воздушной струи). Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно. Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в [р] разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума. Самый сонорный звук: [а], самый шумный: [п].

В пределах шумных выделяют:

Звонкие шумные длительные (пр.: [в], [з], [ж])

Звонкие шумные мгновенные (пр.: [б], [д], [г])

Глухие шумные длительные (пр.: [ф], [с], [ш], [х])

Глухие шумные мгновенные (пр.: [п], [т], [к])

Артикуляционные признаки

По артикуляционным признакам  звуки делятся на ртосмыкатели (согласные) и ртораскрыватели (гласные). Так  называемые полугласные звуки ([j] и [w]), находящиеся между гласными и  согласными, на поверку всегда оказываются  либо теми, либо другими; граница гласных  и согласных как раз и проходит между артикуляциями гласных [и], [у] и соответствующих согласных [j] и [w].

Сила выдоха (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она сильнее всего у глухих согласных (почему они и называются fortes — сильные), слабее у звонких  согласных (lenes — слабые), ещё слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных. В «слабости» гласных  и большинства сонорных согласных  легко убедиться, если произносить  их без голоса.

Согласные

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может  быть:

свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без  трения о стенки; звуки свободного прохода — это гласные;

суженным, когда те или  иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха  производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода —  это фрикативные согласные (иначе  спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): к фрикативным согласным  относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а  также и гортанные придыхательные [h];

сомкнутым, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся  органы воздвигают полную преграду —  смычку, которую либо надо прямо  преодолеть, либо струе воздуха следует  искать обхода смычки; это смычные  согласные, подразделяющиеся на ряд  подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Шумные

Согласные, характерным признаком  которых является шум от сближения  органов произношения, который или  составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает  над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласных  или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные [к], [х], [п], [ф], [т], [с], [ш], [ч], [ц] и б) звонкие шумные согласные [г], [й], [б], [в], [д], [з], [ж]. Однако согласные [в] и [й] занимают промежуточное положение  между звонкими шумными согласными и сонорными.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Принципы классификации звуков речи

 

Звуки речи, как и всякие другие звуки, являются результатом  воздействия колебательных движений воздушной среды на слуховой аппарат  человека. При образовании звуков речи в качестве источников звука  выступают определенные участки  речевого тракта при их работе во время  речи. Принято рассматривать звуки  вообще и звуки речи в частности  с двух сторон: во-первых, исследуют  объективные свойства колебательных  движений — их частоту, силу, спектральные характеристики; во-вторых, изучают  те ощущения, которые так или иначе  вызываются этими колебаниями в  слуховой системе человека, — высоту, громкость, тембр. Закономерности восприятия звуков исследует специальная область  акустики — психоакустика.

Рассмотрим основные соотношения  между акустическими и психоакустическими свойствами. Частота колебательных  движений определяется их числом в  единицу времени: так, если колеблющееся тело совершает за секунду 100 колебательных  движений, то частота получающегося  при этом звука — 100 герц. Диапазон речевых частот, т. е. тех колебаний, которые могут быть обнаружены при  анализе акустических свойств звуков речи, — от 50 до 10 000 Гц, что составляет лишь часть диапазона звуков, слышимых человеческим ухом. При восприятии частота колебания определяет высоту слышимого звука — чем выше частота колебаний, тем более  высоким кажется нам звук. Однако эта связь — не линейная, так  как увеличение частоты, например, в 10 раз не приводит к ощущению повышения  звука тоже в 10 раз.

Сила, или интенсивность, колебательного движения зависит от амплитуды колебания. В зависимости  от амплитуды изменяется воздушное  давление, воздействующее на барабанную перепонку. При изучении восприятия звуков пользуются двумя основными  понятиями, связанными с величиной  звукового давления: порогом слышимости (критическое значение звукового давления, при котором звук еле слышен) и порогом болевого ощущения (звуковое давление, при котором возникает ощущение боли). В акустике используют логарифмические единицы, выражающие уровень силы звука по отношению к некоторым стандартным значениям: для тона 1000 Гц уровень силы звука, соответствующего порогу слышимости, равен 0, а уровень, соответствующий порогу болевого ощущения, — 130 таких единиц, называемых децибелами (от имени американского ученого Белла, сокращенное обозначение — дБ). Чувствительность уха к разным частотам различна, поэтому два звука с разной частотой будут восприниматься как равногромкие при разных уровнях звуковых давлений (например, порог слышимости тона 50 Гц лежит примерно на 52 дБ выше порога слышимости тона 1000 Гц).

Простые колебательные движения, свойства которых можно было бы описать  конкретными значениями частоты  и уровня воздушного давления, встречаются  крайне редко. В природе вообще и  в речи особенно чаще всего мы встречаемся  со сложными звуками, которые являются результатом сложения нескольких простых  колебательных движений. Самый простой  пример образования сложного звука  — это колеблющаяся струна. При  ее колебании самая низкая частота  характеризует колебания целой  струны, в результате которых возникает  основной тон. Кроме целой струны в состояние колебательных движений приходят и ее отдельные части, при  этом длина такой части в целое  число раз меньше длины всей струны, а частота колебания этой части  выше частоты основного тона и  слабее по интенсивности. Такие колебания  называют обертонами, или гармониками, частоты основного тона. Голосовые  связки человека мы можем уподобить  такой колеблющейся струне; отсюда следует, что колебания голосовых  связок представляют собой сложные  колебательные процессы, где самой  низкой частотой и самой большой  интенсивностью характеризуется именно основной тон или основная частота, а интенсивность гармоник тем  меньше, чем выше их частота.

Вторая причина возникновения  сложных звуков — явление резонанса. Каждое тело характеризуется определенной частотой колебательных движений, и  если на него воздействует источник, частота  колебаний которого соответствует  его собственной частоте, то интенсивность  колебаний резко усиливается  в результате возбуждения этих собственных  резонансных характеристик. Так, если к колеблющейся струне поднести какой-нибудь резонатор (например, металлический  полый сосуд), резонансная частота  которого совпадает с частотой одной  из гармоник основного тона, интенсивность  этой гармоники значительно усилится, и мы услышим совсем не тот звук, который возник первоначально. Для  того чтобы охарактеризовать сложный  звук акустически, необходимо получить сведения о частоте и интенсивности  основного тона и об относительной  интенсивности всех его частотных  составляющих. Такие сведения мы получаем при спектральном анализе звука. Спектр, представляющий совокупность значений амплитуд и частот составляющих звук колебаний, обычно определяет восприятие тембра звука.

Речевой аппарат человека является системой, приспособленной  к порождению акустических колебаний  для образования звуковых последовательностей. Условно мы можем говорить о том, что некоторые участки речевого тракта обеспечивают возникновение  источников звука, а другие — резонансную  систему.

Существует три вида источников звука при речеобразовании: голосовой  и два шумовых — турбулентный и импульсный. Голосовой источник возникает при колебании голосовых  связок, и его работа обеспечивается как дыхательной системой, так  и гортанью. Звук, возникающий в  результате колебания голосовых  связок, содержит основную частоту  и гармоники, однако сразу же обратим  внимание на то, что в обычных  условиях мы этого звука никогда  не слышим, поскольку он поступает  в надгортанные полости, где всегда в значительной мере преобразуется. С голосовым источником образуются все гласные, сонанты и звонкие шумные согласные.

Турбулентный источник шума возникает при сужении в каком-либо месте речевого тракта при прохождении  по нему воздушной струи. В результате этого сужения воздух, проходящий по относительно широкому проходу, в  месте сужения создает вихревые потоки, соприкосновение которых  с краями сужения речевого тракта создает специфический шум. С  турбулентным источником шума образуются все шумные щелевые согласные.

Импульсный источник шума возникает при резком раскрытии  смычки произносительных органов. Во время  смычки в полости рта создается  избыточное воздушное давление, поскольку  воздушная струя не находит выхода из речевого тракта. При раскрытии  смычки происходит выравнивание давления за местом смычки и атмосферного —  и в результате возникает короткий и резкий щелчок — импульсный шум, характеризующий образование взрывных согласных.

Акустические свойства звуков речи обеспечиваются участием одного, двух (или даже трех) источников: при  производстве гласных источник голосовой, при глухих шумных щелевых — турбулентный, глухих взрывных — импульсный; звонкие  щелевые образуются при участии  двух источников — голосового и  турбулентного, звонкие взрывные —  голосового и импульсного.

Источник звука вызывает колебательные движения воздуха  в резонаторах — в надгортанных полостях. Ртовая, носовая полости  глотки образуют целую систему резонаторов, собственные частотные характеристики которых могут очень существенно  изменяться в зависимости от положения  губ, языка, мягкого неба, т. е. в зависимости  от того, какой звук артикулируется. Те усиления в спектре звука, которые  зависят от конфигурации речевого тракта, называют формантами звука, поскольку  именно они и формируют акустический образ произносимого звука. В  специальной литературе форманты обозначаются латинской буквой F, а расположение формант на шкале частот связывается  с номерами формант: самая близкая к частоте голосового источника форманта обозначается римской цифрой I, и далее форманты нумеруются в порядке возрастания их частоты; FI, FII, FIII, FIV. Число формант, которое необходимо учитывать при характеристике каждого звука, разными учеными определяется по-разному. Наиболее распространенной является точка зрения, в соответствии с которой достаточно четырех формант, при этом первая и вторая форманты имеют большее значение, чем третья и четвертая. Количество формант, существенных для акустических характеристик звука, сопоставимо с количеством резонансных полостей речевого тракта, однако было бы неверно думать, что каждая форманта связана с определенным резонатором. Между артикуляционными и акустическими характеристиками существует, безусловно, связь, которую можно определить как зависимость частот формант от ряда, подъема и огубленности. Считается, что частота FI связана с подъемом гласного: чем более открытый гласный, тем выше частота FI, чем более закрытый, тем она ниже; частота FII связана с рядом гласного: чем более передним является гласный, тем выше частота FII, чем более задним, тем она ниже. Огубленность гласного понижает частоту всех формант. При характеристике русских гласных мы убедимся в справедливости этого правила, однако не будем забывать о его известной упрощенности: фактически каждая из формант определяется всеми участками речевого тракта, а число формант, существенных для восприятия звука, больше двух.

Информация о работе Языкознание