Я-образ и профессиональное самосовершенствование сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:10, дипломная работа

Описание работы

Задачами исследования являются:
1. Изучить состояние проблемы исследования самоотношения и профессионального самоотношения в отечественной и зарубежной литературе.
2. Провести эмпирическое исследование по изучению особенностей профессионального самоотношения у медицинских работников.
3. Сравнить результаты эмпирического исследования, провести статистический анализ.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…….3
1 Теоретические подходы к формированию Я образа сотрудников в
процессе профессионального самосовершенствования……………………….7
1.1 Проблема профессионального самоотношения
в психологии……………………………………………………..…….……..7
1.2 Основные направления и подходы исследования
самоотношения личности……………………………….……….…………..…..12
1.3 Представление о профессиональном совершенствовании
и Я образ работника…………………………………………………….…...…..18
2 Экспериментальное исследование Я образа сотрудников в
процессе профессионального самосовершенствования…………………........32
2.1 Цель, задачи, процедура и методы исследования………………………...32
2.2 Описание и анализ результатов исследования………………………....….34
Заключение ……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

Диплом психология.doc

— 2.46 Мб (Скачать файл)

В теории Н.И. Сарджвеладзе указывает  на то, что человек не только строит образ того, какой он есть, каким он был и каким он будет, но и занимает определенную временную позицию, которая выступает своеобразной «точкой отсчета» и в перспективе которой моделируется временное видение этих образов [40].

Структура самоотношения  может описываться как состоящая  из трех компонентов:

позитивного оценочного самоотношения (самоуважение),  позитивного  эмоционального самоотношения (аутосимпатия),   негативного самоотношения (самоуничижение). 

По результатам  исследования С.Р. Пантилеева, самоуважение состоит из «открытости», «самоуверенности», «саморуководства»  и «отраженного самоотношения», аутосимпатия – из «самоценности», «самопринятия»  и «самопривязанности», а самоуничижение – из «самообвинения» и «внутренней конфликтности» [27].

Сущностной  характеристикой взаимосвязи компонентов  самоотношения является их дифференцированность. Первым показателем дифференцированностисамоотношения является характер взаимосвязи его позитивных и негативных модальностей. Механизм такого «самоподдержания»  был назван «защитным предохранительным клапаном»  (В.В. Столин). Его действие направлено, в первую очередь, на блокирование антипатии к себе так, чтобы падение симпатии не приводило к нарастанию антипатии. Отсутствие са-мопохвалы, снисходительности благодаря этому механизму не обязательно означает присутствие самообвинения, самоприговора или самоиздевки [28]. В основании функционирования защитного предохранительного клапана лежит процесс «псевдосамораскрытия», когда субъект занимает страдательную позицию «объекта», за счет чего снимает с себя ответственность за совершаемые поступки и фактически перекладывает ее на других людей.

Вторым показателем дифференцированностисамоотношения является характер взаимосвязи самоуважения (чисто когнитивной составляющей) и аутосимпатии (чисто аффективной составляющей). Феноменологическая разделенность в сознании личности самоуважения и аутосимпатии выступает структурной основой для функционирования особого механизма защиты самоотношения, когда из-за того, что личности есть за что не уважать себя, не следует, что она не должна себя любить. Низкая дифференцированность оценочных и эмоциональных модальностей самоотношения резко сужает круг возможных источников повышения самоуважения,  создает угрозу порождения нереалистичных защитных представлений человека о своем «Я». В данном случае основу самоуважения личности составляют не ее реальные достижения,  а чисто внутренняя идеаторная переработка собственных эмоциональных состояний. 

Еще одной характеристикой  взаимосвязи компонентов самоотношения  является их «реципрокность», противопоставленность  друг другу. Индикатором реципрокности  компонентов самоотношения является наличие между ними отрицательной корреляции. Реципрокностьсамоотношения, видимо, отражает его конфликтность [18]. 

Относясь к  ядерным образованиям личности, самоотношение  выступает как важный регулятор  поведения. От него зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность,  требовательность к себе,  отношение к успехам и неудачам. Тем самым оно влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Значит, можно  выделить главные функции, выполняемые  самоотношением:

1) регуляторную – на основе которой происходит личностный выбор;

2) защитную –  обеспечивающая относительную стабильность  и независимость личности [24]. 

 

1.3 Представление о профессиональном совершенствовании

и Я образ  работника

 

В современном  мире все больше растут требования к человеку как субъекту профессиональной деятельности, так как общество предполагает постоянное повышение уровня сознательности во всех сферах человеческой жизни. Поэтому особую значимость приобретает проблема изучения профессионального самоотношения, являющегося одним из важнейших компонентов самосознания человека вообще.

Профессиональное  самоотношение отражает развитие человека по таким признакам, как:

- рост профессионального  мастерства,

- продвижение  по службе,

- повышение  авторитета,

- упрочение  социального статуса. 

    1. Важное значение имеет также постановка целей и контроль за их осуществлением. Отечественные ученые А.А. Деркач и О.В. Москаленко [12] выделяют функциональные и структурные компоненты профессиональногосамоотношения:
    2. когнитивный,
    3. мотивационный,
    4. эмоциональный
    5. операциональный.
  1. Когнитивный компонент, по мнению ученых, представлен самопознанием, которое является начальным звеном, образующим самоотношение. Осуществляя самопознание, то есть, обращая психическую деятельность на исследование самого себя, человек производит сознательную оценку своих поступков и себя в целом. А соотнесение знания о себе с социальными требованиями и нормами дает ему возможность определить свое место в системе общественных отношений. В своих работах исследователи показали, что основным условием, определяющем непрерывность изменения знаний о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействий с другими людьми [10]. Вступая в общение в процессе деятельности или в других формах взаимодействия, люди одновременно познают и друг друга. Познание другого начинается с наблюдения за внешними его проявлениями в деятельности или в общении, а познавая особенности другого в процессе общения, мы выделяем и свое отличие от него. Описывая эмоциональный компонент профессионального самоотношения, необх

Информация о работе Я-образ и профессиональное самосовершенствование сотрудников