Я-образ и профессиональное самосовершенствование сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:10, дипломная работа

Описание работы

Задачами исследования являются:
1. Изучить состояние проблемы исследования самоотношения и профессионального самоотношения в отечественной и зарубежной литературе.
2. Провести эмпирическое исследование по изучению особенностей профессионального самоотношения у медицинских работников.
3. Сравнить результаты эмпирического исследования, провести статистический анализ.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…….3
1 Теоретические подходы к формированию Я образа сотрудников в
процессе профессионального самосовершенствования……………………….7
1.1 Проблема профессионального самоотношения
в психологии……………………………………………………..…….……..7
1.2 Основные направления и подходы исследования
самоотношения личности……………………………….……….…………..…..12
1.3 Представление о профессиональном совершенствовании
и Я образ работника…………………………………………………….…...…..18
2 Экспериментальное исследование Я образа сотрудников в
процессе профессионального самосовершенствования…………………........32
2.1 Цель, задачи, процедура и методы исследования………………………...32
2.2 Описание и анализ результатов исследования………………………....….34
Заключение ……………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

Диплом психология.doc

— 2.46 Мб (Скачать файл)

 

Тема: Я-образ и профессиональное самосовершенствование сотрудников

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….…….3

1 Теоретические подходы к формированию Я образа сотрудников в

процессе профессионального самосовершенствования……………………….7

    1. Проблема профессионального самоотношения

 в психологии……………………………………………………..…….……..7

1.2 Основные направления и подходы исследования

самоотношения личности……………………………….……….…………..…..12

1.3 Представление о профессиональном совершенствовании

и Я образ работника…………………………………………………….…...…..18

2 Экспериментальное  исследование Я образа сотрудников в

процессе профессионального  самосовершенствования…………………........32

2.1 Цель, задачи, процедура и методы  исследования………………………...32

2.2 Описание и анализ результатов исследования………………………....….34

Заключение ……………………………………………………………………….59

Глоссарий ………………………………………………………………………....61

Список использованных источников………………………………….……...…64

Приложение А.……………………………….……………………………….…..68

 

Введение

 

Российская  Федерация переживает в настоящее время сложнейший период своей истории, который характеризуется серьёзными кризисными явлениями во всех сферах и слоях общества. Не является исключением и здравоохранение, где негативные тенденции за последнее время приобрели системный характер, поэтому проблема самоотношения личности и построение профессионального Я образа работника на сегодняшний день является актуальной. Тем более имеет место быть недостаточная разработка исследователями процесса формирования Я образа  у медицинских работников. Слабый уровень подготовки и не желание самосовершенствования медицинского персонала также придают особую важность работам по изучению профессионального становления специалиста.

При выборе профессии  врача интенсивно формируются моральные понятия, развивается нравственное сознание, зарождаются жизненные и профессиональные идеалы, появляется потребность осознать себя как личность, соотнести свои возможности с требованиями профессии. В развитии медицинского работники период вхождения в профессию характеризуется все более активными попытками самовоспитания, самосовершенствования, стремлением подготовить себя к будущему.

На сегодняшний  день мы нередко являемся свидетелями  халатного отношения врачей к  своей профессиональной деятельности. В современном мире господствует идея наживы на обычных людях. Даже не смотря на то, что такие ситуации часто подаются огласке в СМИ, таких ситуаций не становится меньше. В первую очередь это проблема образования в медицинской сфере в нашей стране, которое с каждым годом обретает все более поверхностный характер.

Цель эффективной  организации – способствовать тому, чтобы обычные люди достигали  необыкновенных результатов.

Подбор и  самосовершенствование персонала являются задачами руководства. Естественно от того, как медицинский работник будет относиться к своим пациентам, к своей профессии, к своему самосовершенствованию и к свои коллегам, зависит какими личностными характеристиками будет обладать работник данной сферы. 

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть  особенности формирования Я образа у медицинских работников, а также особенности личностного и профессионального самосознания, заключающиеся в возможности и потребности повышать свою квалификацию.

Методологическую  основу исследования составляют на положения о качественно своеобразных уровнях характеристики отдельного человека: как индивида, как личности, как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев), о единстве самопознания и самоотношения (В.В. Столин, И.И. Чеснокова) [44]; о единстве сознания и самосознания (П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова); о ценностно-смысловом характере самосознания (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев) [27]; о мире профессий как неотъемлемой части субъективной модели профессионала (Е.Ю. Артемьева); о профессиональном самоотношении как комплексном образовании (Карпинский) [17], о поэтапности жизненного пути профессионала (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер) [14].

Немного существует профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека, одна из них это медицинский работник. Суть ценностного подхода – это ориентация на другого человека, как на «высшую ценность, равную ценности собственного Я». Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности врача и среднего медицинского работника. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний прикладной, то от медицинских работников требуется высокая мера ответственности за результаты своей деятельности.

Труд медицинских  работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а  так же необходимость принятия решений  в экстремальных ситуациях. Медицинский персонал должен обладать такими социальными характеристиками, как: физическое и психическое здоровье, развитый интеллект, гуманистическое мировоззрение, сочетания свободы и ответственности, нравственность, инновационный потенциал.

Целью работы является: изучить особенности профессионального Я образа в ситуации самосовершенствования, заключающегося в желании получения категории врача на базе среднего медицинского образования.

Мы опираемся  на определение профессионального самоотношения, выдвинутое К.В. Карпинским в своей концепции. Профессиональное самоотношение – это динамическая система смысловых структур и процессов, отражающих объективные отношения индивидуальных свойств личности к практической реализации мотивов и ценностей труда и обеспечивающих подчинение профессиональной деятельности, общения и карьеры устойчивой структуре этих отношений. На уровне индивидуального сознания эти объективные отношения, порождающие профессиональный смысл «Я», приобретают форму эмоциональных переживаний и самооценочных суждений личности о себе как субъекте труда [17].

Предметом исследования являются особенности профессионального Я образа медицинских работников.

Объект  исследования: профессиональное самосовершенствование.

Гипотеза: Профессиональный Я образ медицинского работника. занимающегося самосовершенствованием, отличается рядом психологических особенностей:

1) Врачи имеют более высокий общий уровень позитивности профессионального самоотношения, а средний медицинский персонал имеет низкий общий уровень позитивности профессионального самоотношения.

2) Общий уровень саморегуляции врачей будет выше, чем у среднего медицинского персонала.

Задачами исследования являются: 

1. Изучить состояние  проблемы исследования самоотношения  и профессионального самоотношения  в отечественной и зарубежной литературе.

2. Провести эмпирическое  исследование по изучению особенностей  профессионального самоотношения у медицинских работников.

3. Сравнить результаты  эмпирического исследования, провести  статистический анализ. 

В ходе эмпирического исследования был проведен ряд методик для диагностики профессионального Я образа медицинских работников:

    1. Опросник профессионального самоотношения К.В. Карпинский.
    2. Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.

Всего в исследовании приняли участие 70 испытуемых, которые были поделены на две группы критерию желания профессионального самосовершенствования - дальнейшего получения образования на базе среднего медицинского.

Первая группа 35 врачей, вторая группа 35 человек среднего медицинского персонала в возрасте от 25  до 57 лет.

База проведения исследования: МУЗ «Тульская городская клиническая больница Д.Я. Ваныкина».

Практическое  значение работы состоит в применении в консультировании по вопросам профессионального самосовершенствования результатов исследования, возможности выработать рекомендации для практических психологов по работе с медицинским коллективом, что позволит на качественно новом уровне решать задачи психологического сопровождения участников процесса медицинского оказания помощи.

 

 

 

1 Теоретические подходы к формированию Я образа сотрудников в

процессе профессионального  самосовершенствования

1.1 Проблема профессионального самоотношения

в психологии

 

Трудовая деятельность регулируется субъективным образом  самого субъекта, для обозначения которого вводится понятие «профессиональное самоотношение личности».  Регулирующая роль профессионального самоотношения заключается, прежде всего, в том, что на его основе человек начинает выделять и воспринимать себя в качестве действующего субъекта, от которого «исходит» профессиональная деятельность и который «присваивает» ее результаты. Это поднимает профессиональную деятельность на качественно новый уровень произвольности, управляемости; делает ее процессом, сознательно соотнесенным с субъектом и подчиненным интересам реализации его ценностей, мотивов и целей. С.Л. Рубинштейн пишет, что «произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъект этой деятельности – «я» данного индивида. «Я» – это не сознание, а человек, субъект как сознательный деятель» [1].

Профессиональноесамоотношение обеспечивает субъекту ориентировку в  собственных свойствах и состояниях, существенно влияющих на процесс  и результаты профессиональной деятельности, и на этой основе:

1) опосредует  осознанную саморегуляцию трудовой  деятельности, делового общения  и служебной карьеры, т.е. дает  возможность учесть индивидуальные  особенности в качестве значимых  условий в содержании профессиональных  целей, планов, программ, прогнозов,  решений, критериев оценки успеха-неуспеха;

2) обусловливает  осознанную саморегуляцию возникающих  в процессе труда функциональных  состояний;

3) управляет  формированием оптимального стиля  профессиональной деятельности, компенсирующего  недостатки и мобилизующего индивидуальные достоинства субъекта;

4) детерминирует  процессы профессионального самоопределения  и переопределения;

5) координирует  процессы самодетерминации, которые  совершаются в форме профессионально-личностного  саморазвития и самосовершенствования;

6) конституирует «вершинные» проявления личности в качестве субъекта профессии, в частности, профессиональную зрелость  и профессиональную мудрость.

Психологическая структура профессионального самосознания представляет собой единство трех сторон – познавательной (самопознание субъекта профессии), эмоционально-оценочной (самоотношение субъекта профессии) и регулятивной (саморегуляция субъекта профессии).

На сегодняшний  день психология профессиональной деятельности еще только подступается к осмыслению профессиональногосамоотношения личности. 

В отечественной  психологии предложен конструктивный подход, именуемый онтологией человеческого  бытия в мире или онтологией жизненного мира [5]. Главный позитивный тезис  этой онтологии заключается в  том, что субъективное отношение к самому себе является дериватом реальных жизненных отношений, складывающихся между индивидуальными свойствами человека и его объективно существующими потребностями, мотивами, ценностями в контексте практической деятельности. Следовательно, для лучшего понимания психологической природы и сущности профессионального самоотношения необходимо соблюсти два условия: во-первых, вывести анализ в плоскость профессионального бытия человека с тем, чтобы обнаружить действительный объект, запечатленный в самоотношении, и локализовать источники, из которых оно реально проистекает; во-вторых, выйти за рамки тех форм, в которых самоотношение явлено в сознании, и спуститься на неосознаваемые уровни организации человеческой психики, на которых залегает психологический субстрат самоотношения.

Такую возможность  предоставляет смысловой подход, впитавший в себя методологические принципы «онтологии жизненного мира». Его преимущество как раз и  заключается в том, что он позволяет  рассмотреть профессиональное самоотношение  не только как психический феномен, лежащий «на поверхности» индивидуального сознания, но также отыскать онтологические основания и глубинные формы его представленности в смысловой сфере личности.

Общие положения  смыслового подхода к самоотношению  личности конкретизируются в концепции личностного смысла «Я», сформулированной В.В. Столиным [42] и в дальнейшем доработанной С.Р. Пантилеевым. В противовес различным трактовкам зарубежной психологии, эта концепция аксиоматизирует положение о том, что самоотношение является многомерной реальностью, несводимой к системе самооценок и аффективных откликов человека на представления о самом себе. Она в неявной форме различает три аспекта самоотношения, которые составляют единство, но не тождество.

Информация о работе Я-образ и профессиональное самосовершенствование сотрудников