Я-концепция подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – создать условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции.
Объект нашего исследования – Я-концепция старших подростков.
Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции (когнитивный, аффективный, поведенческий).

Содержание работы

Введение
1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста
1.1. Понятие Я-концепции
1.2. Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией
Э.Эриксона
1.3. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции
1.4. Психологические особенности развития Я-концепции у старших подростков
2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков
2.1. Пояснительная записка
2.2. Содержание программы
2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у старших подростков
2.4. Оценка эффективности реализации программы тренинга

Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2014 5.docx

— 109.22 Кб (Скачать файл)

 

Для определения уровня самооценки подростков мы использовали шкалу «Уровень притязаний», разработанную Шварцландером. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремиться человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. Лица, с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязания стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к решению все более и более сложных задач. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно, успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязания выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности».

Поскольку Я-концепция так или иначе проявляется в любом развернутом самоописании (в нестандартизированных ответах на вопросы анкеты, в письмах и т.д.), появляется возможность применить метод нестандартизированного самоотчета (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987, с. 257).

Для этих целей при первичном и повторном диагностическом исследовании нами был использован «Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и Т.Мак-Портлендом. Испытуемых просят в течение 15минут дать двадцать различных ответов на вопрос «Кто я?». Испытуемые также инструктируются давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно возникают, а не заботиться о последовательности, грамматике и логике (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987,с.258). В соответствии с модифицированным А.М.Прихожан вариантом этого теста участниками группы были проранжированы ответы по трем параметрам:

    • положительное отношение к ответу;

    • отрицательное отношение к ответу;

    • общее количество ответов.

Для более глубокого и качественного анализа эффективности реализации тренинговой программы, развивающего процесса, проходившего в группе, нами был использован метод субъективного самоотчета как наиболее релевантный (Приложение 1).

 

2.4. Оценка эффективности  реализации программы тренинга

 

В соответствии с выделенными компонентами Я-концепции (когнитивным, аффективным, поведенческим) нами были отобраны объективно-экспериментальные и субъективно-отчетные методы, позволяющие определить степень сформированности компонентов у старших подростков и оценить эффективность реализации развивающей программы при повторной диагностике.

При первичной и повторной диагностике мы использовали следующие методики:

1.Тест-опросник «Шкала  самоуважения Розенберга»;

2.Шкала Шварцландера «Уровень притязаний»;

3. «Тест двадцати утверждений  на самоотношение», разработанный М. Куном и Т. Мак-Портлендом, модифицированный А.М.Прихожан.

4.Метод самоотчета.

Описание всех методик, использованных в нашей работе мы даем в четвертом параграфе данной главы.

1.Оценка эффективности  реализации программы объективно-экспериментальными  методами

Рассмотрим результаты, полученные с помощью теста-опросника «Шкала самоуважения Розенберга», при проведении первичной и повторной диагностике, которые изложены в таблице 2.

В таблице 2 представлены ответы участников по «Школе самоуважения Розенберга» до и после реализации программы.

Таблица 2.

Ответы участников тренинговой группы, полученные по «Шкале самоуважения Розенберга» до и после реализации программы.

п/п

Имя

                   
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

 

Условные обозначения:

в верхнем левом углу – ответы участников до реализации программы;

в правом нижнем углу – ответы участников после реализации программы.

При ответе на каждый пункт анкеты испытуемые выбирали следующие варианты ответа:

а) «полностью согласен» (4б.);

б) «согласен» (3б.);

в) «не согласен» (2б.);

г) « абсолютно не согласен» (1б.).

Проанализируем ответы подростков на первый пункт анкеты.

При первичном анкетировании Оля Т., Аня К., Женя М., Соня М. выбирают вариант ответа «б», что предполагает у этих подростков средний уровень самоуважения. Игорь Д., Алеша Ш. дают вариант ответа «в», свидетельствующий о их низком уровне самоуважения.

При повторном анкетировании Оля Т., Аня К., Женя М., Соня М., Алеша Ш. выбирают ответ «а», что позволяет говорить о высоком уровне самоуважения у подростков. Игорь Д. дает вариант ответа «б», что свидетельствует о повышении у него уровня самоуважения до «среднего».

Рассмотрим ответы подростков на второй пункт анкеты.

При первичной диагностике Оля Т., Аня К., Женя М., Соня М., Игорь Д. выбирают ответ «в», что свидетельствует о среднем уровне самоуважения.

Алеша Ш. дает вариант ответа «а», говорящий о том, что у подростка прослеживается низкий уровень уважения себя.

При повторном обследовании выяснилось, что у Оли Т., Жени М., Игоря Д. уровень самоуважения не изменился (вариант ответа «в»). У двоих подростков (Ани К., Сони М.) уровень самоуважения поднялся до высокого, а у Алеши Ш. прослеживается динамика изменения уровня самоуважения с низкого до среднего.

Проанализируем ответы подростков на третий пункт анкеты.

При первичном анкетировании Оля Т., Аня К., Соня М., Игорь Д., Алеша Ш. выбирают ответ «б», что предполагает у этих подростков средний уровень самоуважения. Женя М. обладает высоким уровнем самоуважения, что доказывается выбранным им ответом «а».

При повторном анкетировании у троих подростков ( Оли Т., Сони М., Игоря Д.) уровень уважения себя поднялся до высокого, так как они выбрали вариант ответа «а». У троих членов группы уровень самоуважения остался прежним (у Ани К., Алеши Ш. – средний, о чем свидетельствует выбранный ими вариант ответа «б»; у Жени М. – высокий, он предпочел ответ «а»).

Рассмотрим ответы подростков на четвертый пункт анкеты.

При первичной диагностике у четырех подростков (Ани К., Жени М., Сони М., Игоря Д.) обнаружился высокий уровень самоуважения ( ответы «а»), у Алеши Ш. – средний уровень ( ответ «б») и у Оли Т. – низкий уровень самоуважения (ответ «в»).

При повторном обследовании у трех подростков остался прежний уровень самоуважения: высокий у Ани К., Жени М., Сони М. (ответы «а»), средний у Алеши Ш.(ответ «б»).У Оли Т. уровень самоуважения повысился до среднего (ответ «б»). У Игоря Д. уровень самоуважения снизился до среднего ( ответ «б»), что на наш взгляд может говорить о более критическом отношении подростка к себе.

Проанализируем ответы на пятый пункт анкеты.

При первичном анкетировании у Оли Т., Жени М., Игоря Д., Алеши Ш. наблюдался средний уровень самоуважения ( ответ «в»), у Сони М. – высокий уровень ( ответ «г»), у Ани К. – низкий уровень уважения к себе (ответ «б»).

При повторном анкетировании у пяти подростков уровень самоуважения остался прежним – у Оли Т., Жени М., Игоря Д., Алеши Ш. – средний ( ответы «в»), у Сони М. – высокий уровень (ответ «г»). Повышение уровня самоуважения наблюдается у Ани К. Она выбирает ответ «в», что свидетельствует о среднем уровне уважения к себе.

Рассмотрим ответы подростков на шестой пункт анкеты.

При первичном обследовании низкий уровень самоуважения обнаружился у Алеши Ш.(ответ «в»); у остальных ребят (Оля Т., Аня К., Женя М., Соня М., Игорь Д.) – средний уровень самоуважения (ответы «б»).

При повторной диагностике динамика уровня самоуважения прослеживается практически у всех подростков. Так, у Оли Т., Ани К., Сони М. обнаруживается высокий уровень уважения себя ( ответы «а»), у Алеши Ш. – средний уровень (ответ «б»).Показатели уровня самоуважения Жени М. и Игоря Д. остались без изменений (средний уровень) – ответы «б».

Проанализируем ответы по седьмому пункту анкеты.

До реализации развивающей программы у четырех ребят ( Оля Т., Аня К., Игорь Д., Алеша Ш.) наблюдался низкий уровень самоуважения (ответ «в»), у Жени М. – средний уровень (ответ «б»), у Сони М. – высокий уровень ( ответ «а»).

После реализации программы значительные изменения ( с низкого на высокий уровень самоуважения) наблюдаются у Оли Т., Ани К. Уровень самоуважения Жени М. повысился со среднего до высокого уровня (ответ «а»). У троих ребят динамики не наблюдается: у Сони М. остался высокий уровень самоуважения (ответ «а»), а у Игоря Д. и Алеши Ш. – низкий уровень (ответ «в»), что может объясняться расширением образа своего «Я».

Рассмотрим ответы по восьмому пункту анкеты.

При первичном обследовании у Оли Т., Игоря Д. прослеживался средний уровень самоуважения (ответы «б»), у Жени М., Сони М. – высокий уровень уважения себя (ответы «в»), у Ани К., Алеши Ш. - низкий уровень (ответы «а»).

При повторном обследовании почти у всех ребят наблюдается положительная динамика. Так, у Ани К., Алеши Ш. уровень самоуважения изменился с низкого на средний (ответы «б»), у Сони М. уровень самоуважения стал более высоким (ответ «г»), у Игоря Д. уровень самоуважения поднялся со среднего до высокого (ответ «в»). Не наблюдается динамика у Оли Т., остался средний уровень (ответ «б»). Снижение уровня уважения себя прослеживается у Жени М. с высокого до среднего (ответ «б»), что может, на наш взгляд, говорить о более глубоком познании подростком себя.

Проанализируем ответы по девятому пункту анкеты.

До реализации программы тренинга четверо подростков (Оля Т., Аня К., Женя М., Игорь Д.) имели низкий уровень самоуважения (ответы«а», «б»), у Сони М., Алёши Ш. был средний уровень (ответ«в»).

После реализации программы тренинга у Оли Т. и Жени М. динамика незначительна (ответ «б»). У Ани К. наблюдается изменения с низкого уровня до среднего (ответ «в»). У двоих ребят динамика не прослеживается: у Сони М. остался средний уровень самоуважения (ответ «в»), у Игоря Д. – низкий уровень (ответ «б»). Результаты Алёши Ш. показывают снижение уровня уважения себя (ответ «б»), что говорит о более критичном отношении к себе.

Рассмотрим ответы по десятому пункту анкеты.

При первичной диагностике выбор ответа «б» Олей Т., Аней К. свидетельствовал о наличии у девочек низкого уровня самоуважения. У Жени М., Игоря Д., Алёши Ш. наблюдался средний уровень (ответ «в»), у Сони М. – высокий (ответ «г»).

При повторном обследовании положительная динамика прослеживается у троих подростков: у Оли Т., Ани К. наблюдается средний уровень самоуважения (ответ «в»), у Игоря Д. – высокий уровень (ответ «г»). Женя М., Алёша Ш. имеют, по- прежнему, средний уровень (ответы «в»). Изменение в показателях Сони М. свидетельствует о том, что девочка лучше узнала свои возможности (уровень самоуважения снизился до среднего).

На основе качественного анализа анкеты мы можем сделать следующее заключение. До реализации тренинговой программы у четверых подростков (Оля Т., Аня К., Игорь Д., Алеша Ш.) наблюдался низкий уровень самоуважения, у двоих ребят (Женя М., Соня М.) – средний уровень уважения себя. В результате проведенной развивающей работы с подростками уровень их самоуважения значительно изменился (кроме Алеши Ш.). Так, Оля Т., Аня К., Женя М., Игорь Д. имеют теперь средний уровень самоуважения, а Соня М. – высокий уровень. У Алеши Ш. прослеживается низкий уровень, но, если проанализировать его ответы на вопросы анкеты, то можно заметить, что подросток стал больше верить в свои силы, более адекватно относиться к себе. Проведённую с ним работу можно

Информация о работе Я-концепция подросткового возраста