Я-концепция подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – создать условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции.
Объект нашего исследования – Я-концепция старших подростков.
Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции (когнитивный, аффективный, поведенческий).

Содержание работы

Введение
1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста
1.1. Понятие Я-концепции
1.2. Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией
Э.Эриксона
1.3. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции
1.4. Психологические особенности развития Я-концепции у старших подростков
2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков
2.1. Пояснительная записка
2.2. Содержание программы
2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у старших подростков
2.4. Оценка эффективности реализации программы тренинга

Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2014 5.docx

— 109.22 Кб (Скачать файл)

Тематический план занятий

п/п

Темы занятий

Количество

часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Знакомство.

Путешествие к центру своего Я.

Я глазами других.

Принятие себя.

Уголки моей души.

Размышление о самом себе.

Завершение группы.

4

4

3

3

3

4

4

 

Итого:

25


 

Раскроем общее содержание, цели и задачи каждого занятия.

  • Знакомство.

Цель - создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе.

  • Путешествие к центру своего Я.

Цель- создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии и обратной связи.

  • Я глазами других.

Цель – вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций; создание условий для возможности увидеть себя глазами других людей,

отработка навыков анализа своего поведения; включение участников в процесс самосовершенствования.

  • Принятие себя.

Цель - дать возможность участникам осознать себя как уникального человека со своими индивидуальными особенностями принять себя.

  • Уголки моей души.

Цель – осознание каждым членом группы своих отрицательных черт, формирование умения доверять группе и принимать себя и других.

6. Размышление о самом  себе.

Цель – анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений которые произошли в процессе работы.

  • Завершение группы.

Цель – анализ собственного пройденного пути и оценка результатов достижения своей цели, выражение добрых чувств к каждому члену группы.

Программа предусматривает систему занятий, проходящих 2 раза в неделю в течение месяца.

Организация встреч.

Структура занятий.

  • Разминка.

  • Анализ домашнего задания.

  • Основное содержание занятия (информация, упражнения, этюды).

  • Заключительные процедуры (домашнее задание, экспресс - диагностика).

  • Рефлексия (о прошедшем занятии).

  • Ритуал конца (свеча).

Ниже раскроем предназначение указанных структурных элементов занятий.

Каждая встреча, кроме первой, начинается с рефлексии, во время которой ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить работу. Рефлексия является одним из основных средств, способствующих объективному пониманию себя, своих психологических состояний.

Кроме основных процедур членам группы предлагается разминка, с целью снятия усталости, напряжения или включения в работу.

Информирование предназначено для вооружения подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций.

Этюды, упражнения, используемые на занятии, способствуют включению участников группы в процесс самораскрытия, самосовершенствования, самопринятия.

Домашнее задание, ведение дневниковых записей – метод, благодаря которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется. Домашние задания способствуют пониманию себя как личности, познанию своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми.

Ритуал (начала и конца занятия) способствует созданию чувства особенности общения в группе, климата психологической безопасности, формированию установки на взаимопонимание.

Самоотчет (выполняемый письменно участниками группы) направлен на осознание впечатлений, ощущений, мыслей, которые возникали во время занятия.

Затем ведущий объявляет тему и цели данной встречи и переходит к основным процедурам.

В описание встречи включено информирование участников, которое ведущий использует, когда члены группы испытывают недостаток знаний по конкретному вопросу. Ведущий должен постоянно обращать внимание на уже пройденное и закрепить полученные знания в процессе всей работы группы.

В течение занятия ведущий даёт участникам задания на самопознание, которое направлено либо на закрепление полученных в прошедшей встрече знаний и умений, либо на подготовку к следующей встрече.

В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу). Затем проводится экспресс-диагностика состояния участников, понимание происходящего.

Работа осуществляется с помощью различных методов психологического воздействия: конгруэнтной коммуникации (активное слушание, эмпатическое принятие), метод арттерапии, метод поведенческого тренинга, групповая дискуссия, анализ ситуаций, элементы психогимнастики и другие.

3.2.Темтический план занятий.

тема

цели, задачи, назначения

наименование форм

работы, упражнения

литература

1.

з

н

а

к

о

м

с

т

в

о

-снятие напряжения

-знакомство с работой  в группе, со структурой занятий.

-знакомство с каждым  членом группы, выбор имён.

-формирование видеть  позитивные стороны поведения  участников.

-определение индивидуальных  особенностей участников.

-установление принципов  работы в группе.

-создание доброжелательной  атмосферы.

-осознание в будущем  успешности тренинга, а также  своего вклада в работу.

-формирование умения  общаться и работать группой.

-создание доброжелательной  атмосферы.

-осознание своих сильных  и слабых сторон характера.

-отработка навыков рефлексии.

1.Разминка.

2.Информация о тренинге  знакомство со структурой занятий.

3.Знакомство.

4.Позитивные итоги.

5.Автопортрет.

6.Выработка правил группы.

7. «Я хочу тебе подарить…»

8.Анкета участника.

9.Кру в круге.

10.Разминка. Игра «Молекулы».

11.Самоотчёт.

12.Д/з. «Контраргументы»

13.Рефлексия.

14.Ритуал конца.

 
       

2.

п

у

т

е

ш

е

с

т

в

и

е

к

ц

е

н

р

у

-создание чувства особенности  общения в группе, климата психологической  безопасности; формирования установки  на взаимопонимание.

-сплочение группы, настрой  группы на освоение нового  материала.

-осознание участниками  цели посещения тренинговых занятий.

-осознание участниками  того, что они думают о себе, как они относятся к себе.

1.Ритуал начала.

2.Разминка. Игра «Прочистка  мозгов» «Счёт».

3.Позитивные итоги.

4.

 
       
       
       
       

 

 

2.3. Организация и методы  исследования компонентов Я-концепции у

старших подростков.

 

Экспериментальная работа проводилась на базе Кодинской средней школы №4 с подростками в возрасте 14-15 лет. Тренинговая группа состояла из шести человек.

Работа проводилась в три этапа:

1 этап (март-апрель 2002 г.) –  подбор методик, организация первичного

обследования, изучение литературы по теме исследования;

2 этап (апрель 2002 г.) – реализация  развивающей тренинговой программы;

3 этап (май 2002 г.) – повторная  диагностика, обработка и анализ

полученных результатов.

При диагностике уровня сформированности структурных компонентов Я-концепции у старших подростков нами были использованы следующие диагностические методики:

1.Тест-опросник «Шкала  самоуважения Розенберга».

2.Шкала Шварцландера «Уровень притязаний».

3.«Тест двадцати утверждений  на самоотношение», разработанный М.Куном и Т.Мак-Портлендом, модифицированный А.М.Прихожан.

4.Метод самоотчета.

В области психодиагностики процесса самосознания и его продукта – Я-образа или Я-концепции используются стандартизированные самоотчеты. К этому типу методик относятся, прежде всего, тесты – опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей, относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений ; взаимоотношений с другими людьми (Бодалев А. А., Столин В.В., 1987, c.254).

Для оценки самоотношения у подростков нами был выбран тест- опросник «Шкала самоуважения Розенберга ». Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение. Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.,2000,с.285).

Опросник «Шкала самоуважения Розенберга» состоит из десяти утверждений и предполагает четыре градации ответов: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен». В соответствии с градациями ответов определяются уровни самоуважения для каждого утверждения.

п/п

утверждения

ответы

баллы

уровень

1.

Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

а) полностью

согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

не согласен

4

3

2

1

высокий

средний

низкий

низкий

2.

Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

а) полностью

согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

не согласен

1

2

3

4

низкий

низкий

средний

высокий

3.

Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

а) полностью

согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

не согласен

4

3

2

1

высокий

средний

низкий

низкий

4.

Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

а) полностью

согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

не согласен

4

3

2

1

высокий

средний

низкий

низкий

5.

Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

а) полностью

согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

не согласен

1

2

3

4

низкий

низкий

средний

высокий

п/п

утверждения

ответы

баллы

уровень

6.

Я к себе хорошо отношусь.

а) полностью

согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

не согласен

4

3

2

1

высокий

средний

низкий

низкий

7.

В целом я удовлетворен собой.

а) полностью

согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

не согласен

4

3

2

1

высокий

средний

низкий

низкий

8.

Мне бы хотелось больше уважать себя.

а) полностью

согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

не согласен

1

2

3

4

низкий

средний высокий

высокий

9.

Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

а) полностью

согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

не согласен

1

2

3

4

низкий

низкий

средний

высокий

10.

Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

а) полностью

согласен

б) согласен

в) не согласен

г) абсолютно

не согласен

1

2

3

4

низкий

низкий

средний

высокий

Информация о работе Я-концепция подросткового возраста