Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх и их влияние на психологическое состояние (в частности, на уровень тревожности). 
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений старших дошкольников в творческих играх.
2. Провести социометрический анализ взаимоотношений в коллективе старших дошкольников.
3. Изучить проявления тревожности старших дошкольников.
Введение………………………………………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. Понятие «игра», взаимоотношение детей дошкольного возраста в творческих играх.
1.1	Характеристика  игровой деятельности (Игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте)……………………………………………………………………………………………стр.5
1.2	Игра как ведущая деятельность дошкольников………………………………………………….стр.10
Глава 2. Теоретический анализ проблемы формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.
2.1  Понятие «взаимоотношения» и их особенности в дошкольном возрасте. Этапы формирования   взаимоотношений в дошкольном возрасте………………………………………………..……...стр.14
2.2. Влияние творческих игр на  формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………..стр.19
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.	
3.1	Подбор диагностического инструментария и организация исследования…………………….стр.21
3.2	Результаты исследования…………………………………………………………………………стр.23
Заключение……………………………………………………………………………………………...стр.33
Список использованных источников
Полученный результат можно объяснить гендерными особенностями дошкольников.
Учеными было замечено, что интенсивность переживания тревоги и уровень тревожности у мальчиков и девочек различны: девочки более робки и тревожны.
Половые различия по тревожности не связаны с возрастом: они примерно одинаковы у детей и взрослых. Однако, следует отметить, что данные по различным видам тревожности (общая и социальная тревожность) противоречивы [1].
Так же объяснением различий уровня тревожности у девочек и мальчиков может выступать тот факт, что девочки, как уже упоминалось выше, более социально-ориентированы. Следовательно, они больше мальчиков заботятся о том, что думают о них сверстники, а это побуждает тревожность.
Не следует, однако забывать о том, что тревожность – психологическая категория, но уровень, которой влияет множество факторов (личностные особенности, опыт общения со сверстниками, особенности семейной ситуации и т.д.), поэтому интерпретация различий уровня тревожности не может сводиться лишь к рассмотрению гендерных особенностей проявления тревожности.
С целью выявления взаимосвязи между социометрическим статусом и уровнем тревожности у старших дошкольников и гендерных особенностей данной взаимосвязи был проведен корреляционный анализ полученных в процессе эмпирического исследования данных.
Для того, что бы провести корреляционный анализ, данные были закодированы следующим образом:
Пол: 1- мужской; 2 – женский
Социометрический статус: 1- отвергаемые; 2- изолированные; 3- предпочитаемые; 4- звезды
Уровень тревожности: 1- низкий; 2- средний; 3- высокий
Закодированные первичные 
Шкала «пол» – дихотомическая => распределение значений по этой шкале отличное от нормального => следует использовать непараметрические методы обработки данных.
Для того, что бы установить наличие взаимосвязи между переменными, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Были получены следующие данные (Приложение 5, таблица 3.5):
- существует взаимосвязь 
- статистически значимой 
- статистически значимой 
Таблица 3.5 – Сводная таблица коэффициента корреляции Спирмена
Название переменных  | 
  R (коэффициент корреляции)  | 
  P (уровень значимости)  | 
  Сила зависимости  | 
  Направление зависимости  | 
социометрический статус / тревожность  | 
  
   
 -0,69  | 
  
   
 0,05  | 
  
   
 умеренная  | 
  
   
 обратная  | 
Социометрический статус /тревожность:
R = |0,69|
0,5<|R|<0,7 => зависимость умеренная.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
У дошкольников, имеющих социометрические 
статусы «звезды» и «предпочитаемые» 
тревожность ниже, чем у дошкольников, 
имеющих социометрические статусы; 
«изолированные» и «
Заключение
В общении со сверстниками в детском саду ребенок проводит 50— 70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Это свидетельствует том, что от того, как себя чувствует ребенок в коллективе сверстников, как он умеет простраивать взаимодействие с ними, зависит его психологический комфорт и, в целом, формирование его личности. Таким образом, сложно переоценить актуальность изучения проблемы формирования взаимоотношений дошкольников в творческих играх.
В результате проведенного в рамках курсовой работы исследования, нашла свое подтверждение гипотеза о том, что особенности взаимоотношений в творческих играх взаимосвязаны с уровнем тревожности у старших дошкольников: у дошкольников, имеющих социометрические статусы «звезды» и «предпочитаемые» тревожность ниже, чем у дошкольников, имеющих социометрические статусы; «изолированные» и «отвергаемые».
Следует подчеркнуть, что воспитатель и психолог могут корректировать взаимоотношения дошкольников и тем самым влиять на социометрические статусы дошкольников. Были разработаны следующие практические рекомендации по коррекции социометрических статусов старших дошкольников:
- При работе с детьми с 
низким социометрическим 
- Еще один способ избавиться 
от излишнего напряжения - раскрашивание 
лица специальными красками. При 
отсутствии специальных 
- Можно также устроить 
Список использованной литературы: