Строительно-конструктивные игры 
– разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и 
впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных 
играх происходит замещение одних предметов 
другими: постройки возводятся из специально 
созданных строительных материалов и конструкторов 
или же из природного материала (песка, 
снега). Все это дает основание считать 
такую деятельность одним из видов творческой 
игры. Многие строительно-конструктивные 
игры протекают в форме ролевой игры. Таким 
образом, в строительно-конструктивной 
игре происходит многогранное развитие умственной деятельности 
детей.[8, 17].
Дидактические игры – это разновидность 
игр с правилами, специально создаваемых 
педагогической школой в целях обучения 
и воспитания детей. Дидактические игры 
направлены на решение конкретных задач 
в обучении детей, но в то же время в них 
появляется воспитательное и развивающее 
влияние игровой деятельности.
Дидактическая 
игра имеет определенную структуру, 
характеризующую игру как форму 
обучения и игровую деятельность. 
Выделяются следующие структурные 
составляющие дидактической игры:
1) дидактическая 
задача;
2) игровые 
действия;
3) правила 
игры;
4) результат.
Дидактическая 
задача определяется целью обучения 
и воспитательного воздействия. 
Она формируется педагогом и 
отображает его обучающую. Игровая 
задача осуществляется детьми. Дидактическая 
задача в дидактической игре реализуется 
через игровую задачу. Она определяет 
игровые действия, становится задачей 
самого ребенка. Игровые действия – основа 
игры.Чем разнообразней игровые действия, 
тем интереснее для детей сама игра и тем 
успешнее решаются познавательные и игровые 
задачи.
При 
проведении игр необходимо сохранить 
все структурные элементы. Так 
как именно с их помощью решаются 
дидактические задачи. Взаимоотношения 
между детьми и педагогом определяются 
не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог 
– участники одной игры. Нарушается это 
условие, и педагог становится на путь 
прямого обучения.
Дидактическая 
игра – это игра только для ребенка, а 
для взрослого – это способ обучения. 
Цель дидактических игр – облегчить переход 
к учебным задачам, сделать его постепенным.
Словесные игры
Такие 
игры построены на словах и действиях 
играющих. В таких играх дети учатся, опираясь 
на имеющиеся представления о предметах, 
углублять знания о них, так как в этих 
играх требуется использовать приобретенные 
ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. 
Дети самостоятельно решают разнообразные 
мыслительные задачи: описывают предметы, 
выделяя характерные их признаки; отгадывают 
по описанию; находят признаки сходства 
и различия; группируют предметы по различным 
свойствам, признакам; находят алогизмы 
в суждениях и др.
С помощью 
словесных игр у детей воспитывают 
желание заниматься умственным трудом. 
В игре сам процесс мышления протекает 
активнее, трудности умственной работы 
ребенок преодолевает легко, не замечая, 
что его учат.
Подвижные игры
В основе 
их лежат разнообразные движения 
– ходьба, бег, прыжки, лазанье и 
т.п. Подвижные игры удовлетворяют 
потребность растущего ребенка в движении, 
способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность 
ребенка, радостные переживания – все 
это благотворно влияет на самочувствие, 
настроение, создавая положительный фон 
для общего физического развития. Подвижные 
игры включают комплексы движений разного 
рода. Эти игры формируют способность 
действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. 
Дети приучаются сговариваться, объединяться 
для проведения любимых игр, считаться 
с мнением своих партнеров, справедливо 
разрешать возникающие конфликты.
Традиционные (народные) игры
Исторически 
они лежат в основе многих игр, 
относящихся к обучаемым и 
досуговым. Предметная среда народных 
игр также традиционна, они сами, 
и чаще представлена в музеях, а 
не в детских коллективах. Исследования, 
проведенные в последние годы, 
показали, что народные игры способствуют 
формированию у детей универсальных 
родовых и психических способностей 
человека (сенсомоторной координации, 
произвольности поведения, символической 
функции мышления и другие), а 
также важнейших черт психологии 
этноса, создавшего игру [1, 122].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2  Игра как ведущая деятельность 
дошкольников
Великий 
русский педагог К.Д. Ушинский писал: 
«В игре дитя живет, и следы этой 
жизни глубже остаются в нем, чем 
следы действительной жизни, в которую 
он не мог еще войти по сложности 
ее явлений и интересов. В действительной 
жизни дитя не более как дитя, 
существо, не имеющее еще никакой 
самостоятельности, слепо и беззаботно 
увлекаемое течением жизни; в игре же 
дитя, уже зреющий человек, пробует 
свои силы и самостоятельно распоряжается 
своими же созданиями» [15,61].
Игра 
- это основной вид деятельности 
дошкольника, она оказывает многогранное 
влияние на психическое развитие 
ребенка. В ней дети овладевают новыми 
навыками и умениями, знаниями. Только 
в игре осваиваются правила человеческого 
общения. Вне игры не может быть достигнуто 
полноценное нравственное и волевое 
развитие ребенка, вне игры нет воспитания 
личности.
Л.И. Божович 
о дошкольном детстве говорит, как 
о большом отрезке жизни ребенка. 
Условия жизни в это время 
стремительно расширяются: рамки семьи 
раздвигаются до пределов улицы, города, 
страны. Ребенок открывает для 
себя мир человеческих отношений, разных 
видов деятельности и общественных 
функций людей. Он испытывает сильное 
желание включиться в эту взрослую 
жизнь, активно в ней участвовать, 
что, конечно, ему еще недоступно. 
Кроме того, не менее сильно он стремится 
к самостоятельности. Из этого противоречия 
рождается ролевая игра - самостоятельная 
деятельность детей, моделирующая жизнь 
взрослых. Ролевая, или как ее иногда 
называют творческая игра, появляется 
в дошкольном возрасте. Это - деятельность, 
в которой дети берут на себя роли 
взрослых людей и в обобщенной 
форме, в игровых условиях воспроизводят 
деятельность взрослых и отношения 
между ними [16 ,61]. Ребенок, выбирая 
и исполняя определенную роль, имеет 
соответствующий образ - мамы, водителя, 
пирата и образцы его действий. 
Образный план игры настолько важен, 
что без него игра просто не может 
существовать. Но хотя жизнь в игре 
протекает в форме представлений, 
она эмоционально насыщена и становится 
для ребенка его действительной 
жизнью.
З.М. Богуславская, 
Е.О. Смирнова считают, что в конце 
раннего детства, игра с сюжетом 
''вырастает'' из предметно-манипуляционнной 
деятельности. Первоначально ребенок 
был поглощен предметом и действиями 
с ним. Когда он овладел действиями, 
вплетенными в совместную деятельность 
с взрослым, он начал осознавать, 
что он действует сам и действует 
как взрослый [17, 82].
В дошкольном 
возрасте аффект переносится с предмета 
на человека, благодаря чему взрослый 
и его действия становятся образцом 
не только объективно, но и субъективно.
Около 
трех лет ребенок становится гораздо 
более самостоятельным, и его 
совместная деятельность с близким 
взрослым начинает распадаться. В то 
же время игра социальна и по своему 
происхождению, и по содержанию. Она не 
сможет развиваться без частого полноценного 
общения с взрослыми и без тех разнообразных 
впечатлений от окружающего мира, которые 
ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. 
Нужны ребенку и различные игрушки, в том 
числе неоформленные предметы, не имеющие 
четкой функции, которые он мог бы легко 
использовать в качестве заместителей 
других.
Я.Л. Коломинский, 
Е.А. Панько говорят о том, что 
сюжет - та сфера действительности, 
которая отражается в игре. Сначала 
ребенок ограничен рамками семьи, 
и поэтому игры его связаны 
главным образом с семейными, 
бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения 
новых областей жизни, он начинает использовать 
более сложные сюжеты - производственные, 
военные т.д. более разнообразными 
становятся и формы игры на старые 
сюжеты, скажем в ''дочки-матери''. Кроме 
того, игра на один и тот же сюжет 
постепенно становится более устойчивой, 
длительной. Если в 3-4 года ребенок может 
посвятить ей только 10-15 минут, а 
затем ему нужно переключиться 
на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра 
уже может продолжаться 40-50 минут. 
Старшие дошкольники способны играть 
в одно и то же по несколько часов 
подряд, а некоторые игры у них 
растягиваются на несколько дней 
[17, 341].
Те 
моменты в деятельности и отношениях 
взрослых, которые воспроизводятся 
ребенком, составляют содержание игры. 
Младшие дошкольники имитируют 
предметную деятельность - режут хлеб, 
трут морковку, моют посуду. Они поглощены 
процессом выполнения действий и 
подчас забывают о результате - для 
чего и для кого они это сделали, 
действия различных детей не согласуются 
друг с другом, не исключены дублирование 
и внезапная смена ролей во 
время игры. Для средних дошкольников 
главное - отношения между людьми, 
игровые действия производятся ими 
не ради самих действий, а ради стоящих 
за ними отношений. Для старших дошкольников 
важно подчинение правилам, вытекающим 
из роли, причем правильность выполнения 
этих правил ими жестко контролируется.
По 
словам Л.К. Ладутько в развитии игры 
выделяются две основные стадии. Для 
первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение 
логики реальных действий людей; содержанием 
игры являются предметные действия. На 
второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные 
отношения между людьми и содержанием 
игры становятся социальные отношения, 
общественный смысл деятельности взрослого 
человека [19, 221]. Как уже говорилось 
игра - ведущая деятельность в дошкольном 
возрасте, она оказывает значительное 
влияние на развитие ребенка. Прежде 
всего, в игре дети учатся общению 
друг с другом, умение устанавливать 
со сверстниками определенные взаимоотношения. 
Младшие дошкольники еще не умеют 
по-настоящему общаться со сверстниками. 
Постепенно общение между детьми 
становится более интенсивным и 
продуктивным. Игра, особенно коллективная, 
требует от ребенка мобилизации 
всех его сил и возможностей: и 
физических, и умственных. Игра предъявляет 
высокие требования к развитию речи 
ребенка: ведь он должен объяснить, во 
что и как он хотел бы играть, договориться 
с другими детьми, кто какую роль может 
сыграть, произнести свой текст так, чтобы 
его поняли остальные. В среднем и старшем 
дошкольном возрасте дети, несмотря на 
присущий эгоцентризм, договариваются 
друг с другом, предварительно распределяя 
роли, а также и в процессе самой игры. 
Содержательное обсуждение вопросов, 
связанных с ролями и контролем за выполнением 
правил игры, становится возможным благодаря 
включению детей в общую, эмоционально 
насыщенную для них деятельность.
А.К. Бондаренко, 
А.И. Матусик считают, что игра способствует 
становлению не только общения со 
сверстниками, но и произвольного 
поведения ребенка [20, 54]. Механизм управления 
своим поведением - подчинение правилам 
- складывается именно в игре, а затем 
проявляется в других видах деятельности. 
Произвольность предполагает наличие 
образца поведения, которому следует 
ребенок, и контроля. В игре образцом 
служат не моральные нормы или 
иные требования взрослых, а образ 
другого человека, чье поведение 
копирует ребенок.
В игре 
также развивается мотивационно-потребностная 
сфера ребенка. Возникают новые 
мотивы деятельности и связанные 
с ними цели.
В развитой 
ролевой игре с ее замысловатыми 
сюжетами и сложными ролями, создающими 
достаточно широкий простор для 
импровизации, у детей формируется 
творческое воображение. Игра способствует 
становлению произвольной памяти, в 
ней преодолевается так называемый 
познавательный эгоцентризм. Вообще в 
игре коренным образом изменяется позиция 
ребенка. Играя, он приобретает возможность 
смены одной позиции на другую, 
координации разных точек зрения.
Рассматривая 
в своих работах дошкольный возраст 
Л.С. Выготский ставит акцент на том, 
что основным средством сенсорного 
воспитания считается дидактическая 
игра. На нее почти полностью возлагается 
задача формирования сенсорики ребенка: 
знакомство с формой, величиной, цветом, 
пространством, звуком. Дидактическая 
игра как игровая форма обучения 
- явление очень сложное [21, 182].
Игра 
- это серьезно для самого ребенка, 
это сама жизнь, это детская непосредственность, 
наивность, иногда лукавство, иногда удивительная 
серьезность. Для ребенка игра не 
всегда милая забава, часто - это 
труд, преодоление себя. Игра - это 
целый мир… И руководство детской 
игрой - серьезная проблема для взрослых. 
Пожалуй, именно здесь от родителей 
требуется наибольшее внимание, терпение, 
такт, умение наблюдать, постоянно и 
беспристрастно вглядываться в своего 
ребенка, и конечно же умение любить.
Родители 
сами могут прийти к выводу, что 
не следует жалеть времени на игру. 
Отношение родителей к игре своих 
детей должно быть проникнуто сознанием 
глубокой ценности игровой деятельности 
- как орудия самовоспитания ребенка.
Таким 
образом, можно сделать вывод о том, что  
игра - это основной вид деятельности дошкольника, 
в ней дети овладевают новыми навыками 
и умениями, знаниями. Ролевая игра - самостоятельная 
деятельность детей, моделирующая жизнь 
взрослых. Это - деятельность, в которой 
дети берут на себя роли взрослых людей 
и в обобщенной форме, в игровых условиях 
воспроизводят деятельность взрослых 
и отношения между ними. В развитии игры 
выделяются две основные стадии: воспроизведение 
логики реальных действий людей; моделирование 
реальных отношений между людьми и содержанием 
игры становятся социальные отношения, 
общественный смысл деятельности взрослого 
человека Игра предъявляет высокие требования 
к развитию речи ребенка. В игре также 
развивается мотивационно-потребностная 
сфера ребенка. Игра способствует становлению 
не только общения со сверстниками, но 
и произвольного поведения ребенка.