Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель работы: взаимосвязь самооценки и уровня тревожности.
  1.    Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки
  2.    Выявить особенности самооценки личности у студентов
  3. В ходе эмпирического исследования выявить степень влияния тревожности      на уровень самооценки
Введение	2
1.Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки студентов…………………………………………………………………………  4
1.1.Сущность понятия самооценки личности	 4
1.2.Психологические особенности самооценки у студентов	11
1.3.Основные факторы влияющие на тревожность студента	17
2.Эмпирическое исследование влияния тревожности на самооценку студентов	25
    2.1 Методики исследования на самооценку и тревожность	25
    2.2 Результаты исследования уровня самооценки и тревожности	27
    2.3. Рекомендации…………………………………………………………… 30
Заключение	31
Список литературы	32
Приложение	34
На основании функционального подхода можно определить тревогу как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для ее преодоления
Прихожан выделяет такие разновидности тревожности, как:
- устойчивая тревожность 
в какой-либо сфере (тестовая, 
межличностная, экологическая 
- общая, генерализованная 
тревожность, свободно 
Различают также нормальную 
и невротическую тревожность. Нормальная 
тревожность - это реакция человека 
на угрозу его ценностям, которые 
он считает для себя единственно 
важными и возможными для существования 
себя как личности. Нормальная тревожность 
адекватна реальной угрозе, она не 
таит в себе депрессию или меланхолию. 
Ранк подчеркивал, что нормальная тревожность 
сопровождает переживания индивида 
на протяжении всей его жизни и 
если потенциально формирующие тревожность 
переживания преодолены успешно, то 
это ведет к большей 
Мэй отмечал, что нормальная тревожность, как и любая тревожность, есть реакция индивида на угрозу ценностям, которые он считает единственно возможными для его существования как личности. Но нормальной тревожностью может быть призвана реакция, которая:
- адекватно реальной угрозе;
- не включает подавление 
или другие механизмы 
- не требует невротических 
защитных механизмов для 
Большое внимание в литературе уделяется также конкретным, частным видам тревожности, например, школьной тревожности у детей.
Прихожан изучала формы тревожности в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками. Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию.
Проведенная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности:
1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2) скрытая — в разной 
степени не осознаваемая, проявляющаяся 
либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью 
к реальному неблагополучию и 
даже отрицанием его, либо 
Внутри этих категорий 
были выявлены и подверглись специальному 
анализу различные формы 
1. Острая, нерегулируемая - самостоятельно справиться с ней индивид не может.
2. Регулируемая и компенсируемая 
тревожность. Внутри этой 
а) снижение уровня тревожности;
 б) использование ее 
для стимуляции собственной 
3. Культивируемая тревожность 
— в этом случае тревожность 
осознается и переживается как 
ценное для личности качество, 
позволяющее добиваться 
Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм — «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации».
В работах, выполненных под руководством Бороздиной, при исследовании людей среднего возраста, было установлено, что особенности самооценки и уровня притязаний в отдельности не связаны с повышением тревожности. Тревожность вызывается конфликтом, выражающимся в рассогласовании уровней самооценки субъекта и его притязаний.
В работе Сидорова подтверждается этот факт на материале юности, где экспериментально доказано, что «расхождение высоты СО и притязаний сопряжено с ростом личностной тревожности».
Представление о том, что тревожность может быть вызвана любым внутренним конфликтом и основой является не содержание, а личностный смысл наиболее распространено».
Существуют подходы к изучению тревожности в связи с другим личностными конструктами, например, самооценкой.
По данным Прихожан, обследовавшей тревожных детей, выявилось, что характерной чертой таких детей является снижение самооценки. Они не способны уважать себя, ценить себя, что проявляется в неверии в свои способности, в свои силы.
Спилбергер были установлены устойчивые корреляции между подшкалой реактивной тревожности (РТ) и показателями СО.
Роджерс указывает на то, что конфликт личности между Я – идеальным и Я – реальным приводит к возникновению эмоционального напряжения и тревожности.
По мнению Прихожан, современное 
состояние исследований проблемы тревожности 
характеризуется определенной двойственностью, 
сочетанием общепринятых положений 
и недостаточной 
Причины, вызывающие тревожность и влияющие на изменение ее уровня, очень разнообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.
Обнаруживается связь 
тревожности с характеристиками 
семьи и особенностями 
В качестве важнейшего источника тревожности выделяется внутриличностный источник тревожности - внутренний конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я – концепцией.
Существует закономерность, что устойчивая, неадекватно завышенная самооценка коррелирует с низкой тревожностью и экстраверсией, а устойчивая, неадекватно низкая самооценка – с высокой тревожностью и интроверсией.
Выявлена определенная зависимость: 
формирование ЛТ как следствия 
В настоящее время выделяются два типа источников устойчивой тревожности, это и длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги, и внутренне–психологические и (или) психофизиологические причины [18,с.11-17].
Вывод:
Самооценка – самостоятельный компонент самосознания, начинающий функционировать в подростковом возрасте. Функция самооценки заключена в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств (качеств) с помощью определенной шкалы ценностей» [17,с.808]. Проблема самооценки является одним из ключевых вопросов исследования личности, ценное значение имеет изучение и исследование её свойств (устойчивость, адекватность, уровень, динамика) как таковых и во взаимосвязи с другими сторонами личности (тревожность, внушаемость и др.), поскольку такое изучение даст возможность исследовать личность как целостность [1,с.156].
Проблема связи самооценки с другими свойствами личности недостаточно изучена в психологии, поэтому исследование связи самооценки и уровня тревожности актуально.
На современном этапе развития психологии, большинство авторов считают, что тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях.
 
2.1 Методики исследования на самооценку и тревожность
Для исследования самооценки личности был использован «Опросник Казанцевой Г.Н. Изучение общей самооценки»
В данной методике определяется уровень самооценки, и её адекватность [8,с.528].
Для определения уровня тревожности использовалась методика «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина». Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
 В 1966-1973 годах Ч. 
Д. Спилбергер разработал 
Ю. Л. Ханин адаптировал, модифицировал 
и стандартизировал методику Спилбергера. 
Данная методика позволяет сделать 
первые и существенные уточнения 
о качестве интегральной самооценки 
личности: является ли нестабильность 
этой самооценки ситуативной или 
постоянной, т.е. личностной. Результаты 
методики относятся не только к психодинамическим 
особенностям личности, но и к общему 
вопросу взаимосвязи параметров 
реактивности и активности личности, 
её темперамента и характера. Методика 
предназначена как для 
 
2.2. Анализ результатов исследования уровня самооценки и тревожности
Рис. 1 уровень самооценки
Анализируя диаграмму на рис.1 можно сказать, что 44 % испытуемых студентов выявился низкий уровень самооценки.
Таким студентам типична общая неустойчивость образов «я» и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, боятся выражать свои чувства и свое мнение. Особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их.
33 % испытуемых имеют средний уровень самооценки. Им характерно большая самостоятельность, они менее внушаемы и более спокойно переживают критику и менее чувствительны, чем те кто имеет низкий уровень самооценки.
И всего 23 % студентов имеют высокий уровень самооценки. Это уверенные в себе люди, с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе.
 
Рис. 2 уровень тревожности
Из выше приведенной диаграммы на рис. 2 можно сделать вывод, что 60 % испытуемым характерен высокий уровень тревожности.
По результату методики можно сказать, что большинству студентов первых курсов свойственен высокий уровень тревожности.
Студентов с высоким уровнем тревожности отличает замкнутость и мало общительность. Как правило, они без инициативны, что связано с ожиданием неудачи и низкой самооценкой.
И наоборот, студенты, имеющие 
низкий уровень тревожности общительны 
и инициативны, но им свойственна 
слабая эмоциональная вовлеченность 
в различных жизненных 
Средний уровень тревожности говорит о том, что это более или менее спокойные студенты, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
 
X=45,6 Y= -0,86
40  | 
  -5.6  | 
  31.36  | 
  +4  | 
  3.14  | 
  9.8596  | 
  -17.584  | 
47  | 
  1.4  | 
  1.96  | 
  -4  | 
  -4.86  | 
  23.6196  | 
  -6.804  | 
31  | 
  -14.6  | 
  213.16  | 
  +3  | 
  2.14  | 
  4.5796  | 
  -31.244  | 
44  | 
  -1.6  | 
  2.56  | 
  +8  | 
  7.14  | 
  50.9796  | 
  -11.424  | 
49  | 
  3.4  | 
  11.56  | 
  -4  | 
  -4.86  | 
  23.6196  | 
  16.524  | 
46  | 
  0.4  | 
  0.16  | 
  -3  | 
  -3.86  | 
  14.8996  | 
  -1.544  | 
31  | 
  -14.6  | 
  213.16  | 
  +6  | 
  5.14  | 
  26.4196  | 
  -75.044  | 
34  | 
  -11.6  | 
  134.56  | 
  -1  | 
  -1.86  | 
  3.4596  | 
  21.576  | 
45  | 
  -0.6  | 
  0.36  | 
  -7  | 
  -7.86  | 
  61.7796  | 
  4.716  | 
45  | 
  -0.6  | 
  0.36  | 
  +2  | 
  1.14  | 
  1.2996  | 
  -0.684  | 
31  | 
  -14.6  | 
  213.16  | 
  +8  | 
  7.14  | 
  50.9796  | 
  -104.244  | 
48  | 
  2.4  | 
  5.76  | 
  -5  | 
  -5.86  | 
  34.3396  | 
  -14.064  | 
45  | 
  -0.6  | 
  0.36  | 
  -5  | 
  -5.86  | 
  34.3396  | 
  3.516  | 
43  | 
  -2.6  | 
  6.76  | 
  +6  | 
  5.14  | 
  26.4196  | 
  -13.364  | 
32  | 
  -13.6  | 
  184.96  | 
  +2  | 
  1.14  | 
  1.2996  | 
  -15.504  | 
61  | 
  15.4  | 
  237.16  | 
  +4  | 
  3.14  | 
  9.8596  | 
  48.356  | 
48  | 
  2.4  | 
  5.76  | 
  +1  | 
  0.14  | 
  0.0196  | 
  0.336  | 
43  | 
  -2.6  | 
  6.76  | 
  -6  | 
  -6.86  | 
  47.0596  | 
  17.836  | 
44  | 
  -1.6  | 
  2.56  | 
  +5  | 
  4.14  | 
  17.1396  | 
  -6.626  | 
50  | 
  4.4  | 
  19.36  | 
  -4  | 
  -4.86  | 
  23.6196  | 
  -21.384  | 
47  | 
  1.4  | 
  1.96  | 
  -4  | 
  -4.86  | 
  23.6196  | 
  -6.804  | 
45  | 
  -0.6  | 
  0.36  | 
  +1  | 
  0.14  | 
  0.0196  | 
  -0.084  | 
44  | 
  -1.6  | 
  2.56  | 
  -1  | 
  -1.86  | 
  3.4596  | 
  2.976  | 
64  | 
  18.4  | 
  338.56  | 
  -6  | 
  -6.86  | 
  47.0596  | 
  -126.224  | 
57  | 
  11.4  | 
  129.96  | 
  -2  | 
  -2.86  | 
  8.1796  | 
  -32.604  | 
47  | 
  1.4  | 
  1.96  | 
  -7  | 
  -7.86  | 
  61.7796  | 
  -11.004  | 
44  | 
  -1.6  | 
  2.56  | 
  -3  | 
  -3.86  | 
  14.8996  | 
  6.176  | 
57  | 
  11.4  | 
  129.96  | 
  -5  | 
  -5.86  | 
  34.3396  | 
  -66.804  | 
60  | 
  14.4  | 
  207.36  | 
  -5  | 
  -5.86  | 
  34.3396  | 
  -84.384  | 
46  | 
  0.4  | 
  0.16  | 
  -4  | 
  -4.86  | 
  23.6196  | 
  -1.944  | 
X=45,6  | 
  =2107.2  | 
  Y=-0.86  | 
  =716.908  | 
  =-627.358  |