Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель работы: взаимосвязь самооценки и уровня тревожности.
  1.    Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки
  2.    Выявить особенности самооценки личности у студентов
  3. В ходе эмпирического исследования выявить степень влияния тревожности      на уровень самооценки
Введение	2
1.Теоретические подходы к проблеме исследования самооценки студентов…………………………………………………………………………  4
1.1.Сущность понятия самооценки личности	 4
1.2.Психологические особенности самооценки у студентов	11
1.3.Основные факторы влияющие на тревожность студента	17
2.Эмпирическое исследование влияния тревожности на самооценку студентов	25
    2.1 Методики исследования на самооценку и тревожность	25
    2.2 Результаты исследования уровня самооценки и тревожности	27
    2.3. Рекомендации…………………………………………………………… 30
Заключение	31
Список литературы	32
Приложение	34
Так же формируется целостное 
представление о самом себе, отношение 
к себе, причем вначале осознаются 
и оцениваются студентом 
Юношеские самооценки часто бывают противоречивы. Самооценка студента – является регулятором его поведения и учебной деятельности. Под влиянием студенческой самооценки в зависимости от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности.
Студенческая самооценка 
тесно связана с уровнем его 
притязаний. Расхождение между притязаниями 
и реальными возможностями 
На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнения других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у студента формируется самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «я» [28,с.154].
По мнению С. Куперсмита: «Самоуважение – это личное ценностное суждение, выражение в установках индивида к себе» [30,с.513].
«Высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое с отрицательными эмоциями, следовательно, мотив самоуважения – это личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе» – считает Г. Каплан [31,с.14].
Морис Розенберг, в своих исследованиях, выявил, что для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, боятся выражать свои чувства перед окружающими. Такие люди особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих [31,с.14].
Студенты с высоким самоуважением и чувством уверенности в себе, они более самостоятельны и менее внушаемы.
Самосознание и самооценка в юношеском возрасте сильно зависят от стереотипных представлений о том, какие должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившихся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.
Нельзя не согласиться с мнением Б.Г. Ананьева о том, что студенческое влияние на психику студента, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит значительное развитие уровней психики [32,с.287].
Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты:
На первом курсе студенты 
решают задачи приобщения недавнего 
абитуриента к студенческим формам 
коллективной жизни. Поведение студентов 
отличается высокой степенью конформизма. 
Отмечается слабая регуляция своего 
поведения и немотивированный риск. 
Неумение предвидеть последствия своих 
поступков (возраст бескорыстных жертв 
и полной самоотдачи). Часто формируется 
неадекватная идентичность; неспособность 
строить жизненные планы, избегание 
тесных межличностных отношений, выбор 
отрицательных образов для 
В процессе адаптации первокурсников к вузу возникают такие трудности как:
1) отрицательное переживание, 
связанное с уходом вчерашних 
школьников из школьного 
2) недостаточная психологическая подготовка к профессии;
3) неумение осуществлять 
психологическое 
4) недостаточно развито стремление к самообразованию и т.д.
Второй курс является периодом самой напряженной учебы (учебной деятельности). В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубление профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.
Четвертый курс – это первое реальное знакомство со специальностью в период прохождение практики. Происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
На пятом курсе формируются четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Таким образом, можно предположить, что психологическое развитие личности студента – это диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самоуважение, активной работы над собой [27,с.649–650].
Развитие организма и личность студента характеризуются рядом противоречий: наступление физической, гражданской, умственной, трудовой зрелости не совпадает во времени.
Характерной особенностью студенческого 
возраста является потребность в 
достижениях. Если она не находит 
своего удовлетворения в основных сферах 
деятельности студента, то смещается 
на другие сферы (спорт, бизнес, и тому 
подобное). Человек должен найти 
для себя область успешного 
 
1.3. Основные факторы влияющие на тревожность студента
Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации», важнейшая характеристика нашего времени, с другой — это психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации.
Поэтому не удивительно, что этой проблеме посвящено большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии.
В «Психологическом словаре» под тревожностью понимается «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [13,с.7-17].
Согласно концепции 
Спилбергер считает что, тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями:
1. Ситуации, представляющие 
для человека определенную 
2. Интенсивность переживания 
тревоги пропорциональна 
3. Высоко тревожные индивиды 
воспринимают ситуации или 
4. Ситуация тревоги 
Сидоров отмечает, что деление тревожности на ситуативную тревожность (СТ) и личностную тревожность (ЛТ) прочно вошло в психологический обиход и стало весьма удобным не только в теории, но и в диагностической и экспериментальной практике.
Относительно соотношения 
двух названных форм тревожности, генетически 
первичной следует считать СТ, 
вторичной - ЛТ. Жизненный опыт человека, 
фиксирующий частоту и 
Мэй определял тревогу как «субъективное состояние личности, понимающей, что ее существование может быть разрушено, что она может превратиться в «ничто». Человек испытывает тревогу, когда осознает, что его существование или какие – то ценности, отождествляемые с ним, могут быть уничтожены. Позднее Мэй выдвинул другое определение тревоги – как ощущение угрозы, направленной на важные для человека ценности. Значит, тревога может происходить как из осознания возможности нашего небытия, так и из угрозы жизненно важным для человека ценностям и стать причиной застоя и упадка. Тревога может возникнуть при встрече с препятствиями. Свобода не может существовать без тревоги, становясь более свободным, человек неизбежно испытывает тревогу [16,с.215-223].
Важным результатом 
Я. Рейковский рассматривая 
влияние тревоги на уровень притязаний 
(его занижение или завышение), 
концептуирует тревогу и 
В работах Березина, оценивается 
роль тревоги в процессе психической 
адаптации человека. Тревога изменяет 
характер поведения, ведет к усилению 
поведенческой активности, побуждает 
к более интенсивным и 
Березин основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает представление о существовании тревожного ряда:
1. Ощущение внутренней 
напряженности (включает 
2. Гиперестезические реакции 
(множество событий внешней 
3.Собственно тревога 
4.Страх. Неосознаваемость 
причин тревоги, делают 
5.Ощущение неотвратимости 
надвигающейся катастрофы, нарастание 
интенсивности тревоги 
6.Тревожно-боязливое 
Все эти феномены проявляются по-разному, в зависимости от стабильности психического состояния
Астапов говорит о необходимости 
функционального подхода к 
Он рассматривает следующие психические функции тревоги:
1. Функция сигнала – 
имеет приспособительное 
2. Функция поиска – 
человек пытается найти 
3. Функция оценки – анализ сложившейся ситуации. Имеет сложный характер, включающий не только перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, актуализации прошлого опыта и умений человека и т. д. Особенность этой функции заключается в том, что она включает защитные и приспособительные функции, помогающие организму адаптироваться