Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 22:11, курсовая работа
Цель исследования: дать психологическую характеристику типам темперамента и выявить влияние темперамента на личностные особенности человека. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
проанализировать литературные источники по данным проблемам;
подобрать методики для исследования;
Введение………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Темперамент как предмет исследования психологии: исторический аспект……………………………………………………………………………………………………………….5
Возникновение учения о темпераменте и его дальнейшее развитие……………………………………………………………………………………………..5
Конституционные типологии человеческой психики………………………..8
Исследования темперамента в отечественной психологической науке………………………………………………………………………………………………….17
Исследования В. П. Казначеева……………………………………………………….17
Учение И. П. Павлова………………………………………………………………………..18
Критика концепции И. П. Павлова…………………………………………………..21
Выводы по Главе 1…………………………………………………………………………….26
Глава 2. Анализ подходов к изучению темперамента в современной психологической науке………………………………………………………………………………….28
. Подходы к определению понятия темперамента………………………………28
. Психологическая характеристика типов темперамента…………………….38
. Внешние признаки, характерные для представителей различных типов темперамента……………………………………………………………………………..44
.Выводы по Главе 2……………………………………………………………………………….47
Глава 3. Эмпирическое исследование типов темперамента………………………..48
.Методический инструментарий и ход исследования……………………….48
.Анализ полученных результатов. Выводы…………………………………………..48
Заключение……………………………………………………………………………………………………51
Список литературы…………………………………………………………………………………………53
Критерий  | 
  Холерик  | 
  Сангвиник  | 
  Флегматик  | 
  Меланхолик  | 
Тип нервной системы  | 
  Сильный неуравновешенный  | 
  Сильный уравновешенный подвижный  | 
  Сильный уравновешенный инертный  | 
  Слабый  | 
Активность  | 
  Активен. Человек быстрый, порывистый.  | 
  Человек живой, подвижный, быс-тро отзывающий-ся на окружаю-щие события.  | 
  Медлительный, невозмутимый человек.  | 
  Настороженность во взгляде, позе.  | 
Поведение в обществе  | 
  Лидер, легко уста-навливает контак-ты, но с трудом поддерживает. Им-пульсивен, скло-нен к конфликтам.  | 
  В центре внима-ния, пользуются уважением, легко устанавливают контакты  | 
  С трудом устанавливает, но легко поддерживает знакомство.  | 
  Предпочитает быть в стороне.  | 
Настроение  | 
  Склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Неуравновешен.  | 
  Сравнительно легко переживает неудачи и неприятности.  | 
  Слабое внешнее выражение ду-шевного состоя-ния. Более или менее постоян-ное настроение.  | 
  Легко ранимый человек, склонен глубоко пережи-вать даже незна-чительные неуда-чи, но внешне сдержан.  | 
Работа  | 
  Способен отдава-ться делу с исключительной страстностью. Быстро включает-ся в работу.  | 
  В работу включа-ется быстро, но до конца доводит при наличии интереса. Предпочитает все новое.  | 
  Медленно включается в работу, но зато способен выдерживать значительные нагрузки.  | 
  Быстро переуто-мляется. Харак-терно тщатель-ное планирова-ние и самоконт-роль, поэтому в его работе мало ошибок.  | 
Речь  | 
  Громкая, резкая, бывает грубой.  | 
  Живая, эмоциональная.  | 
  Спокойная, размеренная, с паузами.  | 
  Тихая, может снижаться до шепота.  | 
Память  | 
  Быстро запоминает, быстро забывает.  | 
  Хорошая, схватывает на лету.  | 
  Запоминает медленно, помнит долго.  | 
  Запоминает быстро за счет высокой спо-собности к ана-лизу.  | 
Внимание  | 
  Развито переклю-чение, быстро сосредотачивается.  | 
  Развиты переклю-чение, распреде-ление, быстро сосредотачивается  | 
  Развита устойчивость.  | 
  Познавательная сфера может развиваться.  |