Свойства и виды восприятия. Восприятие времени и движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых мы можем уловить лишь очень небольшую часть. Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки, тогда как эти ультразвуки легко слышит собака, дельфин или летучая мышь. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн - от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны).

Содержание работы

Введение
1. Понятие о восприятии
2. Основные свойства восприятия
3. Виды восприятия
4. Восприятие движения
5. Восприятие времени
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа на тему.docx

— 52.17 Кб (Скачать файл)

Осмысленность восприятия . Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен  структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения  о том, что они относятся к  одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск  в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный процесс.

Говоря об основных свойствах  восприятия, мы не можем не остановиться еще на одном, не менее существенном свойстве восприятия как психического процесса. Это свойство — активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что  происходит у вас за спиной. Вы воспринимаете  или речь лектора, или текстовое  содержание книги, поскольку ваше восприятие направлено (т. е. активировано) именно на это, но так было до тех пор, пока я не сказал вам об этом. Сказав о  том, что вы не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной, я перенаправил на определенный период времени ваше внимание на другой пространственный участок, и вы стали  воспринимать те предметы, которые  находятся вокруг вас, в том числе  и за вашей спиной, т. е. те предметы, которые минуту назад никак не были представлены в вашем сознании.

Таким образом, мы можем полагать, что природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.

Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные  чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические  больные склонны воспринимать случайные  чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: "Что  это такое?"

 

  1. Виды восприятия

 

Познакомившись с основными  свойствами восприятия, давайте ответим  на вопрос, какие основные виды восприятия существуют. Опираясь на современную  психологическую литературу, можно  выделить несколько подходов к классификации  восприятия. В основе одной из классификаций  восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих  в восприятии. В соответствии с  тем, какой анализатор (или какая  модальность) играет в восприятии преобладающую  роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно восприятие — результат  взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени  участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать  осязательное восприятие, в котором  участвуют тактильный и кинестетический  анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует  двигательный анализатор. Различные  виды восприятия редко встречаются  в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные  виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации  типов восприятия являются формы  существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и  восприятие движения.

 

Виды восприятия:

Осязательное  восприятие

 

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и  сложные компоненты. К первым относятся  ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются «луковички», разбросанные в толще кожи. Аппаратом  болевых ощущений являются свободные  окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы, периферическим аппаратом ощущений прикосновения  и давления – своеобразные нервные  образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини, также  расположенные в толще кожи. Только что перечисленные рецепторные  аппараты распределены по поверхности  кожи неравномерно: чем более тонкая чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более  густо расположены на его поверхности  соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их чувствительность. Тонкость чувствительности различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения периферических рецепторов в соответствующих участках кожи, но и относительной площадью тех областей постцентральных отделов  коры головного мозга, куда приходят волокна от соответствующих участков периферии. Чем более тонкую функцию  выполняет тот или иной участок  кожи, тем большую площадь занимает его проекция в коре головного  мозга. Наиболее сложные формы осязательной чувствительности – ощущение локализации  прикосновения, различительная чувствительность (ощущение расстояния между двумя  прикосновениями к близким участкам кожи), ощущения направления натяжения  кожи (если кожу предплечья ведут к  кисти или от нее), ощущения формы, которая наносится прикосновением острия делающего на коже фигуру круга  или изображение цифры. К сложным  формам относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком  положении находятся пассивно огибаемая  рука или придать правой руке то положение, которое пассивно придается  левой руке. В осуществлении этих видов чувствительности принимают  участие сложные вторичные зоны постцентральных отделов коры. Для  исследования различных видов чувствительности используют разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий  одновременно прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если оба прикосновения даются одновременно.

При этом обычно выпадает ощущение прикосновения  к точке, противоположной пораженному полушарию. Исследование «двумерно-пространственного чувства» производится следующим образом: исследующий рисует острием иглы фигуру на коже предплечья и предлагает определить, какая фигура была нарисована. Невозможность выполнить эту задачу указывает на поражение вторичных отделов теменной коры противоположного полушария.

Однако существуют и более сложные  формы осязательного восприятия, при котором человек на ощупь  может определить формы предмета, а иногда и узнать сам предмет. Чтобы перейти от оценки отдельных  признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы  рука находилось в движении, то есть пассивное осязательное восприятие заменилось активным ощупыванием предмета. Наиболее интересным в осязательном восприятии предмета является факт постепенного превращения последовательно (сукцессивно) поступающей информации об отдельных  признаках предмета в его целостный (симультанный) образ.

Например, при ощупывании ключа  сначала мы получаем впечатление  о том, что мы имеем дело с чем-то холодным, гладким и длинным. На этой фазе возникает предположение, что  мы ощупываем металлический стержень или трубку; или металлический  карандаш. Затем наша рука ощупывает  кольцо ключа; первая группа предположений  сразу отбрасывается. Ощупывание продолжается, и ощупывающий палец перемещается к бородке ключа с характерной  для нее изрезанностью. Тут происходит выделение наиболее информационных точек, объединение всех последовательно  воспринимавшихся признаков, и возникает  гипотеза «это ключ!». Видно, что процесс  узнавания образа предмета, который  в зрении происходит сразу, в осязании носит развернутый характер, и  происходит путем последовательной цепи проб, с выделением отдельных  признаков, созданием ряда альтернатив  и формированием окончательной  гипотезы. Процесс осязательного  восприятия был подробно изучен советскими психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, Л.М. Веккером. Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука испытуемого должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом по руке или руки по предмету, не приводит к нужному результату. Активное ощупывание предмета производится, как правило, при участии обеих рук. По мере упражнения процесс ощупывания может постепенно сокращаться, и если на первых его этапах для узнавания было необходимо слияние многих выделенных признаков, то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для опознания предмета, сокращается, так что под конец одного наиболее информативного признаке достаточно, чтобы предмет мог быть опознан.

Зрительное  восприятие.

 

3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа.

Восприятие яркости  и цвета. Зрительная система человека чувствительна к электромагнитным колебаниям, длина волны которых лежит в диапазоне от 380 до 720 нанометров. Эта область электромагнитных колебаний называется видимой частью спектра. Рецепция падающего на сетчатку света представляет собой только первую ступень в сложной цепи процессов, приводящих к зрительному отражению окружающего нас мира. Структура процесса восприятия цвета меняется в зависимости от оптических свойств поверхности предметов. Эти поверхности могут светиться, излучая больше света, чем на них падает; блестеть, отражая весь падающий на них свет; отражать лишь часть падающего света и быть прозрачными, то есть не оказывать свету существенных препятствий. Большинство окружающих нас предметов частично поглощают и частично отражают падающий на них свет. Цвет этих предметов характеризуется отражательной способностью. Поэтому для восприятия цвета предметов зрительная система должна учитывать не только свет отраженный поверхностью предмета, но также характеристики освещающего эту поверхность света. Одни и те же предметы в разных условиях освещения (при дневном свете, при электрической лампе, при оранжево-красном закате) отражают свет разного спектрального состава. Однако, уголь в солнечный день отбрасывает гораздо больше света, чем кусок мела в сумерки, и тем не менее мы воспринимаем уголь черным, а мел белым. Это говорит о константности восприятии цвета, что имеет большое значение для правильной ориентации в окружении. Константное восприятие цвета обеспечивается благодаря оценке относительной яркости поверхностей, находящихся в поле зрения наблюдателя, учитывается роль прошлого опыта.

Р. Грегори, в своих трудах, рассмотрел проблему изучения цветового зрения. Известно, что существует всего несколько «основных» цветов. Каким же образом мы воспринимаем столь большую гамму цветов? Юнг предполагал, что существует только три «основных» цвета. Он обнаружил, что можно создать любой цвет, видимый в спектре (в том числе и белый) путем смешения трех, но не менее чем трех, световых лучей, подбирая соответствующую интенсивность света. Но таким способом невозможно получить коричневый цвет, цвета металлов. Грегори предположил, что когда три цветовых потока объединяются в сложные структуры и особенно когда они изображают предметы, мы видим большее разнообразие цветов, чем в тех случаях, когда те же самые цветовые потоки предъявляются в виде простых структур. На основании этого Грегори сделал вывод, что нельзя представлять себе цветовое зрение в виде простой системы. Восприятие цвета обусловлено не только стимуляцией глаза определенной длиной волны и интенсивностью света, но и тем, изображает ли совокупность цветовых пятен предметы; тогда вступает в действие внешние корковые уровни мозговых процессов.

Восприятие формы, восприятие предмета. Дормой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Обычно в поле зрения одновременно находится огромное число объектов, которые могли бы образовать самые различные конфигурации. Тем не менее мы легко узнаем известные нам предметы. Более того, человеку не требуется специального обучение, чтобы воспринять незнакомый предмет в незнакомом окружении как обособленное целое. Это происходит благодаря выделению фигуры и фона. Фигура имеет характер вещи. Это выступающая вперед и относительно устойчивая часть видимого мира. Фон имеет характер неоформленного окружения. Он как бы отступает назад и кажется непрерывно продолжающимся за фигурой. Фигура, в отличие от фона, представляет собой стабильное и константное образование. В ряде случаев необходимым условием восприятия фигуры является выделение контура – границ между поверхностями, отличающимися по яркости, цвету или текстуре. Однако, роль контура выступает далеко не всегда. Иногда фигура вообще не обладает контуром. Наличие контура еще не обеспечивает автоматически выделение фигуры. Более того, сам контур воспринимается и запоминается как элемент данной фигуры.

Существенный вклад в  понимание того, как из отдельных  зрительно воспринимаемых деталей  предметов складывается их целостная  картина — образ, внесли представители гешталыппсихологии — направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М.Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1.  Близость друг к  другу элементов зрительного  поля, вызвавших соответствующие  ощущения. Чем ближе друг к  другу пространственно в зрительном  поле располагаются соответствующие  элементы, тем с большей вероятностью  они объединяются друг с другом  и создают единый образ.

2.  Сходство элементов  друг с другом. Это свойство  проявляется в том, что похожие  элементы обнаруживают тенденцию  к объединению.

3. Фактор «естественного  продолжения». Он проявляется в  том, что элементы, выступающие  как части знакомых нам фигур,  контуров и форм, с большей  вероятностью в нашем сознании  объединяются именно в эти  фигуры, форму и контуры, чем  в другие.

4. Замкнутость. Данное  свойство зрительного восприятия  выступает как стремление элементов  зрительного поля создавать целостные,  замкнутые изображения.

В восприятии формы предметов  принимают участие три основные группы факторов:

Информация о работе Свойства и виды восприятия. Восприятие времени и движения